Россолимо психологические профили

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Россолимо психологические профили
тест интеллекта, представляющий собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей Разработан Г.И. Россолимо в 1909 г. Р. "п. п." включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Россолимо "сводится к определению "высоты" 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов. "Высота" каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов. В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т.е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных" (Г.И. Россолимо, 1910). Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на измерение отдельных психологических способностей: 1. Внимание. 2. Воля. 3. Точность восприятия. 4. Память. 5. Осмысление. 6. Комбинаторные способности; 7. Сметливость. 8. Воображение. 9. Наблюдательность. Существует два варианта Р. "п. п.": Первый вариант состоял в общей сложности из 38 тестов, во втором варианте количество тестов было сокращено до 27. Шкала Р. "п. п." являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

РОССОЛИМО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ
тест интеллекта. Представляет собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей. Разработан Г. И. Россолимо в 1909 г.
Р. «п. п.» включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Г. И. Россолимо, «сводится к определению «высоты» 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип
положительных и отрицательных ответов (нужно ответить на 10 вопросов, относящихся к каждой задаче). «Высота» каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов...
В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т. е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных» (Г. И. Россолимо, 1910). Таким образом, оценка каждого
теста определялась по числу удач и неудач при выполнении 10 аналогичных заданий одного теста (правильное выполнение задания оценивалось в 1 балл).
Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на измерение отдельных психологических способностей:
I. Внимание. Исследование включает применение серий заданий, ориентированных на измерение отдельных характеристик внимания. Для измерения его устойчивости служит проба внимания по Россолимо, заключающаяся в прокалывании отверстий в листе бумаги
с нанесенными
на нем кружками. Второе задание выполняется так же, но в условиях создания помех испытуемому в виде показа различных предметов, звуковых помех, ответов на вопросы. Объем внимания выявляется в пробе с избирательным прокалыванием
отверстий в кружках, помеченных крестами. Для оценки распределения внимания используется серия задании: одновременное вычерчивание простых фигур правой и левой руками; непроизвольное запоминание событий, происходящих одновременно с выполнением
несложной работы (напр., подсчет точек на листе бумаги); непроизвольное внимание при оценке деталей изображения; перечерчивание изображений по образцу в прямом и обратном порядке, другие пробы на выполнение параллельных действий.
II. Воля. В группу тестов включены задания, представляющие собой пробы на сопротивление автоматизму и внушению («ложное» внушение тепла, массы, представлений о величине и т. д.).
III. Точность восприятия. Восприятие объектов, предъявляемых с помощью тахистоскопа.
IV. Память. Задания разделены натри группы по видам памяти: запоминание зрительных образов (простых и сложных штриховых или цветных фигур, предметов); запоминание элементов речи (букв, слов, ассоциативных пар слов, предложений); запоминание чисел
(зрительное и слуховое). Эти группы оцениваются на профиле в виде отдельных показателей.
V. Осмысливание. Задания заключаются в объяснении содержания сюжетных картин, составлении по ним рассказа. Имеются различные задания для детей и взрослых, а также задания дифференцированной сложности для лиц с нормальным и сниженным интеллектом.
VI. Комбинаторные способности. Складывание разрезанных рисунков, составление фигур из элементов по образцу.
VII. Сметливость. Решение головоломок.
VIII. Воображение. Дополнение слов и изображений.
IX. Наблюдательность. Определение сходства и различий на предлагаемых картинках.
На «профиль» выносятся оценки (от 0 до 10) по каждой из приведенных групп заданий (всего 11 показателей (рис. 44). Профиль оценок шкалы в виде суммарного показателя может описываться формулой

где Р — средняя высота профиля, т. е. среднее арифметическое 11 показателей, входящих в состав шкалы; t — «психический тонус» (средняя оценка по группам тестов «внимания» и «воли»); т — точность и прочность восприятия (средняя оценка тестов точности
восприятия, запоминания зрительных образов, элементов речи и чисел); r % — процент сохранения в памяти, «ретенция»; σ — оценка по высшим ассоциативным процессам (средняя оценка по осмысливанию, комбинаторным способностям, сообразительности,
воображению и наблюдательности).
Интерпретация результата Р. «п. п.» проводилась сопоставлением полученного профиля с нормативным, а также сравнением с нормами средней высоты профиля (Р). Нормы Р определены для возрастных групп от 7 до 18 лет с интервалом в 1 год. Нормативные
данные определялись дифференцированно для испытуемых разного пола с учетом учебно-воспитательных условий.
Шкала валидизировалась автором на основании критериев школьной успеваемости, оценок и мнений педагогов и родителей.
Существуют два варианта Р. «п. п.» Первый вариант (1909 г.) состоял в общей сложности из 38 тестов (время выполнения — 4,5 ч). Исследование с помощью шкалы рекомендовалось проводить в течение трех дней. Во втором варианте 1911 г. количество тестов
было сокращено до 27, а время выполнения — до 2 ч.
Основной целью Р. «п. п.» являлась разработка критериев отличия нормальных детей от детей с различными степенями умственной отсталости. Г. И. Россолимо (1911, 1917) была предложена классификация «типов умственной отсталости» в соответствии с преимущественной
представленностью тех или иных показателей профиля (табл. 21).

Р. «п. п.» широко применялись для исследования больных с различными заболеваниями (неврозы, синдром Корсакова, прогрессивный паралич, травмы мозга, эпилепсия, дементные расстройства, моторные афазии и др.). Изучалась динамика течения заболевания,
выделялись средние профили, типичные для отдельных групп расстройств (Г. И. Россолимо, 1917). Был получен положительный опыт применения методики в школе. На основании результатов обследования Г. И. Россолимо (1910) выделил специфические группы
слабоуспевающих учащихся (рис. 44).

Шкала Р. «п. п.» являлась одним из первых тестов интеллекта н пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах» В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта.
В ином аспекте следует воспринимать накопленные с помощью Р. «п. п.» данные об особенностях интеллектуальной сферы больных и различных групп здоровых учащихся. Необходим детальный анализ наследия Г. И. Россолимо в этой области.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Похожие термины: