Семантический дифференциал

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Семантический дифференциал
Иногда называемый «семантическим дифференциалом Осгуда», по имени его изобретателя Чарльза Осгуда, это метод оценки смысла отдельных понятий для участников эксперимента. Участники оценивают смысл каждого слова по ряду противоположных аспектов, таких как «слабость-сила», «грязный-чистый» и т.д. Таким образом можно выяснить отношение человека к отдельным объектам на разных уровнях (скажем, позитивное или негативное).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Семантический дифференциал
методика Ч. Осгуда и его сотрудников, разработанная для оценки коннотативных значений отдельных слов. Индивид оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких, например, как горячий – холодный, слабый – сильный, напряженный – расслабленный, твердый – мягкий и т.п. Факторный анализ данных обычно обнаруживает три основных фактора, лежащих в основе коннотативного значения: это 1. активность; 2. мощность и 3. оценка.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Семантический дифференциал
semantic differential) С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений. С. д. яв-ся стандартизованной процедурой извлечения тщательно продуманной выборки размещений субъектом понятия (слова) по множеству континуумов. Типичным примером может быть следующий вопрос: "Как бы вы оценили яблоко, используя для этого следующие шкалы? Где бы вы поместили значение яблоко вдоль континуума, простирающегося между двумя указанными точками, где оценка 1 или 7 означает чрезвычайно, 2 или 6 означает очень, 3 или 5 означает, скорее, хороший (или плохой) и оценка 4 означает ни хороший, ни плохой или в равной степени хороший/плохой?" Яблоко Хороший ___-___-___-___ Плохой Большой ___-___-___-___ Маленький Активный ___-___-___-___ Пассивный и т. д. Значения в семантическом пространстве обладают двумя важными свойствами: направлением от средней точки каждой шкалы и удаленностью от начала каждой шкалы (что предположительно свидетельствует об интенсивности значения). Осгуд обнаружил, что семантическое пространство можно теоретически представить как обладающее минимум тремя ортогональными измерениями: оценкой (напр., хороший-плохой), активностью (напр., активный-пассивный) и силой (напр., большой-маленький). Т. о., С. д. оказывается модифицированной формой контролируемых ассоциаций - преим. посредством использования процедур шкалирования и отбора самих оценочных шкал. С. д. применялся в кросс-культурных исслед. значений при изучении развития значений у детей, а тж для оценки настроений, эмоций и изменений личности в ходе психотер. (последнее оказывается наиболее популярным в наше время). См. также Когнитивная сложность, Измерение, Психолингвистика, Шкалирование Р. А. Кашау

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
отгреч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — один из методов психосемантики, с помощью которого оцениваются представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п. Метод С. д. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования; при этом изменяемые объекты (понятия, изображения и др.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых задаются в вербальной (словесной) или невербальной (зрительной^ форме. Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. д., предложенная Ч. Осгудом. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. В модели Ч. Осгуда исследуются три фактора: 1) оценки (шкалы типа «хороший —плохой», «приятный—неприятный» и т. п.); 2) силы («сильный — слабый», «большой — маленький» и др.); 3) активности («быстрый — медленный», «активный — пассивный» и т. д.). Каждая шкала имеет семь качественных градаций. Если противоположные значения исследуемого признака обозначить как х и у, то значения каждой шкалы могут быть интерпретированы следующим образом: —3...весьма выраженное х, — 2...выраженное х, — 1...слабо выраженное х , 0 — х и у выражены в равной степени , + 1 , + 2 , + 3 — соответственно слабо выраженное, умеренно выраженное и весьма выраженное у. В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов можно: 1) анализировать профиль; 2) строить субъективное семантическое пространство. Для его построения объединяются шкальные оценки по родственным шкалам, входящим в один и тот же фактор. В результате пересчета и суммирования баллов каждый объект получает значение по трем главным семантическим факторам (оценки, силы, активности) и может быть отражен графически в трехмерном пространстве. Метод С. д. имеет ряд общих черт с методом полярных баллов, однако он обладает большими психодиагностическими возможностями. По ряду признаков метод С. д. может быть отнесен к проективному методу исследования личности. Метод С. д. применяется для анализа значений, оценок (в т. ч. и самооценок) контактности при подборе лиц, тесно связанных процессом профессиональной деятельности, а также для анализа эмоциональных отношений, установок и т. п.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
(греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения личности к объектам, анализа социальных установок,
ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различие аспектов самооценки и т. д.
Техника С. д., разработанная Ч. Осгудом (1957 г.), предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого
индивида в результате его жизненного опыта.
Существо методики С. д. сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме (рис. 48), оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных
точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий
от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему признака. С. д. является, таким образом, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Если одно из двух противоположных значений признака
обозначить как х, а другое — как у, то 7 делений по шкале (в направлении слева направо) могут быть интерпретированы как: —3 ... весьма выраженное х; —2... выраженное х; —1... немного заметное х; 0... ни х, ни у (или х и у в равной мере); 1...
немного заметное у; 2... выраженное у; 3... весьма выраженное у (рис. 48).

Оценка значения понятия в шкале С. д. позволяет поместить его в точку семантического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью от начала координат — нейтральной позиции шкалы (качественная
характеристика, поляризация признака); удаленностью от начала координат (количественная характеристика, интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности точки СП от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого
оцениваемое понятие.
Полученные на основании процедуры С. д. количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) — ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки на шкалах. Комплекс семантического профиля характеризует
оцениваемое понятие (рис. 48).
Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей СП. Однако на практике для определения СП достаточно знать его основные измерения. Для определения минимального количества измерений (шкал) СП объекта используется факторный анализ. Обычно
выделяются 7—8 факторов, соответствующих основным измерениям СП. Такие факторы могут выражаться одной шкалой или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Ч. Осгудом и сотр. была предложена трехфакторная модель С. д. В ее основе
заложены факторы, объясняющие от 50 до 65 % дисперсии оценок. В первый фактор («фактор оценки»; 33—38 % общей переменчивости оценок) входят шкалы типа «хороший — плохой», «приятный — неприятный», «красивый — уродливый» и т. д. Второй фактор
(«фактор силы»; 7—16 % дисперсии) составляют шкалы типа «сильный — слабый», «большой — малый». Третий фактор («фактор активности»; 6—11 % дисперсии оценок) включает шкалы типа «быстрый — медленный», «активный — пассивный» и т. д.
Значение понятия для каждого испытуемого определяется операционально — как совокупность факторных оценок, с учетом которых значения понятий для конкретного испытуемого можно выразить так: «жизнь» (+3; +3; +3); «смерть» (-3; +1; -3); «любовь» (+2;
+2; +2). Из этих данных можно, напр., заключить, что индивидуальное значение понятия «любовь» для данного испытуемого ближе по значению к «жизни», чем к «смерти», т. е. можно получить представление о субъективном восприятии подобия или различия
между объектами. Степень такого подобия или различия можно представить количественно, исходя из модели СП по семантическому расстоянию между соответствующими точками объектов в СП:

где D (х, у)— семантическое расстояние между объектами х и у; хi, уi — разность между координатами двух точек, представляющих значения объектов X b Y по фактору. Приведенная формула используется для:
определения D между значениями различных понятий у одного лица или группы;
определения D одного понятия для нескольких испытуемых или групп;
определения динамики D у одного испытуемого (или группы) с учетом факторов времени и обстоятельств (напр., значение «я» до и после лечения).
Помимо анализа особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям С. д. позволяет проводить исследование самооценки. Имеются несколько способов получения самооценки с помощью С. д.: 1) оценивание понятия «я» (или более конкретно
«мое настоящее я»); 2) вместе с понятием «я» оценка ряда понятий, представляющих различные характеристики личности (напр. «общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последующим определением D между понятиями «я» и личностными
особенностями; 3) наряду с «настоящим я» оценка заведомо полярных понятий: «мое идеальное я» и «я, каким я больше всего не нравлюсь».
Последний способ интересен тем, что позволяет определить не только самооценку, но и степень удовлетворенности собой. Оценить этот показатель можно путем вычисления отношения между D1 («плохое я» — «настоящее я») и D2 («плохое я» — «идеальное я»).
С ростом самоудовлетворенности D1 приближается к D2.
Анализ индивидуального СП, самооценки и других показателей с помощью метода С. д. в ряде отношений более выгоден, чем простая шкалированная оценка конкретных альтернативных характеристик (напр., с помощью методики «полярных профилей»). Наряду
с возможностью применения сложного, специально разработанного аппарата семантического анализа, применения факторных шкал С. д. выступает и как непрямой, опосредованный способ получения оценок, нередко выражения в «метафорической» форме, субъективно
более легкой и раскованной, чем ответ «напрямую». Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой» структуры индивдуальных значений, оценок, отношений. Совокупность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополнительные «маскирующие»
оси для получения информации о потенциально болезненных или интимных сторонах самооценки испытуемого.
Зависимость конфигурации индивидуального личностного семантического пространства от эффекта позиции наблюдателя, личностных особенностей самого субъекта приближают метод С. д. к проективному подходу в исследовании личности (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ).
Характеристика индивидуального отношения к объекту с помощью основных оценочных факторов, семантических расстояний между значениями объектов, анализа «понятийной структуры» испытуемого находит широкое применение в различных областях психологии.
Широкие возможности применения С. д. раскрываются в психодиагностике клинической. Очевидно, в случае внутренних конфликтов, при фрустрации (см. РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ МЕТОДИКА), повышенной тревожности (см. «ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ»
ШКАЛА) значения определенных понятий существенно отклоняются от обычных. Изменения в значении для испытуемого таких понятий, как, напр., «я», «врач», «здоровье», «лечение», «будущее» и т. д., может служить критерием динамики состояния, хода
лечения и т. д. Различные характеристики СП могут оказаться симптоматическими для ряда психических расстройств.
Методика С. д. позволяет получить ценную информацию об оценке испытуемым своих близких, направленности и особенностях межличностного общения, идентификации себя с окружающими (напр., по показателям расстояний в СП испытуемого между понятием «я»
и понятиями, представляющими ближайшее окружение, широкие социальные контакты). С. д. применим для анализа значений, оценок, контактности при подборе лиц, тесно связанных процессом профессиональной деятельности, исследовании супружеских пар
и т. д.
Метод С. д. может применяться в сочетании с проективными методиками. Преимущества такого комплекса проявляются в:
уменьшении субъективности оценки и интерпретации данных проективного теста при оценке их экспериментатором;
возможности квалификации данных проективного теста;
применении широкого круга проективных методик в условиях группового обследования;
применимости тестов к лицам с нарушениями речи;
возможности строгой оценки валидности проективных тестов. Таким образом, С. д. в психологической диагностике выступает как вспомогательный методический прием анализа индивидуального и группового понимания содержания понятий, эмоциональных отношений,
установок и т. д. Па его базе могут строиться различные психодиагностические методики.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
353.34 кб

Семантический дифференциал субъектности личности

Дьяков Сергей Иванович
В контексте субъектной парадигмы в психологии представлена психодиагностическая методика «Семантический дифференциал субъектности».
Читать PDF
1.91 мб

Визуальная оценка шрифтового дизайна методом семантического дифференциала

Шичко Людмила Александровна, Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье отражены результаты оценки шрифтового дизайна современных вывесок Минска методом семантического дифференциала и методами распознавания образов; изложена методика исследования, описано сформированное семантическое простран
Читать PDF
934.31 кб

Оценка иллюстрации художественной литературы методом семантического дифференциала

Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович
В статье приведены результаты оценки иллюстраций художественной литературы методом семантического дифференциала, описана методика исследования, а также особенности ее применения к данному объекту исследования нескольким иллюстраци
Читать PDF
171.64 кб

Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения)

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена опыту применения метода семантического дифференциала в социологическом исследовании. Автор дает описание классического теста, разработанного Ч.
Читать PDF
698.24 кб

Специализированный семантический дифференциал для оценки детско-родительских отношений

Дерюгина Марина Владимировна
В статье представлен результат разработки специализированного семантического дифференциала для оценки детско-родительских отношений.
Читать PDF
119.28 кб

Психологические механизмы левостороннего смещения оценок в семантическом дифференциале

Волохонский В.Л.
Были проведены два исследования, направленных на изучение причин сдвигов оценок респондентов в сторону левого полюса в семантическом дифференциале.
Читать PDF
421.39 кб

Дифференциальный алгоритм чтения как прием логико-семантического анализа учебного текста

Махмудов Шамиль Ахмедович
В статье ставится вопрос об обучении дифференциальному алгоритму чтения.
Читать PDF
604.31 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна, Нестерова Оксана Валерьевна
Введение. Физические и психологические параметры образовательного пространства оказывают существенное влияние на мотивацию процесса познания и его результаты.
Читать PDF
192.53 кб

Анализ представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала

Леонидова Марина Владимировна
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности пр
Читать PDF
259.12 кб

Изучение личностных смыслов физико-химических объектов методом семантического дифференциала

Хекало Татьяна Валентиновна
Предметом данной экспериментальной работы является усовершенствование преподавания физколлоидной химии в медицинском вузе.
Читать PDF
547.59 кб

Использование метода семантического дифференциала в исследовании этноконфессиональных отношений

Саблуков Александр Валентинович
B статье на конкретном примере рассматриваются возможности социологической науки по расширению своего методического арсенала при решении новых исследовательских задач.
Читать PDF
620.04 кб

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ ЭКРАНА МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Токарь Ольга Владимировна
В статье приведены результаты оценки зрительного поля экрана монитора методом семантического дифференциала, построено семантическое пространство, описана методика исследования, а также особенности ее применения к данному объекту и
Читать PDF
261.42 кб

Аналитический потенциал семантического дифференциала в социологическом исследовании уровня жизни

Каира Ю. В.
Посвящена выявлению структуры субъектов социальной ответственности за уровень и качество жизни методом анализа иерархий, а также построению соответствующего инструментария и алгоритму аналитической обработки эмпирической базы соци
Читать PDF
872.54 кб

Психометрический анализ диагностических показателей методики «Сказочный семантический дифференциал»

Петренко Виктор Федорович, Митина Ольга Валентиновна, Коростина Мария Александровна
Методика «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которой респондент должен оценить ряд сказочных персонажей по заданному набору личностных характеристик, предназначена для индивидуальной работы психолога с детьми 4-9 лет.
Читать PDF
301.03 кб

Опыт применения семантического дифференциала для исследования внутренних психологических конфликтов

Гросс Е. В., Назарова А. О., Никаноров В. Н., Моторная Г. В., Димитриенко Т. А.
С целью исследования психологических конфликтов, представленных во «внутренней картине» беременности у женщин с угрозой невынашивания во II триместре впервые применен психодиагностический метод «семантический дифференциал».

Похожие термины: