Схема
графическое изображение, представляющее информацию в легкой для понимания форме.
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
Схема
Schema) —психическое представление, включающее общие характеристики отдельного класса эпизодов, событий или людей.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Схема
Schema). Гипотетическая когнитивная структура, используемая для восприятия, организации и обработки информации.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Схема
(Schema) – ментальная (умственная) репрезентация, фиксирующая общие характеристики определенного класса эпизодов, событий или индивидов.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
схема
общий потенциал для участия в классе наглядных или скрытых действий. Схему можно также считать элементом когнитивной структуры организма.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Схема
scheme or schemas). Термин Пиаже для обозначения ментальной структуры, обрабатывающей знания, перцептивные образы и субъективный опыт; по мере взросления индивидов их схемы меняются.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Схема
Термин, используемый в когнитивной психологии по отношению к стереотипной памяти. К примеру, схема собаки может включать такие атрибуты, как наличие четырех лап, лает, нуждается в выгуливании, приносит назад палки и т. д.
Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003
СХЕМА
согласно Ж. Пиаже - типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций, наблюдаемая в способах приспособления организма к условиям среды.
Применительно человека - внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения в различных ситуациях.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Схема
(shceme) — термин, введенный Ж. Пиаже для обозначения основных действий осознания, которые включают физические действия (сенсомоторные схемы, такие как всматривание или достижение объекта) и психические действия (такие, как классификация, сравнение или обратимость). Опыт ассимилируется в схеме, а схема модифицируется или создается посредством процесса аккомодации.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
СХЕМА
1. В общем случае некоторого рода план, структура, модель, программа и т. п., в соответствии с которой нечто строится или функционирует. 2. В психологии мышления С. означает некоторый стандартный, имеющий особую структуру процесс, способ, образец, логику, применяемые человеком при решении разнообразных задач. 3. В когнитивной психологии С.-это способ организации информации при ее восприятии, переработке, хранении и воспроизведении человеком. С. также проявляются в работе памяти как общая структура записи данных или фиксации некоторых событий в памяти, а также как последовательность или план их воспроизведения. См. интеллект, мышление, операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, память, психология когнитивная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Схемы
В психологии термин имеет два главных значения: 1. В социальной психологии схемой называется упорядоченная система информации о предыдущих событиях и переживаниях, используемая для оценки будущих событий и принятия решений в связи с этими событиями. К примеру, друг пригласил вас к себе на большую вечеринку. Предыдущий опыт подобных вечеринок (сон на полу, долгий путь домой и тяжелое похмелье) убеждает вас в том, что их следует избегать. Схемы упорядочивают наше восприятие событий, а также влияют на способ восприятия будущих событий того же рода. 2. Согласно теории Пиаже, схема является упорядоченной структурой знания или способностей, изменяющейся с возрастом или по мере приобретения жизненного опыта. У нас есть физические схемы (например, умение ездить на велосипеде) и умственные схемы (например, схемы деления и умножения).
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
СХЕМА
1. План, проект, структура, рамки, программа и т.д. Во всех и в любом из этих значений содержится предположение, что схемы представляют собой когнитивные, умственные планы, которые являются абстрактными и которые служат руководством к действию, как структура для интерпретации информации, как алгоритм для решения проблем и т.д. Таким образом, можно встретить упоминания лингвистической схемы понимания предложения, культурной схемы интерпретации мифа, хватательной схемы для ребенка, обучающегося хватать объест, схемы средств достижения цели для решения логических задач и т.д. Схема представляет собой нечто большее, чем установка (2), потому что она более сложна и менее ограничена определенной стацией; она в большей степени идеаторная, или имплицитная, чем стратегия (1). и более богатая концептуально, чем гипотеза (2). 2. Общие рамки или структура, внутри которой могут регистрироваться данные или события, особенно такие, которые подчеркивают общие связи между основными эффектами и опускают мелкие детали. 3. В более широком смысле – модель или структурированный проект, охватывающий основные или первичные элементы системы. Ср. с планом.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Схема
по Пиаже) [греч. schema — образ, вид, форма] — познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность и образующих прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. Понятие С. более узко, чем понятие структуры; оно не связано в концепции Пиаже с конкретными стадиями развития интеллекта, т.е. не принадлежит к какой-то одной стадии, а пронизывает все стадии, от сенсомоторного интеллекта младенца до формально-операциональных С. мышления подростка. Понятие С. охватывает тот общий характер познавательных структур на любой стадии развития, который связан с учетом функций ассимиляции и аккомодации в познании. Функции ассимиляции и аккомодации предполагают у познающего субъекта некоторое квазипостоянство организации. Именно эта организация (С , структура, далее — группировка, группа) и ассимилирует («вбирает в себя») новые объекты познания и действия, аккомодируясь (приспосабливаясь) к их специфике. С. создаются и преобразуются в результате функционирования интеллекта. Их можно образно рассматривать как «структурный осадок», возникающий в ходе повторных актов ассимиляции. Наиболее часто Пиаже использует понятие схемы при описании функционирования интеллекта на сенсомоторной стадии развития: С. сосания у младенца, С. схватывания предмета и пр. А.Г.Лидере
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
Схема
греч. shema - наружный вид, образ, форма) – 1. план, проект, программа, рамки преимущественно познавательной (когнитивной) деятельности. Часто употребляют термин «когнитивная схема», которым обозначается алгоритм решения какой-то проблемы или структура, в соответствии с которой впечатления, представления, мысли, действия объединяются в некую целостную структуру. Обычно подразумевается, что когнитивные схемы функционируют имплицитно, автоматически и без того, чтобы индивид прилагал при этом какие-то усилия (например, это «автоматическое мышление»). Как правило, субъективно решения, основанные на когнитивных схемах, изначально («интуитивно») представляются индивиду правильными, поскольку, как считают социальные психологи, они первыми приходят в голову (например, таков эффект первого впечатления – многие люди склонны первое впечатление о ком-либо считать наиболее верным именно потому, что он основан не на анализе и размышлениях, а на когнитивной схеме социального восприятия); 2. общие рамки или структура, внутри которой могут регистрироваться данные или события, особенно такие, которые подчеркивают общие связи между основными эффектами или опускают мелкие детали; 3. более широкое значение – модель или структурированный проект, охватывающий основные или первичные элементы системы; 4. в психологии - чувственный образ собственного тела, представленный в сознании индивида; 5. в психопатологии - гипотетический когнитивный механизм, объединяющий ощущения собственного тела в наглядный его образ, в литературе чаще фигурирует термин «схема тела».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012