САМООРГАНИЗАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

САМООРГАНИЗАЦИЯ
деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, обоснованной мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

САМООРГАНИЗАЦИЯ
способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С. - это согласование, упорядочивание, создание индивидуальнооптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела целеустремленность, осознанность, контролируемость.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,- все это признак отсутствия или слабой С. личности.

Источник: Акмеологический словарь.

САМООРГАНИЗАЦИЯ
интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосоздание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития С. является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, – все это признак отсутствия или слабой С. личности. В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатлениях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМООРГАНИЗАЦИЯ
САМААРГАНІЗАЦЫЯ / SELF-ORGANIZATION– интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела четкой нацеленности, осознанности, контролируемости. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосоздание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития С. является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,– все это признак отсутствия или слабой С. личности. В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Н. Н. Ярушкин и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатлениях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собст вен но го развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики. В настоящее время феномен С. исследуется В. А. Халанской, Д. А. Ишковым, О. Я. Левандовской, А. К. Белоусовой и др. В частности, Д. А. Ишков к функциональным компонентам С. относит целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию; к личностным компонентам– волевые усилия. Н. Н. Ярушкин, изучавший саморегуляцию и С. социального поведения личности, пришел к выводу, что саморегуляция обеспечивает социально-психологическую адаптацию личности, а С.– ее относительную автономность, независимость и самореализацию. Исследования С. наиболее активно ведутся в связи с проблемами организации учебной деятельности. Так, В. А. Халанская в качестве процессов, которые более полно раскрывают особенности С. личности студентов при изучении психологии, называет повышение уровня осмысленности жизни, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний, формирование профессионального самосознания личности студентов и повышение мотивации изучения психологии. Повышение социальной активности студентов, их желание развиваться и адаптироваться к внешним условиям также способствуют росту С.Для диагностики С. используют «Опросник самоорганизации деятельности» (Ti me Structure Questionnaire– TSQ), разработанный Н. Фишером и М. Бондом. В России адаптация методики выполнена Е. Ю. Мандриковой. Диагностический инструмент позволяет оценить планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксацию, собственно С. и ориентацию на настоящее. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
387.19 кб

Мотивация и самоорганизация как взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов

Ашихмина Е. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме самоорганизации и мотивации учебной деятельности студентов, представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе у студентов-спортсменов.
Читать PDF
293.17 кб

Самоорганизация успешных студентов в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович
Рассмотрены индивидуальные психологические координаты успешности студентов – менеджеров четвёртого курса. На первом этапе решения поставленной задачи был проведён опрос восприятия студентами учебной ситуации.
Читать PDF
292.32 кб

Построение жизни субъектом: саморегуляция и/или самоорганизация

Салихова Наиля Рустамовна
Жизненный путь анализируется как результат перехода перспективных целей и замыслов в историю жизни, организуемый и регулируемый личностью как субъектом жизни.
Читать PDF
172.74 кб

Синергетическая концепция и самоорганизация студенческой группы

Рагулина М. В.
Читать PDF
152.69 кб

Самоорганизация в реформе вузовского образования физической культуры

Трефилова Т. Г., Плотникова А. А., Дружинина Ю. Д., Прокуденко В. Г.
Читать PDF
377.81 кб

Самоорганизация в студенческой учебной группе

Весна М.
Читать PDF
509.51 кб

Самоорганизация личности студентов как условие здорового образа жизни

Пахмутова М. А.
Читать PDF
319.39 кб

Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ

Меличева М. В.
Читать PDF
331.12 кб

Школьная самоорганизация как условие психосоциального благополучия учащихся

Сафронова Маргарита Викторовна
В статье было показано значение реализации проекта школьной самоорганизации «Новая волна» для таких составляющих психосоциального благополучия подростков как самочувствие, активность, настроение, просоциальное поведение, социальна
Читать PDF
309.46 кб

Самоорганизация на разных уровнях жизнедеятельности человека как субъекта жизни

Салихова Наиля Рустамовна
В статье на основе контекстуально-уровневой модели ценностно-смысловой организации жизнедеятельности субъекта систематизируются представления о феноменах самоорганизации в психологических системах, показывающие наличие гетеростази
Читать PDF
613.21 кб

Субъектная самоорганизация личности. Психосемантический анализ

Дьяков Сергей Иванович
Представлена психосемантическая модель самоорганизации личности. Разработана психодиагностическая техника измерения субъектности личности с помощью «репертуарных решеток» Дж. Келли.
Читать PDF
97.58 кб

Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности

Хохлова Жанна Борисовна
В статье рассматриваются вопросы организации и самоорганизации подростков в условиях деятельности учреждений культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Виртуальная самоорганизация как ресурс индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности

Тихомирова Елена Викторовна
В статье рассматривается проблема самоорганизации в виртуальном пространстве как ресурса индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности на примере разных социальных групп в контексте совладающего поведения и самоэффективн
Читать PDF
0.00 байт

Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни

Дьяков Сергей Иванович
В статье развивается тема психосемантической самоорганизации человека как субъекта жизни.
Читать PDF
2.17 мб

Самоорганизация рабочего времени психологов-консультантов

Бобинкин Сергей Александрович, Пряжникова Елена Юрьевна, Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна
Рассматриваются актуальные вопросы самоорганизации рабочего времени в изменяющихся условиях развития российского общества.

Похожие термины:

  • КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ

    научное направление, возникшее в 50 - 60 - с гг. XX в. на базе физики статистической, теории систем общей и кибернетики и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неуп
  • Технология рефлексивной самоорганизации

    (self–examination–development) совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности — эффективно применяется в условиях информационной среды. Основное назн