Школьная зрелость

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Школьная зрелость
Для того чтобы ребенок смог включиться в процесс обучения (в 6 или 7 лет), необходимо, чтобы он достиг определенного этапа развития, касающегося различных сторон его личности: 1. Развитие мыслительных возможностей. 2. Достаточный запас представлений, знаний и информации о мире, полученных путем педагогических и социальных воздействий среды. 3. Соответствующая зрелость волевых и эмоциональных качеств, обеспечивающих ему возможность полноценного направления активности и правильное отношение к новой деятельности - учебе. Эти качества определяют социальную зрелость ребенка, что делает его способным адаптироваться к новым социальным условиям и общественным обязанностям, в которые он поставлен при обучении.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Школьная зрелость
связана с овладением умениями, знаниями, качествами, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Принято рассматривать готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном школьном обучении. Такая готовность определяется соответствующим уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, а также способности к произвольной регуляции поведения. По мнению многих специалистов, последняя к концу дошкольного детства сформирована недостаточно, поэтому рассматривается как слабое звено в подготовке дошкольников.
В готовности детей к школьному обучению выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физическую готовность, психологическую готовность и специальную готовность.
Физическая готовность характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от внутриутробного периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Можно выделить четыре группы детей в зависимости от степени их здоровья: Здоровые дети, не имеющие существенных отклонений в основных системах организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу).
Дети, у которых существует риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, развивающимся на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и их систем.
Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между их обострениями. Как правило, такие отличаются ослабленным иммунитетом, что отрицательно сказывается на их стрессоустойчивости и адаптивных возможностях.
Дети, имеющие существенные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при отборе в учебное заведение, определить которое следует руководствуясь заботой о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физическая готовность к школьному обучению как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы связана с группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Она в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты Ш. з. — специальную и психологическую готовность.
Специальная означает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. В большинстве случаев учителя начальной школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка.
Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая имеет интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую формы.
Под интеллектуальной обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы как системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, а также умение произвольно управлять своим поведением. Ее диагностика наиболее трудна.
При установлении эмоционально-волевой готовности ребенка рассматривается, насколько данная система близка к аналогичной у взрослых. В произвольности управления поведением принципиальной оказывается способность противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет исполнение и может привести к снижению работоспособности. Поддержание ее на необходимом уровне вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Формирование эмоциональной устойчивости — это важнейшее условие готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Особенно подвержены эмоциональному напряжению дети, относящиеся к третьей и четвертой группами здоровья. Разумеется, чем физически более развит ребенок, тем легче у него формируется произвольность управления поведением. Однако даже у него эмоционально-волевое управление не возникает автоматически, так как его необходимо создавать на основе мотивации достижения цели и стремления к успеху. Полезным и испытанным средством, помогающим воспитанию воли, служат спорт и занятия физической культурой.
Следует отметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления непосредственно зависят от степени зрелости головного мозга ребенка, в первую очередь — лобных долей (см. Лобные доли мозга). Поскольку психическое развитие и степень зрелости коры больших полушарий (см. Кора полушарий конечного мозга) взаимозависимы, оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной и включать психологические, педагогические способы, а также психофизиологическое обследование.
Литература
Аверин В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Конспект лекций. СПб., 2000.
Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к обучению. Книга для родителей. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
285.21 кб

Эмоциональная зрелость школьников

Кровицкая Инна Владимировна
Рассматривается проблема эмоциональной зрелости ребенка. Разработана модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях.
Читать PDF
268.24 кб

Особенности школьной зрелости слабослышащих детей

Белова О. А., Золотов Г. И., Ежова И. С., Клочкова И.
Читать PDF
212.94 кб

Возрастные аспекты зрелости становления социального я школьников

Сидоренко Денис Петрович
Статья посвящена анализу зрелости становления социального Я подросткового возраста и юношества. Основное внимание уделено особенностям становления социального Я школьников.
Читать PDF
858.88 кб

Особенности структуры социально-психологической зрелости младших школьников

Главатских Марианна Михайловна
Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности младших школьников в процессе развития.
Читать PDF
293.44 кб

Моделирование процесса развития социально-психологической зрелости школьников

Главатских Марианна Михайловна
Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия.
Читать PDF
373.65 кб

Формирование социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода

Лопатин Андрей Рудольфович
Статья посвящается проблеме формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода.
Читать PDF
460.73 кб

Метод выявления эмоциональной зрелости школьников в системе современного образования

Кровицкая Инна Владимировна
Описано исследование проблемы эмоциональной зрелости школьников, рассматривается существующее в отечественной психологии определение эмоциональной зрелости.
Читать PDF
182.20 кб

Психологическая диагностика школьной зрелости детей (на материале методики И. Ирасека)

Акшенцева Ю. О.
В статье выделены и охарактеризованы показатели школьной зрелости. Раскрыты возможности метода Керна Ирасека в определении школьной зрелости.
Читать PDF
1.28 мб

Особенности представления о себе школьников с разным уровнем социально-психологической зрелости

Главатских Марианна Михайловна
Представления - ключевое понятие в таких науках как социология, психология, антропология, но, как и многие другие социальные явления, мало изучено.
Читать PDF
364.20 кб

Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников

Лопатин Андрей Рудольфович
Статья посвящается проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода.
Читать PDF
385.77 кб

Концептуальные основы педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьн

Лопатин Андрей Рудольфович
В статье рассматриваются инновационные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории.
Читать PDF
389.77 кб

Педагогическое обеспечение процесса формированиея социальной зрелости школьников: теоретические и ме

Лопатин Андрей Рудольфович
Статья посвящается проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода.
Читать PDF
433.56 кб

Проблемы адаптации детей к начальной школе и выявление пробелов в формировании школьной зрелости у д

Е.С. Юрлова, А.И. Сабурцев
Данная работа посвящена актуальной проблеме изучения адаптации дошкольников к обучению в начальной школе. Показано, что до 80% детей перед школьным обучением имеют те или иные психофизиологические проблемы.