ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лейпцигская школа
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Возникла в Германии в конце 10-x гг. ХХ в. и просуществовала до середины 30-х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт, Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия "гештальт", по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие "комплекс-качество", родственное понятию "гештальт-качества" в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей Лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А.Веллек), а также в гуманистической психологии (Г.Олпорт).
Литература. Соколова Е.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (Лейпцигская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1982, № 4, с. 56-64
Синоним. Вторая Лейпцигская школа.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА
псих. направление в Германии, начала XX века в лице Ф. Крюге — он же лидер школы, Ф. Задцера, О. Клемма; представители этой школы, как и представ, гештальтпсихологии разраб. Целостно-модельный подход к и сел. психики субъекта и актов его сознания, но в отличии от стор. гештальтпсих. они выделяли, кроме самих гештальтов, другие единицы-элементы анализа психики, например, комплекс-качества; это единицы анализа психических феноменов на ранних этапах эволюции, а от гештальтов их и отличает более высокая диффузность-эмоциональность, стор. концепций Л.ш. и пытались внедрить гипотетические постулаты о том, что психоэволюция во всех видах генезиса —в филоантропо-, социо-, онтогенезисе — идет от самих комплекс-качеств, к уже более прегнантно-осмысленным гештальтам; представ. Л.ш. широко использовали методы-модусы феноменологическо-интроспективного самонаблюдения для разрешения проблем онтогенеза, а такаю типологических моделей перцепции и эволюции изобразительной деятельности и ментальных актов у детей дошкольного возраста; по мнению ученых этой школы фундаментально-системообразующими факторами психической жизни индивида — в моделе-феноменальном аспекте — явл. чувства, кот. определяют детерминанты-закономерности всех остальных психических активаций, психо-процессов субъекта, потому как они сублимативио отражают трансфеноменальный мир душевных конститутивов, душевной экзистенции бытия, кот. в свою очередь, нельзя свести к миру душевных конститутивов-феноменов; для модальности такого психомира Ф. Крюгер и ввел термин структура, т.е. длительно-существующее базальное образование-конститутив, модель социоустановок, индексов-диспозиций, душевно-структурных тектонов, детерминирующих-дефиницирующих психофеномены эволюции, акцентуально-фундаментальных психопроцессов, психометаболизаций; гипотетические трансфеноменальные модели-структуры необходимо дефиницировать как индивидуально-имманентно-душевные, где центральной-субстанциональной в них явл. модель значимо-ценностных ориентаций и гипериндивидуальные модели — семья, народ социум, душа, онтос и индивидуально-интеллигибельно-духовные. в структуро-формы коих входят сугубо онтосо-рациональные конститутивы—этика, право, литература, музыка, эстет модели, живопись, другие формы искусства, а также язык, модели языка; душевная формоструктура, по мнению стор. Л.ш. тем гиперсовершеннее, чем более выражаются в ней индивидуально-интеллигибельно-духовные формоструктуры, а в трансфеноменальном абрисе это проявляется в прерогативности самих гештальтов, над дифференциально-диффузными комплекс-качествами, что, к примеру, означает мощную эволюционно-новую способность индивида к формам эстетико-гностического восприятия-дискурспознания или же способность субъекта к созданию-репродукции-созиданию значительных произведений искусства, науки, а такая концептуальная моделеинтерпретация означала, если расшифровать-прокомментировать термины стор. Л.ш., что тот человек-субъект более совершенен, кот. свойственна градационно-гиперсовершенная душевная конституциональная структура.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА
англ. Leipzig school) - психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют "второй Л. ш." после "первой", вундтовской.
Л. ш., как и гештальт-психология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, др. единицы анализа психического мира: т. н. комплекс-качества (по аналогии с "гештальт-качествами"). Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития; от гештальтов их отличает большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальт-психологии смысловую сторону гештальтов. В своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более "прегнантным" и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. ш. (в т. ч. с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др. См. также Микрогенез восприятия.
"Целостнообразующими" факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают "трансфеноменальный" мир душевного "бытия", несводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему "структур" (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на "душевные" (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентации личности, и надиндивидуальные - "душа" семьи, народа, расы) и "объективно-духовные" (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (напр., более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура "глухого к музыке" человека). В 1950-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики Л. ш. смыкалась с крайне био-логизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в т. ч. откровенно расистскими и фашистскими концепциями.
Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Оллпорт). (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ
психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители - Ф. Крюгер (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется "второй школой Лейпцигской" (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), - к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются "комплекс-качества" (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) - диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов - в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе - психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. Для сторонников школы Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний "трансфеноменальный" мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира было введено понятие структуры - длительно существующего "субстанционального" образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. Трансфеноменальные структуры делятся школой Лейпцигской:
1) на "душевные": а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных ориентации; b) надиндивидуальные - "душа" семьи, народа, расы и пр.;
2) "субъективно-духовные" - сюда относились некие идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык. Душевная структура тем "совершеннее", чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г. Олпорт). Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Похожие термины:

  • Первая Лейпцигская школа

    Категория. Психологическое направление, возникшее в 1879 г. в Лейпциге и связанное с В.Вундтом. Специфика. Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведен