Рост личности

Найдено 1 определение
Рост личности

У здоровой личности идентификация с окружающим миром происходит прежде всего через область «Оно» (детское, непосредственное). А затем только «Оно» отстраняется и дифференцируется через «Я» (взрослое) – как самостоятельность личности, имеющей свой внутренний мир, внутреннее самоощущение и выразительность. Этот процесс в каждом человеке проходит на всех этапах жизни на разных уровнях сознавания и работы над собой.
Мы уже говорили о том, что невротическая личность не осознает своих частей личности (внутренней зоны, внешней, средней) и они слабо дифференцируют их. Границы «Я» невротика размыты, и такая личность находится в слиянии с внешним миром, а значит, в зависимости. Размывание границ «Я» в результате неправильного роста и развития личности ведет к нарушению контакта с миром, с самим собой и невозможности формировать «Фигуру и фон». Речь идет о неспособности выделять в каждую единицу времени главное из второстепенного. Такая личность выражает себя внешне через суетливость, раздражительность, тревожность, так как пытается сделать множество дел сразу. Для такой личности в жизни все важно, все актуально. Не находя выхода из ситуации, такие люди стремятся к помощи извне, мир воспринимают с тревогой, считают враждебным. Не найдя опоры во вне и не доверяя себе, впадают в уныние, депрессию, формируют патологическую защиту в виде невротического синдрома. Подобное отсутствие чувствования границ ведет к невротическому контакту, блокируются чувства и нет развития личности.
Патологическое слияние формируется в ходе развития личности в момент, когда человек с целью самосохранения уподобляется авторитетам и принимает всегда чтонибудь на веру без собственного анализа. Слияние характерно для детского и подросткового возраста, когда ребенок идентифицируется с «авторитетом», не умея подвергать нечто самоанализу. В силу этого ребенок оказывается не в состоянии оперировать этим материалом, пересматривать его в новых условиях. (В детстве часто запрашивают авторитеты о правильности своих действий). В случае прерывания слияния возникают тревожность и чувство вины. Это заставляет такую личность либо восстановить слияние, либо полностью разорвать отношения. В первом случае партнер теряет индивидуальность, во втором – принуждает партнера, искажая его личность.
В здоровом же контакте люди уважают мнение другого и позволяют каждому нести ответственность за себя. Такой контакт ведет к волнению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности, к внутренней оптимизации. Разнообразные возбуждения, связанные с волнениями, удовольствием, агрессией, болью, пробуждают энергию организма к дальнейшему контактированию и приспособлению к окружающему миру. Для изменения невротической структуры необходимо, прежде всего, восстановление внешней и внутренней зон личности. Сосредоточение на настоящем позволяет прояснить внутреннюю зону. Развивая и углубляя чувства, клиент может воспроизвести в своих воспоминаниях прошлую ситуацию, где сформировался ригидный паттерн. Терапевт помогает ему соотнести чувства, процесс слияния или интроект с реальными возможностями. Нарушая слияние, терапевт восстанавливает адекватные реакции как в прошлой, так и настоящей ситуации. Это снимает невротическую фиксацию.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
346.47 кб

Студент: возможности личностного роста

Азаров Ю.
Читать PDF
167.17 кб

Личностный рост как психологический феномен

Кругликова А. Ю.
Читать PDF
140.22 кб

Личностный рост как акмеологический феномен

Кругликова Анна Юрьевна
В статье рассматривается личностный рост как акмеологический феномен, поскольку акмеологический подход дает ключ к пониманию различных тенденций в развитии способности к личностному росту во многих направлениях практической психол
Читать PDF
68.20 кб

К проблеме изучения личностного роста педагога

Воля Елена Сергеевна
Показывается, что личностный рост педагога имеет ценностный аспект. Этот аспект может быть прояснен с помощью понятия «педагогическая миссия». Раскрывается содержание данного понятия.
Читать PDF
103.58 кб

Страдание в контексте духовного роста личности

Бабалаева Мария Викторовна
Читать PDF
768.44 кб

Методики оценки уровня личностного роста учащихся

Скоренко Анна Анатольевна
В статье анализируется понятие личностного роста применительно к учащимся средней школы. Выявлены методики, позволяющие всесторонне оценить уровень личностного роста учащихся.
Читать PDF
190.50 кб

Построение психологической модели личностного роста

Аршакуни Левон Варосович, Рыжов Василий Васильевич
Осуществлена теоретическая разработка представлений о структуре и критериях личностного роста. В статье представлены взаимосвязи личности, внутреннего мира и внешней среды как компонентов «треугольника развития».
Читать PDF
168.20 кб

Взаимосвязь образа-Я личности и ее профессионального роста

Лунина В. В.
Читать PDF
379.87 кб

Личностный и карьерный рост студента в контексте воспитания

Косогова А. , Шишарина Н.
Читать PDF
330.45 кб

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков.
Читать PDF
2.64 мб

Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя

Г. П. Зернова
В статье рассматривается профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования через самоопределение, самовыражение, самореализацию, дается классификация этапов профессионального личностного роста педагога, педагоги
Читать PDF
234.96 кб

Этапы личностного и профессионального роста современного педагога

Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна
В статье обоснованы этапы и основные механизмы личностно-профессионального роста педагога.
Читать PDF
429.12 кб

Детерминация посттравматического роста смысловой работой личности

Магомед-Эминова Ольга Ильинична, Карачева Екатерина Анатольевна
В психологической литературе все больше внимания уделяется исследованию позитивных последствий экстремальных, травматических событий в отличие от негативной трактовки, предполагающей развитие расстройства и болезни в качестве резу
Читать PDF
60.65 кб

Проблемы карьерного роста в контексте жизненной стратегии личности

Прокопенко И. Г.
В статье рассматриваются некоторые социально-психологические подходы к изучению карьерного роста в контексте жизненной стратегии человека.
Читать PDF
641.80 кб

Непрерывное образование – путь и средство творческого роста личности

Лунёва Татьяна Евгеньевна

Похожие термины:

  • ГРУППЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

    Тип групп самопомощи, основной акцент в которых делается не на искоренение недостатков или оказание кризисной поддержки, а на то, чтобы помочь человеку приобрести новые навыки, которые помогут ем
  • Личностный рост в общении

    англ. personality growth into the communication) - процесс и результат самоизменения человека в ситуации О. с др. людьми и достижения им зрелых полноценных отношений в форме диалога. Позитивное саморазвитие в простра
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

    развитие человека, характеризующееся приобретением им разносторонних и правильных знаний о людях и об обществе, формированием у него умений и навыков, улучшающих его личные и деловые взаимоотнош
  • Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту

    интроекция (англ. introjection), конфлуэнция (англ. confluence), ретрофлексия (англ. retroflexion), проекция (англ. projection); рассматриваются в рамках движения за развитие человеческого потенциала Фрицем Перлзом как пр