САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

Найдено 1 определение
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) - понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.
Идея саморегуляции проходит через всю юнговскую структуру действия психического и, в частности, является одним из базовых положений в анализе сновидений и вообще в их месте в психической жизни индивида. Фрейд полагал, что суть большинства снов - неисполненные желания, переместившиеся в сон, дабы выразиться косвенным образом. Он отмечал, что "зримое содержание сна" - всего лишь покрывало на "скрытом" содержании, являющемся, как правило, подавленным сексуальным желанием раннего детства. Юнг же рассматривал сны как каналы связи с бессознательным, как некие сообщения, передаваемые символическим языком. Этот язык труден для понимания, но сами сообщения не обязательно касаются каких-то желаний или являются способами скрыть что-то неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознание, компенсируя какие-то проявления индивида, непонятые им или попросту отброшенные. Либо наряду с невротическими симптомами сны предупреждают о сходе с правильного пути.
Идея саморегуляции и компенсации увязывалась и с юнговской психологической типологией. Здесь Юнг изначально предположил, что индивидам свойственно различие в привычном отношении к жизни. Это различие определяется разнообразием их интерпретаций восприятия и переживания. Так, интересы экстраверта направлены на внешний мир, а интроверта - во внутренний, в мир его психического. Далее Юнг высказал идею, что психическое управляется четырьмя функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией. В переживаниях индивида любая из них может оказаться главной, доминирующей.
Процесс саморегуляции психического происходит постоянно. Но он может замечаться самим индивидом лишь когда его эго сознания оказывается в затруднении в связи с приспособлением к внешней или внутренней реальности.
Общая схема саморегуляции выглядит следующим образом (по Шарпу):
1. Трудность в адаптации. Либидо прогрессирует незначительно.
2. Регрессия энергии (депрессия, недостаток свободной энергии).
3. Активация бессознательных содержаний (фантазии, комплексы, архетипические образы, подчиненная функция, противоположная установка, тень, анима/анимус, и г. д.).
4. Симптомы невроза (замешательство, страх, беспокойство, вина, капризы, аффект и т. д.).
5. Бессознательный или полусознательный конфликт между эго и содержаниями, активированными в бессознательном. Внутреннее напряжение. Защитные реакции.
6. Активация трансцендентной функции, вовлекающей самость и архетипические паттерны целостности.
7. Образование символов (нуминозность, синхронность).
8. Передача энергии между бессознательными содержаниями и сознанием. Расширение и увеличение эго, прогрессия энергии.
9. Ассимиляция бессознательных содержаний. Индивидуация (D. Sharp. Jung Lexicon, p. 121).
Сознание и бессознательное редко находят согласие в своих тенденциях и по поводу своих психических содержаний. Саморегуляторная деятельность психического, проявляющаяся в сновидениях, фантазиях и синхронных переживаниях, направлена на то, чтобы корректировать любое сколь-нибудь значительное нарушение равновесия и тем самым удерживать личность в режиме целостности.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
259.82 кб

Особенности саморегуляции учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития

Г. М. Ильина, К. В. Твердохлебова
Читать PDF
179.43 кб

Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье представлен анализ специфики становления личностной саморегуляции подростков с задержанным психическим с 11 до 16 лет. Личностная саморегуляция рассматривается как фактор саморазвития данной категории подростков.
Читать PDF
194.04 кб

Оптимизация становления личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития в обра

Матанцева Татьяна Николаевна
Статья содержит анализ основных проблем и потенциальных возможностей подростков с задержанным психическим развитием в плане личностного регулирования.
Читать PDF
203.19 кб

Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье представлен анализ экспериментального исследования подростков с задержкой психического развития с 11 до 16 лет, позволяющий выявить тенденции в становлении личностной саморегуляции, являющиеся общими для подростков нормы
Читать PDF
261.47 кб

Саморегуляция как способ психического самосовершенствования в процессе спортивной и военно-прикладно

Кочеткова Светлана Валентиновна
На примере спортивной стрельбы и летной деятельности представлены результаты исследования профессионально важных качеств (ПВК) в рамках разработанной концептуальной модели саморегуляции.
Читать PDF
1.16 мб

Стилевые особенности саморегуляции поведения как ресурс преодоления состояния психического выгорания

Молчанова Людмила Николаевна, Редькин Алексей Игоревич
Представлены результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции поведения сотрудников правоохранительных органов как ресурса преодоления состояния психического выгорания с опорой на концепцию саморегуляции В.И.