Рукость

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Рукость
handedness) – обозначение преимущественного владения одною из рук. 90% людей, предположительно, предпочитают правую руку. Доля леворуких в населении составляет около 10% и со временем она увеличивается. Рукость - косвенное указание на доминантное полушарие. У 40% леворуких речевой центр находится в правом полушарии, у небольшой их части – в обоих полушариях. Леворукими, из известных людей, были (считаются) Леонардо да Винчи, Микеланджелло, Я. Мудрый, А. Невский, М.И, Кутузов, Г.Трумэн, Абама и др. Если леворукость, думает Ш.Браун, это «загадка», то амбидекстрия – «более трудная загадка». Амбидекстром, по свидетельству очевидцев, является Всевышний, творивший мужчин левой, женщин – правой рукой. Ш.Браун (2005) перечисляет 10 тестов для определения того, какая рука является ведущей: 1. письмо; 2. «зажигание спичек; 3. подметание пола веником; 4. рисование (карандашом); 5. открывание банки или коробки (с крышкой); 6. пользование ложкой, 7. ножом, 8. ножницами, 9. зубной щеткой и 10. бросание (мяча, камня и др.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Рукость
handedness) Р. - термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и др. занятий. Предпочтение правой или левой руки связано также с функционированием глаз и речью. Кора левого полушария головного мозга управляет действием правой руки, поворотом глаз вправо и речью, тогда как правое полушарие контролирует левую руку, поворот глаз влево и решение пространственно-временных задач. Предположительно 90% населения земного шара предпочитают пользоваться правой рукой. Загадка повсеместного предпочтения правой руки побуждает многих дать этому феномену теорет. объяснение. Доминирование правой руки можно проследить в антропогенезе вплоть до пещерного чел. (троглодита). Согласно данным антропологов, предшественники чел. были леворукими. Высказывается гипотеза, что эволюционный переход от лево- к праворукости произошел после изобретения орудий. Действующую (ведущую) руку, к-рая со временем станет предпочитаемой, можно обнаружить уже в 4-недельном возрасте, когда младенец, лежа на спине, принимает позу фехтовальщика. Голова ребенка поворачивается в предпочитаемую сторону, в том же направлении вытягивается потенциально предпочитаемая рука ребенка, тогда как др. рука сгибается в локте. Гезелл упоминал об этой позе фехтовальщика как базисном условии развития координации глаз - рука. Гезелл указывал на существование активного (ведущего) и вспомогательного (зависимого) глаза. Правый глаз обычно доминирующий, и зрительные стимулы в правой части поля зрения, включ. правую руку, проецируются в кору левого полушария мозга. Др. словами, правый глаз и правая рука работают вместе. Однако, кооперация существует не всегда. Некоторые параллельные (конкурирующие) очаги активности, возникающие в одном полушарии могут интерферировать или, проще говоря, мешать друг другу. Напр., говорение может мешать одновременному письму правой рукой. Когда мы говорим (используя левый мозг), мы относительно легко обнаруживаем объекты в правой половине поля зрения, но можем не заметить что-то из того, что попадает в его левую половину. Левое полушарие мозга контролирует движения правой руки, и в нем же находится центр речи у примерно 98% праворуких и более 50% леворуких. Левый мозг тж отвечает за пользование письменным и устным языком. Специализация левого полушария в области речи - особой челов. активности - необходима для развития коммуникации и, в конечном итоге, для выживания чел. как биолог. вида. Эта специализация появляется уже на фетальной стадии внутриутробного развития, и "речевые" сигналы регистрируется у новорожденного спустя всего 12 часов после родов. Эти данные свидетельствуют о том, что существует врожденная биолог. тенденция к речи. Отстаиваются предположения как о том, что праворукость имеет генетическое происхождение, так и о том, что она возникает в результате научения. Возможно, вместо любой из этих крайностей, Р. обусловлена комбинацией наследственного потенциала со средовой стимуляцией, и именно такой комбинацией объясняется праворукость, хотя вопрос о величине вклада каждого из этих факторов остается пока без ответа. Можно утверждать, что данный чел. использует в данное время левое полушарие, если наблюдая за ним, мы видим, что его глаза движутся вправо, когда он говорит. Можно распознать леворукого, использующего речевой центр в левом полушарии (т. е., когда леворукий думает подобно праворукому), если такой чел. пишет, удерживая левую руку согнутой в виде крючка или в инвертированном положении. Леворукий, глаза к-рого при разговоре смещаются влево, или к-рый пишет в неинвертированной манере, использует правый мозг для обоих видов речи - письменной и устной. Поскольку примерно у 40% леворуких речевой центр находится в правом полушарии, есть основания предполагать, что лево-и праворукие воспринимают окружающую их среду по-разному. Малая доля леворуких имеет речевые центры в обеих полушариях мозга. Возможным следствием билатерального распределения центров речи в головном мозге могут быть выдающиеся способности у таких левшей. Уже давно установлена тесная связь между интеллектуальными и вербальными способностями. Среди леворуких, оставивших заметный след в истории человечества, - Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бенджамин Франклин, Бэйб Рут и Гарри Трумэн. Доля леворуких в населении составляет около 10% и продолжает увеличиваться. Этот рост может быть обусловлен, отчасти, искоренением предубеждений против левшей и уменьшением попыток насильно изменить леворукость. Если леворукость - загадка, то амбидекстрия - это несравнимо более трудная загадка. Есть ли вообще такие люди, к-рые одинаково ловко пользуются обеими руками в решении всех задач? Не может ли быть так, что даже у амбидекстров одна рука все же превосходит другую и чаще используется при выполнении определенных задач? Вместо того, чтобы делить людей на право- и леворуких, совр. исследователи предпочитают рассматривать их как использующих преимущественно ведущую руку в выполнении одних задач и противоположную (опорную) руку в выполнении других. Браун перечисляет 10 тестов для определения того, какая рука яв-ся ведущей: письмо; зажигание спички; подметание пола веником; рисование (карандашом); открывание банки или коробки (с крышкой); пользование ложкой, ножом и ножницами; бросание (мяча или камня); пользование зубной щеткой. См. также Латерализация головного мозга, Развитие человека Ш. Браун

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Билатеральная разница в максимальной силе мышц кисти: эффект рукости и сильнейшей руки

Зверев Ю.
В настоящем исследовании сравнивается сила мышц кисти доминантной и недоминантной рук у правшей, левшей и амбидекстров.