СЕЙТЕШЕВ АЖЕС ПЕТРОВИЧ

Найдено 1 определение
СЕЙТЕШЕВ АЖЕС ПЕТРОВИЧ
1929) Известный педагог и крупный ученый, основоположник профессиональной педагогики и единственный академик педагогики в Казахстане и Средней Азии. Действительный член Национальной Академии наук, заслуженный деятель науки СССР, академик Всемирной ассоциации профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор. Родился 15 ноября 1929 г. в ауле №3 Кулагинского района Гурьевской области. Воспитывался в Орликовском детском доме. С детства приобрел большой практический и жизненный опыт: пас овец, верблюдов, лошадей, был рыбаком на Каспии, кузнецом, слесарем, токарем - универсалом. По шести рабочим профессиям имеет высокую квалификацию на уровне 6-8 разрядов. С отличием окончил Гурьевское ремесленное училище № 9, Кировобадское военное летное училище, Ташкентский техникум трудовых резервов и Фрунзенский политехнический институт по специальности «инженер-технолог»; обучаясь в очной аспирантуре Киргизского НИИ педагогики, досрочно, за полтора года, защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Развитие технического интереса учащихся». Педагогическую деятельность начал в системе профтехобразования Киргизской ССР в качестве мастера производственного обучения, преподавателя общетехнических и специальных предметов, заместителя директора по учебно - производственной работе и директора технического училища № 3. За этот период внедрил в учебно-производственный процесс техническую эстетику, НОТ и новую систему обучения технической изобретательской деятельности; ввел в производство 4 изобретения и 28 рационализаторских предложения, сконструировал токарный станок модели «Т-1 САП» и резец для обработки мягкой стали, за который был удостоен республиканской премии и Грамоты Верховного Совета СССР. Лично подготовил 380 молодых рабочих, двое из которых – лауреаты Государственной премии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию по педагогике на тему «Воспитание профессиональной направленности личности как социально - педагогическая проблема». С 1980 по 1990 гг. – профессор кафедры педагогики и методики преподавания инженерных сельскохозяйственных дисциплин КазСХИ. В эти же годы ведет активную общественную работу, являясь Председателем Республиканского Научного Совета по трудовому воспитанию и профориентации КазССР. В этот период разработал модель специальности «инженер-педагог» и создал 12 новых учебных программ, около 100 учебно - методических и наглядных пособий. С 1960 по 1980 гг. возглавляемая им экспериментальная лаборатория, стала Всесоюзной научной школой, где разрабатывались теория и практика профессиональной педагогики - нового направления педагогической науки. Написанные им такие книги, как «Основы профессиональной педагогики», «Новые системы обучения технической изобретательской деятельности», «Научные основы психологии высшей школы», «Научные основы педагогики высшей школы» являются основными учебными пособиями для всех типов учебных заведений Казахстана и СНГ. В 1982 г. Сейтешеву присуждено ученое звание профессора. В 1985 г. избран членом - корреспондентом АПН СССР, а в 1990 г. – действительным членом (академиком) АПН СССР. В этом же году избирается членом Всемирной ассоциации профессионального образования (Берлин). В 1990-1994 гг. – заведующий кафедрой инженерной педагогики, в 1994-1998 гг. – профессор этой же кафедры Казгосагроуниверситета. Особая заслуга А. Сейтешева перед наукой и производством состоит в том, что он разработал теоретико - прогностическую модель социалистического производства, а позже – модель современного специалиста-профессионала в условиях рынка труда. После распада СССР, учитывая выдающиеся заслуги ученого, Национальная Академия наук в 1994 г. избирает его действительным членом. В 1998 г. становится почетным членом Российской Академии наук. В настоящее время сформировалась научная школа академика Сейтешева: им подготовлено 18 докторов и 52 кандидата по психологическими и педагогическим наукам. Фундаментальные труды ученого («Научные основы и методологические принципы профессиональной педагогики», «Проблемы формирования личности современного специалиста в условиях вузовской подготовки», «Теория и практика развития современного образования в Республике Казахстан», «Методология прогностической модели специалиста», «Развитие педагогической науки и научно - теоретические основы формирования национальных кадров» и др.) получили высокую оценку среди ученых и специалистов, практических работников школ, ПТШ и вузов. С 1999 г. – Председатель Координационного научного Совета СНГ по проблеме «Интеграция и дифференциация подготовки национальных кадров».

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент