ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович

Найдено 1 определение
ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович

(р. 1930) -российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). С 1997 г . -председатель Поволжского регионального отделения РАО. Окончив географический фак-т Казанского государственного ун-та (1953), работал директором школы (1953 — 1963). С 1963 по 1965 г. учился в аспирантуре НИИ психологии Министерства просвещения УССР (Киев). С 1965 по 1976 г. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством Г.С. Костюка канд. дис. по педагогике: Вопросы национального развития ребенка. В 1969 г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом (Директор школы и педагогический коллектив. Социально-психологический аспект, Киев, 1975). В 1976 г. был приглашен в Казань, где участвовал в организации НИИ профессионально-технической педагогики и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом (1976—1984). В 1978 г. защитил докт. дис. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом , опубликовав результаты в монографиях: Директор и микроклимат учительского коллектива, М., 1979; Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом, М., 1982. Разработанная Ш. социально-психологическая концепция руководства педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в педагогических вузах. В 1984 вернулся в Киев, где до 1986 работал в Институте философии АН УССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в условиях бригадной организации труда (Творческий рост педагога, М., 1985). В 1986 вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности (Психология перестройки, Казань, 1988; Перестройка управления:психологический аспект, Киев, 1988). В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения (Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних специальных учебных заведениях , Казань, 1996/всоавт./; Ценностные ориентации студентов, Казань, 1998, в соавт. Л.А. Карпенко.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005