ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Французская социологическая школа
социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом и Л . Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
фундаментально-социологическая концепция с ориентацией на социально-культурно-исторический аспект-подход к психическим факторам-кондициям индивида; человек, по мнению Дюркгейма, Леви-Брюля и др. иссл., это биологическо-социальный субъект, в Эго и психике кот. присутствуют два базально-индивидуально-социологических феномена — эгоиндивидуальный, основой кот. явл. организм индивида и эгосоциальный, кот. тектонизируется-формируется в процессах корреляции-взаимодействия субъекта с социумом, средой, но само общество, по мнению стор. этой школы, это независимый объект, реальность от самих субъектов, хотя социум превалирует над конкретно-достоверной реальностью и явл. т.о., и «продуктивным источником дифференциально-онтологических ценностей, смыслов, индексов, а сам социум-общество — это аддитивность коллективных мультипредставлений-мультисмыслов-полидиспозиций, этики, ее правил-принципов-предписаний, а также соционорм-социоритуалов-социотрадиций.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Французская социологическая школа
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный, logos - учение.
Категория. Социологическая направление.
Специфика. Характеризуется общественно-историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, М.Гальбвакс, Ш.Блондель.
По мнению Дюркгейма, "внедрение" коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний.
На этой основе Леви-Брюль разработал учение о двух типах мышления человека - логическом и пралогическом, которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление.
Современный французский антрополог К.Леви-Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры, в частности парные (диадные) структуры, представленные, например, полярными качествами черного - белого, доброго - злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания был проиллюстрирован на различном материале: Гальбвакс исследовал процессы памяти, Блондель - аффектов. Данное направление оказало влияние на Ж.Пиаже.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
англ. French sociological school) - социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек - биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала: индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом. Общество - это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Общество - это совокупность коллективных представлений - общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев. Процесс "внедрения" коллективных представлений в индивидуальное сознание толкуется как чисто духовный речевой процесс взаимодействия сознаний.
Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания, выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации - сопричастности). В настоящее время фр. антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой - бинарные оппозиции (черное-белое, доброе-злое и т. п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления.
Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель - аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-БрюляЖ. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
387.21 кб

Павел Флоренский и французская социологическая школа

Седых Оксана Михайловна
В статье показано сходство в подходе к изучению феномена традиционного (народного, «ночного», коллективного) сознания у русского философа П.А. Флоренского и исследователей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М.