СГУЩЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Сгущение
в психоанализе - наложение, сочетание различных значений и смыслов в каком-либо одном представлении, считающееся символическим выражением эмоции, побуждения. Например, в образе сновидения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Сгущение
Этим понятием в психологии (и прежде всего в психоанализе) обозначается многобразие смысла в одном элементе, в одном слове. Считается, что остроумие, сновидения, ляпсусы, невротические симптомы выражают символическим образом чувства человека.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СГУЩЕНИЕ
согласно З. Фрейду - первый результат работы сновидения: сжатие скрытого содержания сновидения по сравнению с его явным содержанием. Итак, явный сон становится как бы сокращенным переводом скрытого сна. Сгущение - это процесс образования новых единиц сновидения, характерный изменением элементов мыслей сновидения и их сжатием - с сохранением точек соприкосновения (=> смещение; работа сновидения).
Возможны такие "способы" сгущения:
1) вообще опускание определенных срытых элементов;
2) пропускание в явное сновидение лишь части некоих комплексов скрытого сновидения;
3) слияние в одно целое в явном сновидении скрытых элементов, имеющих нечто общее.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Сгущение
в психоанализе З. Фрейда, процесс, механизм и способ функционирования психики, обеспечивающие сжатие и сокращение различных информационных и энергетических потоков и цепей, их суммацию и воспроизведение в такой концентрированной или элементарной форме, когда за каждым явным проявлением их таятся скрытые значения. По З. Фрейду, С. проявляется и выражается в различных образованиях бессознательного: в симптомах, в повествовании (поскольку явный рассказ о чем-либо являет собой лишь краткое воспроизведение более обширного содержания), в остротах и шутках, создании неологизмов и забывании слов, ошибочных действиях, фантомных образах, сновидениях и т. д. Согласно психоаналитическому пониманию, особенно определенно и ярко действие и результат С. проявляются в сновидениях. Именно поэтому наиболее основательно С. исследовалось З. Фрейдом на материале сновидений, где оно рассматривалось как первый результат работы сновидения, заключающейся в том, что явное сновидение по содержанию своему короче, чем скрытное, т. е. представляет из себя своего рода его сокращенный перевод. С. интерпретировалось З. Фрейдом как процесс образования новых единиц сновидения и их сжатия при наличии точек соприкосновения. В процессе С., по З. Фрейду: 1) определенные скрытые элементы опускаются вообще, 2) в явное содержание сновидения переходит только часть некоторых комплексов и компонентов скрытого сновидения и 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое (см. Смещение).

Источник: Клиническая психология. Словарь

СГУЩЕНИЕ
один из способов функционирования психики, благодаря которому отдельные элементы, связи и отношения бессознательных процессов воспроизводятся в сжатой, концентрированной форме, способствующей формированию единого представления.
   Понятие сгущения было использовано З. Фрейдом при исследовании природы и механизмов образования сновидений. В работе «Толкование сновидений» (1900) сгущение рассматривалось им в качестве одного из основных механизмов работы сновидения. Благодаря этому механизму явное сновидение, то есть воспринимаемая сновидящим образная картина, оказывается по своему содержанию краткой, а рассказ о ней – сокращенным переводом скрытых мыслей. Процесс сгущения сопровождается тем, что одни элементы не воспроизводятся в явном содержании сновидения, другие соединяются между собой и образуют нечто новое, третьи объединяются между собой путем стирания различий и выделения типичных черт. Так, З. Фрейд считал, что благодаря сгущению различные лица и образы, с которыми человек сталкивается в реальной жизни, в сновидении могут оказаться совмещенными друг с другом. «Составление коллективных лиц – одно из главнейших средств процесса сгущения в сновидении».
   Исходными точками сгущения является совместимость, имеющаяся внутри сновидческих идей. Поскольку совместимости, как правило, недостает для эффективности сгущения, деятельность сновидения создает, как полагал З. Фрейд, новые, искусственные и преходящие общие черты, используя для этого даже слова, в звучании которых содержатся разные значения. Облегчающие сгущение общие черты входят в содержание снов в качестве представителей сновидческих идей, так что какой-то элемент сновидения соответствует узловому пункту или скрещиванию этих идей. «Процесс сгущения, – замечал З. Фрейд, – это та часть деятельности сновидения, которую легче всего познать; достаточно сравнить записанный рассказ о сновидении с записью сновидческих идей, полученной в результате анализа, чтобы получить ясное представление об эффективности сновидческого сгущения.
   С точки зрения З. Фрейда, сгущение – это такой способ функционирования психики, благодаря которому приходят в действие разнообразные бессознательные процессы. Он характерен не только для образования явного содержания сновидений, но и для возникновения ошибочных действий, различного рода острот и каламбуров, невротических симптомов. Поэтому психоаналитическое понимание механизма сгущения рассматривалось З. Фрейдом как в контексте анализа сновидений, так и в рамках исследования промахов человека (забывания слов, неправильном припоминании и др.) или специфики остроумия, что нашло отражение в его работах «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
   В частности, З. Фрейд исходил из того, что сгущение является постоянным и важным процессом при нормальном (не тенденциозном) забывании, когда впечатления, в каком-либо отношении аналогичные, забываются, подвергаясь сгущению со стороны точек их соприкосновения. Кроме того, он признал сгущение с образованием замены ядром техники словесной остроты, что сближает ее возникновение с процессами деятельности сновидения. При сгущении утрачиваются некоторые из подвергшихся ему элементов, в то время как другие, овладевшие их зафиксированной энергией, в результате сгущения усиливаются или чрезмерно разрастаются. Словом, «краткость остроумия, как и краткость сновидения, по-видимому, необходимое сопутствующее явление, встречающееся при обоих сгущениях – оба раза она результат процесса сгущения». Рассматривая данную проблематику, З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым «сгущения в том виде, в каком они служат технике остроумия, возникают автоматически, без специального умысла, во время мыслительного процесса в бессознательном».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
561.40 кб

Сгущение учебной профессионально ориентированной информации по математике при обучении студентов-эко

Шмалько Светлана Петровна
В предлагаемой статье презентуется теоретически обоснованный и практически реализованный вариант решения проблемы формирования и развития профессиональных компетенций будущих экономистов в процессе математической подготовки на осн
Читать PDF
624.34 кб

Использование авторской музыкально-педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения ин

Неволина Ирина Яковлевна
В данной публикации раскрыты сущность, концепция, принципы и методологические подходы авторской музыкально-педагогической «Технологии эмоционального погружения и сгущения информации», применяемой в реализации программ по музыке в
Читать PDF
1.28 мб

Противостояние библиотек и «Эффект сгущения»

Дыдров Артур Александрович
Ученые-футурологи еще в 1970-х гг. заметили определенные тенденции, непосредственно связанные с будущим книги, книжной культуры и библиотеки.