Сензитивные периоды развития СЕНИЛИЗМ

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

Найдено 1 определение:

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

(от лат. sensibilitas – чувствительный) – этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения какихлибо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения дошкольного детства, которое она считала наиболее важным этапом психического развития. Л.С. Выготский, разработавший оригинальную периодизацию возрастного развития, расширил и конкретизировал это понятие, показав, какие конкретные этапы являются оптимальными для возникновения определенных психических новообразований.

В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы – так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи – 1–3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитинвый период для развития навыков письма – 6–8 лет.

Сензитивные периоды – это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Наряду с описанной – возрастной – сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях – и невротические нарушения.

В дефектологии показано, что наибольший коррекционный эффект обучения аномальных детей также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребенка – наиболее благоприятный этап для формирования высших психических функций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Найдено схем по теме СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено научныех статей по теме СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено книг по теме СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено презентаций по теме СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено рефератов по теме СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Вы можете заказать написание реферата: