ШКОЛА ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АНГЛИЙСКАЯ

ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ

Найдено 3 определения термина ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА

Группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление развилось в Вюрцбурскую школу и было предвестником функционализма. См. психология акта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ

школа Грацкая) - группа исследователей - X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и прочие - работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано. Было введено понятие гештальт-качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к сумме составляющих его ощущений. Гештальт-качество считалось высшим представлением, возникающим на основе низших представлений - ощущений и прочего - в результате особого продуктивного духовного акта. Защищая тезис о необходимости активности субъекта для появления целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость экспериментально. Школа австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии к целостной, позже предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила проблему выделения иных, чем в психологии ассоцианистской, единиц сознания, проблему целостно-образующих, системно-образующих факторов его, проблему активности субъекта в построении целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочих, а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА

группа исследователей (X. Эренфелъс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентпано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин "гешталып-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - напр, мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).

Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ — 0

Найдено книг по теме ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: