САМОНАБЛЮДЕНИЕ
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, психики; непосредственное познание сознанием самого себя.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Такие методы, как беседа и опросники невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах – письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
«Старушонка, вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… Я не человека убил, я принцип убил! Да, я действительно вошь… И уже по тому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь; потому, во-вторых, что целый месяц всеблагое Провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей, дескать, плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолепную и приятную цель… Потому, потому я окончательно вошь, – что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью» (Ф. Достоевский, Преступление и наказание).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно - почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях - все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный).
Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто - значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.
Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет - описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих - в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
К разделению С. и объективного наблюдения привели поиски ответа на вопрос, есть ли объективные психические проявления и возможно ли, наблюдая за ними, изучать психику другого человека. Долгое время исследователи отвечали на это отрицательно. Психологи считали, что познать внутренний мир (психику, душу, сознание) может только специалист — погружаясь в себя (благодаря интроспекции), т. е. обращаясь к С. Подтверждение тому — пословица «Чужая душа — потемки».
Одна из задач интроспективной психологии заключалась в выяснении круга явлений, которые составляют содержание сознания. С. способствовало этому, но уже в начале XIX в. психологи стали критически относиться и к С., и к его результатам. Анализируя его роль, С. Л. Рубинштейн, У. Джемс и другие указывают на ряд сомнительных аспектов:
Осознание наблюдателем факта наблюдения за каким-либо своим психическим процессом приводило к искажению его естественного хода или вообще к его прекращению. Понаблюдайте за собой во время эмоциональных реакций или познавательных процессов. Можно с уверенностью сказать, что изменится течение и реакций, и процессов, и состояний под влиянием наблюдения за ними человека.
Самонаблюдатель, как правило, описывал не процесс психической жизни,а воспоминания о нем, поскольку в противном случае ему пришлось бы одновременно переживать эмоции и фиксировать их протекание, а это практически невозможно.
В начале XX в. С. перестало быть методом исследования, а наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные проявления, наоборот, начало развиваться. Однако С. не исчезло из жизни людей, существуя как способ самопознания, самоанализа. Свидетельством тому служат примеры из художественной литературы, где раскрытие внутреннего мира человека чаще всего основывается на С.
К настоящему времени произошло возрождение метода С., но, правда, уже в совершенно ином по сравнению с прошлым веком виде. Во-первых, оно задействуется в тех случаях, когда исследователь ставит задачу узнать что-то о человеке, его психике от него самого. Наблюдателем выступает не психолог, а носитель этих психических свойств. Часто такого рода исследования проводятся в психологии труда при С. процесса творчества, при анализе профессиональных ошибок и удач, используется С. и в психопатологии.
Во-вторых, С. — тот механизм, который помогает заполнить психологические анкеты. Анкета — письменный самоотчет, создаваемый на основе таких данных о себе, которые человек получает благодаря С. В этом легко убедиться, заполняя любую из психологических анкет.
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции "аналитической интроспекции" В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено "внутреннему восприятию", протекающему в естественных условиях. Кроме того, С, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (см. Э. Титченер).
Кризис "аналитической интроспекции" наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы "элементов". Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую "аналитическую установку" на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004