САМООБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗОВАНИЕ
приобретение человеком необходимых ему знаний, умений и навыков путем самообучения (обучения самого себя), связанное с самостоятельным, активным поиском и усвоением соответствующих знаний, умений и навыков.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Самообразование
Образование, получаемое самостоятельно, без помощи обучающего (учителя, наставника, родителей). В основе С. лежит потребность субъекта в познании и личностном росте, что является необходимой составляющей его саморазвития.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Самообразование
процесс самообучения вне учебного заведения. Например, Л.С.Выготский, будучи юристом по образования, стал благодаря самообразованию, одним из выдающихся наших психологов. Без самообразования невозможно стать серьезным врачом-психиатром, даже имея все формальные на это основания, так личный клинический опыт никак иначе не приобретается, а многое решает именно он, а не академические знания.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
САМООБРАЗОВАНИЕ
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. – одно из средств самовоспитания. С. – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
САМООБРАЗОВАНИЕ
англ. self-education) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и "считая каждый день последним", занялся С, что привело его к мысли о необходимости создания "Энциклопедии". По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С: в М. - "Комиссия для организации домашнего чтения" (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и "Психологию" А. Бэна), в СПб. - "Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее".
Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.
Слабые стороны С: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательностиучения. С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн). Т. о., С. - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)
Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.
Слабые стороны С: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательностиучения. С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн). Т. о., С. - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004