Шкалирование

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шкалирование
отображение свойств объектов, явлений, процессов в числовом множестве.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ШКАЛИРОВАНИЕ
процедура конструирования, проверки и использования измерительных шкал. См. шкалирования методы.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ШКАЛИРОВАНИЕ
метод вынесения субъективных оценок объекта по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных или графических градаций.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

ШКАЛИРОВАНИЕ
измерение степени адаптивности к измененным состояниям сознания посредством последовательности шкаликов (“Старик, меня уже зашкаливает...”)
 

Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997

ШКАЛИРОВАНИЕ
определенный метод решения комплекса вопросов, связанных с выставлением каждому испытуемому тестового балла по единой шкале вне зависимости от того, в какой группе и над каким вариантом теста он работал.

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. 2001

Шкалирование
(англ. scaling - определение масштаба, единицы измерения) - метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ организации данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований в измерительных шкалах, анализ объективной информации.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ШКАЛИРОВАНИЕ
Создание и использование шкалы; чаще всего первое. Обычно в социальных науках создание шкалы заключается в оценке субъективного психологического опыта и разработки числовой системы для ее измерения. Если взять в качестве примеров некоторые, по-видимому, тривиальные, но фактически довольно фундаментальные и важные вопросы, ответами на них будут принципы шкалирования. Ощущается ли вес в 20 фунтов как в два раза более тяжелый, чем вес в 10 фунтов? Делает ли удвоение мощности радио звук в два раза громче? Кажутся ли 10 минут в два раза длиннее, чем 5? В каждом случае ответ может быть получен только путем создания шкалы психологического измерения (тяжести, громкости, времени), математически связанной с некоторым известным физическим измерением. Дальнейшее обсуждения терминологии, связанной с этим вопросом, см. в статьях методы шкалирования, многомерное шкалирование, шкапа, измерительная шкала.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ШКАЛИРОВАНИЕ
ШКАЛІРАВАННЕ / SCALING (в пер. с англ.– определение масштаба)– метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В психологии Ш. является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, анкетирования, экспериментов, тестирования. Различные методы Ш. представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы. В ходе различных опросов предлагается набор утверждений, каждое из которых должны оценить с помощью градуированного набора высказываний. Например, от «очень одобряю» до «очень не одобряю». Этим высказываниям приписывают различные баллы. Конечный шкальный балл– это сумма полученных баллов по всем признакам. Независимо от выбора метода Ш. исследователь должен обеспечить соответствие составленной им шкалы требованиям надежности и валидности.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ШКАЛИРОВАНИЕ
от англ. scaling – определение масштаба) – метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В конфликтологии Ш. является одним из средств математического анализа изучаемого явления, способом организации эмпирических данных. Различные методы Ш. представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы. В ходе различных опросов предлагается набор утверждений, каждое из которых должны оценить с помощью градуированного набора высказываний. Напр., от «очень одобряю», до «очень не одобряю». Этим высказываниям приписывают различные баллы. Конечный шкальный балл – это сумма полученных баллов по всем признакам. Независимо от выбора метода Ш. исследователь должен обеспечить соответствие составленной им шкалы требованиям надежности и валидности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). В конфликтологии Ш. является более разработанной процедурой, чем в психологии и социологии. Ш. конфликтологической информации способствует получению новой информации, которую без использования Ш. добыть затруднительно.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ШКАЛИРОВАНИЕ
(англ. scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метол моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ организации в шкалах измерительных данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа
объективной информации.
Процесс Ш. состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа. На первом из них — этапе сбора данных — проводится создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними. Второй
этап — анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал (номинативной, интервальной, порядка или шкалы оценок) (см. ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ).
Существуют два типа задач, решаемых с помощью Ш.: 1) числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой (процедура, наиболее распространенная в практической психодиагностике
и психометрии), напр., при получении и анализе экспертных оценок (см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ); 2) отражение характеристик объекта путем установления их числовых отношений к какому-либо явлению. В первом случае применяется шкала оценок, во
втором — Шкала установок. Шкалы установок лежат в основе диагностики личности в исследованиях самооценки, выражении испытуемым субъективного отношения к чему-либо, в котором проецируются внутреннее содержание, мотивы, тенденции личности (см.
ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

ШКАЛИРОВАНИЕ
метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных - антропологии, социологии психологии и прочих - шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования. Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную. Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два этапа:
1) на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними;
2) на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как выбор и реализация метода шкалирования. Есть два типа задач, решаемых с помощью методов шкалирования:
1) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок;
2) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с помощью шкалы установок.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Шкалирование
scaling) В течение второй половины XIX в. ряд исследователей изучали связь между интенсивностью раздражителя и величиной вызываемого им ощущения. Согласно Г. Т. Фехнеру, напр., сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Л. Л. Терстоун показал, что один класс психофизических методов, таких как метод средней ошибки, требует, чтобы экспериментатор имел возможность производить и контролировать физ. измерение интенсивности стимула, тогда как др. класс методов, напр. метод парных сравнений, можно беспрепятственно применять там, где в принципе неосуществимо точное измерение и контролируемое изменение интенсивности раздражителя. Он тж указал на то, что, разрабатывая и используя методы этого типа, мы со временем получим широкий набор мощных инструментов для количественного измерения субъективных качеств, к-рые не поддаются оценке с помощью измерений раздражителей. Измерение можно определить как присваивание чисел для представления некоторых нечисловых свойств множества объектов. Четыре основных типа шкал можно классифицировать по двум основаниям: началу отсчета шкалы (или нулевой точке) и единице измерения. Иллюстрацией шкал I типа - порядковых, с условным началом отсчета, - может служить шкала твердости минералов по Моосу. В качестве примера шкал II типа - порядковых, с естественным началом отсчета, - можно привести шкалу приятности - неприятности (pleasantness -unpleasantness scale). Co шкалами III или IV типа можно встретиться при психол. шкалировании в любой ситуации, когда в отношении каждого набора из трех стимулов, a, b и с, различающихся между собой, допустимо спрашивать, яв-ся ли различие между а и b больше или меньше различия между b и с, как при использовании шкал ценностей или предпочтений. Парные сравнения и закон сравнительного суждения. Осн. методом экспериментирования в области психол. Ш. яв-ся метод парных сравнений, используемый тж в психофизике. Для применения этого метода экспериментатору вовсе не обязательно располагать подходящим средством измерения интенсивности стимула. Достаточно, чтобы он мог предъявлять те же самые стимулы некоторое количество раз, как, напр., в ситуации, когда данное произведение иск-ва или формулировка, обозначающая определенное преступление, многократно предъявляется в комбинации с др. стимулами того же класса. В свою очередь, чтобы использовать закон сравнительного суждения, испытуемому должны быть предъявлены все возможные пары множества шкалируемых объектов, и по каждой паре испытуемый должен вынести суждение относительно свойства, по к-рому проводится Ш. Непосредственной целью яв-ся получение процента случаев, когда один объект в паре оценивается испытуемым (или группой испытуемых) выше др. Этот процент используется в качестве оценки вероятности того, что один объект будет предпочитаться др. Один недостаток парных сравнений как эксперим. метода состоит в том, что сравнение п стимулов требует получения (п - 1) х (n / 2) суждений. Напр., для 10 стимулов требуется получить 45 суждений, а если бы мы захотели шкалировать набор из 50 стимулов, нам потребовалось бы 1225 суждений. В литературе описаны разнообразные приемы, позволяющие сэкономить время при проведении парных сравнений. Один из них - метод множественных ранговых порядков (multiple rank orders method). Ранжирование проводится в подмножествах стимулов, по объему превосходящих пары и выбираемых т. о., чтобы получить информ. по всем парам. Сравнительная экономия выше при работе с большими множествами стимулов. Такие схемы сравнений получили название сбалансированных неполноблочных планов (BIBD). Экспериментально определяемая нулевая точка. Др. недостаток касается рез-тов парных сравнений и состоит в том, что получаемые шкалы относятся к типу Ш., т. е. имеют единицу измерения, но не имеют естественного начала отсчета. Шкалы IV типа имеют естественную нулевую точку, к-рую можно определить воспользовавшись зоной абсолютного суждения. Что касается несимметричных свойств, здесь также возможно применение психофизических методов определения порогового раздражителя для установления нижней границы или нулевой точки (или же построения полной шкалы IV типа). Там, где это допустимо, можно задать прямой вопрос о наличии (или отсутствии) изучаемого свойства у шкалируемых стимулов, затем определить абсолютный порог с помощью стандартных психофизических методов. Полные циклические триады. Одно бесспорное преимущество полной процедуры парных сравнений состоит в том, что она дает полные циклические триады - очень хорошую меру транзитивности, или последовательности суждений испытуемых. Последовательные интервалы и закон категорического суждения. Метод последовательных интервалов подходит для ситуации, в к-рой экспериментатор хочет шкалировать большое количество стимулов и готов пренебречь проверкой транзитивности, или линейности. Разумеется, можно использовать подмножество этих стимулов для проведения эксперимента методом парных сравнений, чтобы получить полные циклические триады как показатель транзитивности шкалы и скрупулезности испытуемых. Каждый стимул предъявляется испытуемому только один раз, и он указывает место стимула на обозначенной шкале, либо отмечая сто точкой на линии, либо присваивая ему некоторое число от 1 до 10, 20 пли, напр., 30, в соответствии с инструкцией экспериментатора. Часто для обозначения некоторых категорий используются описательные наименования. Поскольку эта процедура требует только п суждений для п стимулов, тогда как метод парных сравнений - (п - 1)(n / 2) суждений, выигрыш во времени оказывается для испытуемого весьма существенным. Данные, собранные эксперим. методом последовательных интервалов, анализируются в соответствии с законом категорического суждения. Многомерное шкалирование. Обсуждаемые до сих пор методы подходят для работы с любой качественной характеристикой одномерного множества объектов. Ситуация, в к-рой каждый отдельный испытуемый воспринимает множество объектов, различающихся более чем по одному измерению, требует разработки новых эксперим. методов, называемых методами многомерного Ш. Метод триадических суждений, использованный М. Ричардсоном, заключался в предъявлении испытуемым триады стимулов, a, b и с, и предложении каждому испытуемому при каждом предъявлении тройки стимулов указать одну пару с наибольшим и одну пару с наименьшим воспринимаемым межстимульным расстоянием. С тех пор было внесено множество усовершенствований в эксперим. и аналитические методы, применяемые в области многомерного Ш. Законы, определяемые исследованиями шкалирования. В большинстве исслед. Ш. осн. интерес представляют сами шкалы (точнее, шкальные значения) и то, как они могут изменятся в зависимости от характера стимулов, особенностей испытуемых или времени проведения эксперимента, а тж в рез-те воздействия на судей (экспертов) разного рода факторов, напр., кино или лекции. Однако осн. научная цель измерения - установить законы, связывающие измеряемые переменные. Было выполнено несколько исслед. с разного типа смешанными стимулами (composite stimuli), в к-рых ставилась цель определить эффект объединения разнородных стимулов. Большинство ситуаций до сих пор было связано с линейным Ш. множества объектов группой лиц и многомерным Ш., а потому предполагает анализ матрицы (т. е. двумерной таблицы). Однако появляются разнообразные ситуации, требующие трех способов классиф. для адекватного представления данных. Трех-модальный анализ - подходящий метод для использования в тех случаях, когда данные требуют трех независимых способов классиф. См. также Многомерное шкалирование, Психометрика X. О. Галликсен

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
902.14 кб

Эмоции человека и обезьян: субъективное шкалирование вокализаций

Вартанов Александр Валентинович, Косарева Юлия Игоревна
С помощью метода метрического многомерного шкалирования построена четырехмерная сферическая модель эмоций, которая описывает одновременно и проявление эмоций в звучащей речи человека (на основании образцов произнесения слова «да»
Читать PDF
640.43 кб

Оптимальное шкалирование измерений стресса раннего возраста

Olena Iakunchykova , Tatiana I. Andreeva, Zoreslava Shkiryak-nizhnyk , Yuri Antipkin , Daniel Hryhorczuk , Alexander Zvinchuk , Natalia Chislovska
АКТУАЛЬНОСТЬ: Стресс в ранний период жизни связан с высоким риском как психологических, так и физиологических проблем.
Читать PDF
302.11 кб

Шкалирование результатов тестирования учащихся. Информационно-энтропийный метод

Семкин Б. В., Стальная М. И., Ведманкин А. В.
В статье описаны проблемы, возникающие при оценке знаний студентов, изложен новый универсальный метод шкалирования на основе теории информации и теории вероятности, который был апробирован в Алтайском государственном техническом у
Читать PDF
94.39 кб

Шкалирование результатов Единого госэкзамена: проблемы и перспективы

М.Б. Челышкова, А.Г. Шмелев
Читать PDF
1.07 мб

«Демофрактал»: индикаторы, шкалирование, результаты анализа для тамбовских сельских популяций период

Жуков Дмитрий Сергеевич, Канищев Валерий Владимирович, Лямин Сергей Константинович
Статья посвящена фрактальному моделированию демографического поведения аграрного населения России в 1920-х гг.
Читать PDF
1,003.98 кб

Проработка психотравмирующего события: техника МАК-шкалирования

Толстая Светлана Викторовна
В статье представлена техника проработки психотравмирующей ситуации с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК).
Читать PDF
562.87 кб

Перспективы применения метода многомерного шкалирования при осуществлении электроэнцефалографическог

Матуа С. П., Рудковский М. В.
Читать PDF
501.89 кб

ЭЭГ мониторинг с применением метода многомерного шкалирования при антидепрессивной монотерапии мокло

Каркищенко В. Н., Рудковский М. В.
С помощью метода многомерного шкалирования подбиралась индивидуальная фармакотерапия депрессивных больных.
Читать PDF
532.01 кб

Анализ ЭЭГ испытуемых с дисциркуляторной энцефалопатией методом многомерного шкалирования по когнити

Новикова Анна Ивановна, Мороз Калерия Александровна, Кижеватова Елена Александровна
Введение. Статья посвящена анализу ЭЭГ-данных больных с дисциркуляторной энцефалопатией и здоровых испытуемых методом многомерного шкалирования.
Читать PDF
603.23 кб

Анализ ээг-отведений испытуемых с дисциркуляторной энцефалопатией методом многомерного шкалирования

Новикова Анна Ивановна, Кижеватова Елена Александровна
Рассмотрено использование метода многомерного шкалирования программного комплекса STATISTICA с целью повышения информативности электроэнцефалографического (ЭЭГ) метода исследования.
Читать PDF
1.27 мб

Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования

Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна, Синяков Алексей Викторович
Представлены результаты многомерного шкалирования оценки россиянами значимости социальных медиа и отношения к ним. Проанализированы показатели интенсивности использования и наиболее востребованные ресурсы социальных медиа.
Читать PDF
508.98 кб

Разработка шкалированной модели интегративной компетенции специалиста инженерно-технического профиля

Алисов А. А., Морозова А. В.
В статье анализируется содержание и структура уровней в системе компетенций специалиста в области автоматизации конструкторской подготовки производства.

Похожие термины:

  • ШКАЛИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

    диагностические количественные способы (критерии) оценки выраженности суицидальной активности (вероятность осуществления суицидальных действий, степень тяжести, серьезности совершенной суици
  • ГАТТМАНА, ШКАЛИРОВАНИЕ

    Метод, разработанный Н. Гаттманомдля измерения отношений. Пункты на кумулятивной шкале отношений ранжированы таким образом, что предполагается, что положительная реакция на любой данный пункт от
  • Ипсативное шкалирование

    ipsative scaling) Слово ipse, означающее "сам (лично)", пришло к нам из латыни. Термин "ипсативный" означает, что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя. Рэймонд Б. Кэттелл внес идею И. ш.
  • КОСВЕННОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

    См. шкалирование, косвенное.
  • КРАСКАЛА-ШЕПАРДА, ШКАЛИРОВАНИЕ

    Тип многомерной процедуры шкалирования, разработанный относительно независимо математиком Крас-калом и психологом Шепардом. Это методика требует, чтобы субъекты принимали решения относительно
  • ПРЯМОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

    См. косвенное шкалирование.
  • Шкалирование по Лайкерту

    Likert Scaling) Процедура Ш. Л. названа именем ее изобретателя, Ренсиса Лайкерта, первым применившего этот подход при проведении опросов в области аттитюдов. Главные преимущества его методики заключалис
  • Многомерное шкалирование

    процедуры количественно-статистической обработки субъективных оценок, позволяющие учитывать одновременно не один параметр одного стимула, а множество параметров многих стимулов.
  • НЕМЕТРИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

    См. методы шкалирования (особенно 3).
  • Шкалирование по Терстоуну

    Thurstoune scaling) Метод Ш. Т., тж известный как метод субъективно равных интервалов (method of equal-appearing intervals), - процедура, разработанная Терстоуном для конструирования инструментов количественного измерения
  • РЕЙТИНГ-ШКАЛИРОВАНИЕ

    метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе оценок экспертных – рейтингов.
  • ТЕСТА, ШКАЛИРОВАНИЕ

    процесс создания измерительной шкалы для того или иного теста. См. тест психологический.
  • КРУСКАЛЯ–ШЕПАРДА ШКАЛИРОВАНИЕ

    тип процедуры многомерного шкалирования, разработанный математиком Уи. Крускалем и психологом Р. Шепардом. Процедура К.-Ш.ш. основана на том, что испытуемые высказывают суждения относительно сход
  • Шкалирование агрессии

    совокупность психометрических методов, посредством которых агрессивные проявления личности преобразуются в соответствующую числовую систему. Шкалирование позволяет формализовать агрессивное
  • ШКАЛИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕРНОЕ

    статистическая процедура, используемая в мультимерном анализе. Все подобные процедуры рассчитаны на то, чтобы найти небольшое число измерений, которые в наибольшей степени соответствуют многочи
  • МЕТОД ШКАЛИРОВАНИЯ

    методы, обеспечивающие применение количественных показателей для оценки отношения испытуемых к определенным объектам, в качестве коих могут выступать процессы физические или социальные. Для пр
  • ШКАЛИРОВАНИЯ МЕТОДЫ

    методы психологического исследования, связанные с использованием различных шкал в качестве измерительных инструментов при изучении тех или иных психических явлений. См. шкала.