СЧАСТЬЕ
СЧАСТЬЕ
см. Удовлетворенность.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Счастье
состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье
переживание текущей системы отношений с собой и миром как приносящей радость.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
Счастье
Социально-психологическое состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Счастье
общеславянск., образовано с помомошщю приставки съ ( в значении хороший) и слова часть; букальное значение: хорошая часть, доля) - 1. состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемого кем-либо. См. Эвдемонизм; 2. внешнее выражение этого чувства; 3. успех, удача; 4. в психопатологии – субъективное ощущение радости жизни у маниакальных пациентов.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СЧАСТЬЕ
категория этики; переживание С.— чувство высшего удовлетворения своим бытием (пассивное С.) или результатами своей деятельности (активное С.). Оно весьма различно по иерархии его психологических структур — от эмоций удовольствия и радости творчества до чувств удовлетворения достижением цели и выполненного долга в компоненте переживания и от «хочу» до «надо» в компоненте понятий. Различен в С. и удельный вес процессуального, пропорционального биологическому, и содержательного, пропорционального социальному, что позволяет с позиций психологизации этики глубже раскрыть С. как этическую категорию. С. вербализуется словами: «Остановись, мгновенье» (Гете), «Всегда бы так», являющимися его критерием.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Счастье
понятие имеет несколько значений: С. — переживание полноты жизни. Приходит к людям жизнерадостным, жизнелюбивым, ощущающим самоценность жизни. С. — состояние полного удовлетворения актуализированных потребностей. Проявляется в эмоциях радости, удовольствия. Поскольку данное переживание, как и любое другое, субъективно, то человеку может быть присуща уверенность, что его эмоции и есть состояние С. Удовлетворение витальных потребностей или прием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.) может вызывать аналогичные эмоции, принимаемые за С., что объясняется недостаточно отчетливым различением явлений внутреннего мира.
С. — удачное стечение обстоятельств (счастливый миг, счастливые годы и т. п.).
С. — наступление благоприятных событий, известия о них.
В переживании С. эмоциональная составляющая слита с когнитивной (познавательной). Человек не только испытывает соответствующие эмоции, но и осознает причины своего С. В ситуации несчастья это проявляется с еще большей очевидностью: переживающего смерть близкого угнетает не депрессивное состояние, а безвозвратная утрата.
Согласно результатам исследований, счастливого человека люди чаще всего определяют как благополучного в семье и личной жизни.
Литература
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Джидаръян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
С. — удачное стечение обстоятельств (счастливый миг, счастливые годы и т. п.).
С. — наступление благоприятных событий, известия о них.
В переживании С. эмоциональная составляющая слита с когнитивной (познавательной). Человек не только испытывает соответствующие эмоции, но и осознает причины своего С. В ситуации несчастья это проявляется с еще большей очевидностью: переживающего смерть близкого угнетает не депрессивное состояние, а безвозвратная утрата.
Согласно результатам исследований, счастливого человека люди чаще всего определяют как благополучного в семье и личной жизни.
Литература
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Джидаръян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
СЧАСТЬЕ
оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Обыденное сознание, как правило, отождествляет C. с высшим благом, рассматривает его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. Польский исследователь B. Татаркевич (1886–1980) в фундаментальном труде «О счастье» выделил четыре основных значения понятия C.: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. Типичный для человеческого бытия разрыв между добродетелью и C. во многом обусловлен качеством общественных отношений, социальной структурой общества. Поэтому добродетельность человека нельзя рассматривать как компенсацию за внешние неудачи, неблагоприятные обстоятельства жизни, а следует ее органически увязывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что C. одних неразрывным образом связано со C. др., что люди м. б. счастливы только все вместе. Чем более человек счастлив, тем менее он конфликтен. Поэтому увеличение количества счастливых людей, помимо самостоятельной большой ценности, одним из следствий имеет уменьшение числа и остроты конфликтов, прежде всего внутриличностных. Основной способ достижения С. связан с изменением содержания и границ картины мира у человека и отношения субъекта к окружающей его действительности.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
СЧАСТЬЕ
особое психическое состояние личности, прежде всего эмоциональное, возникающее при достижении сильно желаемого. Глубина, длительность и эмоциональный накал С. определяется нравственной чуткостью, масштабностью, культурным и умственным развитием личности. Достижение человеком этапных целей, реализация в формах своей жизненной практики сильных устремлений, представлений о смысле жизни вызывают у человека состояние С. Говорят: «счастье нахлынуло», «счастье окатило», «волна счастья захлестнула», «счастливый миг», «я переполнен счастьем» и т. д. С. зависит как от размеров и значения цели, так и от силы желания. «Счастье достается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и добивается ее после большого труда» (М. М. Пришвин). С. – универсальная награда, ожидающая человека на перекрестках жизненного пути. Его можно создавать, приближать, стремление к нему наблюдается уже в детские годы. Человек, стремясь к счастью, чувствует себя более уверенным, бодрым, целеустремленным. С. не следует считать беззаботным довольством. Оно требует самоотверженного труда, настойчивых поисков смысла жизни, напряжения всех душевных сил для достижения своего предназначения и помощи другим. Важно открыть внутренние источники С., овладеть своей эмоциональной жизнью. Исследования, проведенные в Гарвардском университете (США), показали, что С. зависит от способности реагировать на эмоциональные кризисы, неизбежные в жизни каждого. Самыми неудачливыми считаются те, кто стал алкоголиком, наркоманом, приобрел хронические болезни. Путь к счастью – в прогматическом и реалистическом отношении к миру. Секрет успеха – в настойчивости, организаторских способностях, надежности, постоянстве. Эти качества важнее для эмоционального здоровья, чем творческие способности, умение нравиться людям, профессиональные достижения.
Счастье
первоначально буквально означало «хорошая часть, доля») – состояние полного, высшего удовлетворения.
Вронский никого и ничего не видел. Он чувствовал себя царем не потому, чтоб он верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому, – но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость (Л. Толстой, Анна Каренина).
Она все сидела, точно спала – так тих был сон ее счастья: она не шевелилась, почти не дышала. Погруженная в забытье, она устремила мысленный взгляд в какую-то тихую, голубую ночь, с кротким сиянием, с теплом и ароматом. Греза счастья распростерла широкие крылья и плыла медленно, как облако в небе, над ее головой… Не видела она себя в этом сне завернутою в газы и блонды на два часа и потом в будничные тряпки на всю жизнь. Не снился ей ни праздничный пир, ни огни, ни веселые клики; ей снилось счастье. Но такое простое, такое неукрашенное, что она еще раз, без трепета гордости, и только с глубоким умилением прошептала: «Я его невеста!» (И. Гончаров, Обломов).
…Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно (А. Чехов, Крыжовник).
Хорошо, что ты нашел меня. / Хорошо, что о любви мне говоришь. / Хорошо, что ты в глаза мои глядишь. / Мне так легко с тобой (песня «Над заливом»).
Мы желаем счастья вам, / И оно должно быть таким – / Если будешь счастлив сам, / Счастьем поделись с другим (Песня).
Счастье говорит: «Закрой глаза и открой свой рот» (негритянская пословица).
Незамужняя женщина счастлива, если она может позволить своему ближайшему кругу догадываться о ее интимности, даже если она не посвятила их специально в свои дела (Э.М. Хардинг, Путь всех женщин).
Исследования показывают, что женщины в браке наиболее счастливы, если выходят замуж с 26 до 35 лет.
Человек ничего не желает и ничего не любит, кроме собственного счастья…Он любит жизнь только потому, что видит в ней средство и субъект этого счастья (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).
Счастье человека гораздо больше зависит от его способности восхищаться достоинствами других, чем от его уверенности в силе собственных достоинств (Дж. Рескин (Ruskin), На день рождения).
Счастье – отвлеченная идея, составленная из нескольких ощущений удовольствия (Вольтер).
Ср. музыку «Севильяны» из оперы Ж. Массне «Дон Сезар де Базан». См. картину К. Брюллова «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Религиозное воспитание есть основание мудрой и счастливой жизни (Исаак Сирин).
Вронский никого и ничего не видел. Он чувствовал себя царем не потому, чтоб он верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому, – но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость (Л. Толстой, Анна Каренина).
Она все сидела, точно спала – так тих был сон ее счастья: она не шевелилась, почти не дышала. Погруженная в забытье, она устремила мысленный взгляд в какую-то тихую, голубую ночь, с кротким сиянием, с теплом и ароматом. Греза счастья распростерла широкие крылья и плыла медленно, как облако в небе, над ее головой… Не видела она себя в этом сне завернутою в газы и блонды на два часа и потом в будничные тряпки на всю жизнь. Не снился ей ни праздничный пир, ни огни, ни веселые клики; ей снилось счастье. Но такое простое, такое неукрашенное, что она еще раз, без трепета гордости, и только с глубоким умилением прошептала: «Я его невеста!» (И. Гончаров, Обломов).
…Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно (А. Чехов, Крыжовник).
Хорошо, что ты нашел меня. / Хорошо, что о любви мне говоришь. / Хорошо, что ты в глаза мои глядишь. / Мне так легко с тобой (песня «Над заливом»).
Мы желаем счастья вам, / И оно должно быть таким – / Если будешь счастлив сам, / Счастьем поделись с другим (Песня).
Счастье говорит: «Закрой глаза и открой свой рот» (негритянская пословица).
Незамужняя женщина счастлива, если она может позволить своему ближайшему кругу догадываться о ее интимности, даже если она не посвятила их специально в свои дела (Э.М. Хардинг, Путь всех женщин).
Исследования показывают, что женщины в браке наиболее счастливы, если выходят замуж с 26 до 35 лет.
Человек ничего не желает и ничего не любит, кроме собственного счастья…Он любит жизнь только потому, что видит в ней средство и субъект этого счастья (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).
Счастье человека гораздо больше зависит от его способности восхищаться достоинствами других, чем от его уверенности в силе собственных достоинств (Дж. Рескин (Ruskin), На день рождения).
Счастье – отвлеченная идея, составленная из нескольких ощущений удовольствия (Вольтер).
Ср. музыку «Севильяны» из оперы Ж. Массне «Дон Сезар де Базан». См. картину К. Брюллова «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Религиозное воспитание есть основание мудрой и счастливой жизни (Исаак Сирин).
СЧАСТЬЕ
ШЧАСЦЕ / HAPPINESS– особое психическое состояние личности, прежде всего эмоциональное, возникающее при достижении сильно желаемого. Это состояние позитивного функционирования личности, которое может выражаться в синонимичных понятиях и категориях: психологическое благополучие, субъективное благополучие, психологическое здоровье, качество жизни. Несмотря на сложности операционализации этих феноменов, все они направлены на постоянный поиск улучшения качества жизни человека. Проблема изучения С. в рамках позитивного функционирования разрабатывалась в ряде направлений как определенный набор ресурсов и положительных качеств человека: субъективная положительная оценка происходящего, смысловые основания личности (Д. А. Леонтьев), единый фактор человеческого опыта (М. Аргайл), психологическое состояние, возникающее в результате самоосуществления, самоактуализации, самосовершенствования личности в рамках актуальной деятельности (А. А. Кроник, Л. З. Левит), в субъективном ощущении бытия (И. А. Джидарьян), умение контролировать себя, свои чувства и впечатления, находить радость в повседневной жизни (М. Чиксентмихайи), позитивные факторы субъективного благополучия (М. Селигман). Выделяют следующие компоненты позитивного функционирования личности: 1) эмоциональный (аффективный) (эмоционально-оценочное отношение личности к жизни, выражающееся в удовлетворенности); 2) когнитивный (представление личности о себе, своей жизни, окружении, собственном благополучии и соотнесение этих представлений с субъективными критериями благополучия каждой из жизненных сфер); 3) личностных черт (набор индивидуальных качеств, которые участвуют в процессе формирования представлений личности о благополучии и в сочетании с темпераментом определяют уровень благополучия в межличностных отношениях и глобальное позитивное отношение к себе и миру: разумный эгоизм, большая пятерка личностных черт, высокая самооценка, выраженное чувство идентичности и др.); 4) биологический (психофизиологическая сохранность и слаженность психических процессов и функций, наличие физического (соматического) и психического здоровья); 5) межличностный (социальный) (наличие социальных контактов разного уровня, удовлетворенность межличностными отношениями, социальным статусом, социальными ролями, актуальным состоянием общества и наличие чувства общности); 6) мотивационно-потребностный (деятельностный) (наличие системы ценностей: осмысленность жизни, наличие целей, вовлеченность в активную преобразовательную деятельность человека в различных сферах жизни, способность быть независимым, реализовывать персональные потребности); 7) морально-нравственный (ощущение причастности к духовной культуре общества и ее осознание вместе с переживанием смысла жизни, наличие морально-этических принципов и установок личности); 8) внешние компоненты (наличие ресурсов для достижения целей, возможности профессиональной самореализации, уровень дохода, жилищно-бытовые условия, качество отдыха, досуга и т. д.). С.– это не всегда только целостность и полнота, но и пиковое переживание. С одной стороны, это краткосрочное острое состояние, с другой– благоприятная аффективная основа продуктивного творчества в повседневной жизни, основа самосозидания. Это результат сознательных усилий по изучению человеком себя и своей жизни. Для диагностики С. как позитивного функционирования личности используют шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л. А. Пергаменщика и Н. Н. Лепешинского ; шкалу удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева и шкалу субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер в в адаптации Д. А. Леонтьева. С. М. Ширко