Шехтер Марк Семенович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШЕХТЕР МАРК СЕМЕНОВИЧ
(р. 1929)-психолог, специалист в области общей психологии. Основная тема исследований-психология зрительного восприятия. Выделил и описал явление свернутого действия, введя в научный оборот соответствующее понятие.
Соч.:Психологические проблемы узнавания. М., 1967; Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981; Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ. М., 1990.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Шехтер Марк Семенович
(род. 9.11.1929, Москва) - отечественный психолог.
Биография. В 1953 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959 г. - аспирантуру МГПИ по специальности "психология". С 1962 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Закономерности механизмов зрительного опознавания". Доктор психологических наук.
Исследования. Специалист по проблемам психологии восприятия. Автор концепции свернутых действий, где они трактуются как вновь сформировавшиеся способы ориентации. Специфика этих способов заключается в том, что они опираются на целостные, не расчленяемые образы, функционирующие как элементарные единицы и имеющие или стихийный, или специально сформированный характер.
Сочинения. Психологические проблемы узнавания. 1967;
Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. 1980

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ШЕХТЕР Марк Семенович

(р. 1929) — российский психолог, специалист в области общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о природе свернутого действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия. Д-р психол. наук (1981). За цикл работ по проблемам опознания (1981 — 1998) был удостоен премии им. Г.И. Челпанова. Заслуги Ш. отмечены в международном справочнике Who is who. Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1947— 1953) и в течение трех лет работал в школе преподавателем психологии и логики. В 1956—1959 гг. учился в аспирантуре МГПИ им. В.П. Потемкина, после чего работал в НИИ дефектологии АПН РСФСР. С 1962 работает в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). В 1964 г. защитил канд. дис: Проблема симультанного узнавания. Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были опубликованы в монографии: Психологические проблемы узнавания (1967). С 1978 г. — с.н.с. лаборатории Математического моделирования психических процессов и зав. сектором распознавания рукописного текста. В 1981 г. защитил докт. дис: Закономерности и механизмы зрительного опознания , в этом же году вышла его вторая монография Зрительное опознание: закономерности и механизмы. С 1992 г. — вед.н.с. группы психологии развития познавательных процессов, с 2000 г. — гл.н.с. и руководитель группы исследования перцепции. Основные научные интересы Ш. сосредоточены на проблеме психологического механизма свернутого действия, т.е. действия, которое не включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени. Важность этой проблемы, которую Ш. разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем, что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется в свернутом виде. На основании многолетних экспериментальных исследований Ш. подверг критике широко распространенное представление о том, что одномоментное опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в обучении действия — последовательной оценки ряда признаков объекта, которое после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный секрет одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся новообразований — целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы. В отличие от гештальтов эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных актах. Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Ш. в концепции о трехстадий-ном развитии восприятия по спирали, совершающемся и в генезе, и в микроге-незе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия — не разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта. Вторая стадия — выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, т.к. благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким, недиффузным образом (О роли и видах образов в познавательных процессах/Пси-хологический журнал, 2001). Ш. ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на жесткие и мягкие. Последние требуют — для позитивного решения процессов сличения — не тождества, а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда эталон и целостный, и мягкий, то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы или принятия решения о характере предъявленного объекта. Ш. автор ряда трудов, переведенных на нем. и голландский языки. Научный ред. (совм. с Б.М. Величковским) коллективной монографии: Познавательные процессы: ощущение, восприятие , М., 1982. Ред. и соавт. учебн. пособий: Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении (1989); Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ (1990). Л.Л. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005