ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
Группа исследователей из Вюрцбургского университета во главе с Освальдом Кюльпе, работавших в начале столетия. Хотя они были интроспекционистами, они расширили свои исследования за пределы Титчнеровской формы структурализма (1) и основное внимание уделяли так называемым "высшим психическим функциям": мышлению, решению задач, когнитивным установкам и т.п. См. мышление без образов (особенно 2) и связанные с ним термины.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Вюрцбургская школа
Автор. Возглавлял О.Кюльпе.
Категория. Направление в немецкой психологии.
Специфика. Возникла в начале ХХ в. Была основана на критике глубинной психологии и результатах исследования процесса обучения. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. В данную школу входили: Г.Майер, И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер, Х.Уатт, Н.Ах, А.Мессер. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "метод систематического самонаблюдения". Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г.Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н.Ах), или "антиципирующей схемой" (О.Зельц). Было показано, что мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Этим опровергался и подход бихевиоризма, в котором ставился знак равенства между мышлением и речью.
Критика. Выводы об отсутствии связи мышления с речью, чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику В.Вундта, Э.Титченера, Г.Э.Мюллера.
Литература. Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идея в философии. № 16, СПб., 1914

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
англ. Werzburg school) - возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем. психологии; возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Я. Ах, А. Мессер. К взглядам В. ш. примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. ш. эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.
Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. ш. ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в "метод систематического экспериментального самонаблюдения" (Ах).
В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см. Мышление без-образное), В. ш. выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт), детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила "антиципирующая схема". Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней "брешь", которая соответствует искомому задачи (см. Антиципация).
Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику {В. Вундт, Э. Титченер, Г. Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. ш. дал П. Я. Гальперин. (А. Н. Ждан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ
группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление - это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали "установкой сознания", другие - неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты - умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность - чувства уверенности, сомнения и пр. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов - "чистое" мышление - противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании Проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их последователями. Данные, полученные школой Вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
она возникла в начале XX века и ее возглавил О. Кюльпе; в Вюрцбургском университете (регион Бавария) исследовались высшие психопроцессы, такие как, мышление. воля, посредством лабораторных экспериментов, их связи с трансформированным модусом интроспекции; т.н. экспериментальное аутонаблюдение, в процессе которого реципиент-испытуемый интенсивно наблюдал за метаболизацией переживаемых им состояний; большое влияние на В.ш. оказала феноменология Э. Гуссерля, позитивизм О.Конта, некоторые постулаты Ф.Брентано; В.ш. рассматривала ощущения, как вспомогательно-побочные феномены в актах ментальности индивида, сторонники этой школы выделяли в самих ментальных актах специфические состояния сознания, такие как: сознание правил, мысли-интенции, сознание отношений, сознание ассоциаций, специфические состояния сознания; акты мышления по В.ш. контролируются специфическими психоустановками или же причинно-обусловленными феноменами, которые и направляют-интенционируют саму динамику мысли для решения тех или иных целей-задач (Брентано, Гуссерль, Ах, Бюллер, Уатт, позднее Рикер, Хабермас); но ученые В.ш. утверждали, что ментальные акты, представляют собой психопроцесс, который несводим к постулатам самой логики, дискурсивных верификаций, а также к принципам морфологизации-когеренции ассоциаций; сама ассоциация служит лишь вспомогательным звеном в реализации-разрешении той или иной цели-задачи; приоритетная роль, в поиске тех или иных конкретных решений, отводится установке сознания, как полагали од ни сторонники В.ш. или же неосознанным актам, как считали другие ученые В.ш., потому что она латентна для самих процессов интроспекции — аутонаблюдения; ментальные акты трактуются-истолковываются представителями этой школы, как трансформация операций иногда приобретающих аффективную тональность-окраску; а о самом сознании, в процессе психических актов, содержатся несенсорные ингредиенты—ментальные действия и уже независимые от чувственной эйдетики индексы-идеи-смыслы; такая постановка проблемы игнорировала мультирепродуктивность актов мышления в аддитивности с чувственно-эмотивными актами и рассматривала сами акты ментальности, как чистое мышление, кот. противопоставлялось эмпирическо-аподиктическим формам мышления, которое всегда необходимо для индивида в конкретно-онтологической ситуации, возникающей в обществе, социальной среде.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Похожие термины:

  • ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

    система научных взглядов на проблему мышления, характеризующая группу ученых, возникшую и существовавшую в начале ХХ в. при Вюрцбурском университете (Германия). Эту группу возглавлял О. Кюльпе. Ст
  • Безобразное мышление: Вюрцбургская школа

    imagless thought: the Wurzburg school) Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придав