САМООБРАЗОВАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

САМООБРАЗОВАНИЕ
приобретение человеком необходимых ему знаний, умений и навыков путем самообучения (обучения самого себя), связанное с самостоятельным, активным поиском и усвоением соответствующих знаний, умений и навыков.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Самообразование
Образование, получаемое самостоятельно, без помощи обучающего (учителя, наставника, родителей). В основе С. лежит потребность субъекта в познании и личностном росте, что является необходимой составляющей его саморазвития.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Самообразование
процесс самообучения вне учебного заведения. Например, Л.С.Выготский, будучи юристом по образования, стал благодаря самообразованию, одним из выдающихся наших психологов. Без самообразования невозможно стать серьезным врачом-психиатром, даже имея все формальные на это основания, так личный клинический опыт никак иначе не приобретается, а многое решает именно он, а не академические знания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

САМООБРАЗОВАНИЕ
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. – одно из средств самовоспитания. С. – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

САМООБРАЗОВАНИЕ
англ. self-education) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и "считая каждый день последним", занялся С, что привело его к мысли о необходимости создания "Энциклопедии". По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С: в М. - "Комиссия для организации домашнего чтения" (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и "Психологию" А. Бэна), в СПб. - "Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее".
Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.
Слабые стороны С: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательностиучения. С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн). Т. о., С. - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.86 кб

Самообразование как источник продуктивного творческого саморазвития воспитателей уголовно-исполнител

Федоров Александр Федорович
ярко выраженная потребность в специалистах пенитенциарного звена, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно выявлять и решать различные проблемы, актуальна на сегодняшний день.
Читать PDF
357.04 кб

Самообразование в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов

Гаранина Жанна Григорьевна
В статье анализируется проблема профессионального и личностного саморазвития будущих специалистов.
Читать PDF
5.50 мб

Самообразование как фактор профессионального становления и развития менеджера

Алиева Светлана Викторовна, Баранова Виктория Анатольевна
В современных социально-экономических условиях одним из важнейших показателей качества организационных структур управления является эффективность и результативность деятельности управленческих кадров.
Читать PDF
57.16 кб

Профессиональное самообразование учителя как ведущий вид деятельности в информационном обществе

Поликарпова В. В.
Читать PDF
3.97 мб

Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников

Черепанов Николай П., Титаренко Иван Юрьевич
Читать PDF
174.31 кб

Самообразование студентов вуза как условие качественной профессиональной подготовки специалистов

Карпова О. Л., Анисимова В. А.
Читать PDF
331.48 кб

Профессиональное самообразование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых он

Решетников А.В., Трегубов В.Н., Шамшурина Н.Г., Марочкина Е.Б., Жилина Т.Н.
В статье обоснован перечень массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и методика их использования для профессионального самообразования организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования.
Читать PDF
107.14 кб

Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента

Овчаренко Валентина Алексеевна
В основе непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не толь- ко овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятель- ности как профессионально значимого качества личност
Читать PDF
366.59 кб

Самообразование как необходимый элемент воспитания квалифицированного юриста

Губарева Татьяна Ивановна
Читать PDF
235.15 кб

Повышение квалификации. Самообразование

Галашкина Юлия Михайловна
В статье рассмотрена проблема современного самообразования и повышения квалификации
Читать PDF
199.09 кб

Самообразование через всю жизнь: концептуальное решение

Толкачев Владимир Афанасьевич, Письменский Геннадий Иванович
Читать PDF
86.15 кб

Самообразование как психологопедагогическая проблема

Вишневская Л. П., Вишневская Г. В.
В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психологопедагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение.
Читать PDF
279.77 кб

Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект)

Камьянов Андрей Александрович
В статье самообразование студентов обосновывается как индивидуальная комбинация их информационного самообогащения, утилитарно-адаптивной профессиональной самоподготовки и нравственного саморазвития.
Читать PDF
344.52 кб

Самообразование и его источники при овладении вершинами профессиональной деятельности

Бочарова Елена Петровна
Автор характеризует акмеологию как новую область научных знаний о человеке.
Читать PDF
186.18 кб

Взгляд на самообразование с позиции компетентностного подхода

Машарова Татьяна Викторовна
В статье изложены отдельные методологические предпосылки обращения к феномену самообразования в связи с реализацией компетентностного подхода к подготовке специалистов.