Григорий Кузьмич (1925-1995) — украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и психологии памяти. Д-р психологических наук (1985), профессор. Был чл. Президиума ОП СССР (с 1970), чл. редкол. международного журнала Психология в России и восточно-европейских странах (Калифорния, Сан-Диего; с 1990г.), чл. редкол. журнала Современное общество (с 1993). С. родился в сельской семье, учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней школе. В 1948 г. поступил на филологический фак-т Харьковского государственного ун-та, по окончании которого в течение 10 лет работал учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского государственного ун-та, возглавляемую проф. П.И. Зин-ченко. Под его руководством выполнил и защитил канд. дис. на тему: Непроизвольное запоминание и обучение (1967). В 1969, после смерти П.И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ. На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность. В 1985 в Институте психологии АН СССР защитил докт. дис: Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы). Принимал участие в четырехлетней экспериментальной программе Психологический класс (1990), которая позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников, родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и практических спецкурсов по психологии для учеников 10-11 классов общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т.д., изложены во многих статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: Учебник по инженерной психологии (автор и ред., 1976); Общая психология / под ред. А.В. Петровского (в соавт., 1970,1976,1986);. Психология и обучение / под ред. Б.Ф. Баева (в соавт.). СВ. Ильина
199.40 кб
Аналіз рівня інфекційної захворюваності серед військовослужбовців Збройних Сил України за показникам
Проведений аналіз результатів вивчення рівня інфекційної захворюваності військовослужбовців за 2001-2011 рр., показав що протягом 2001-2011 рр.