РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ

Найдено 1 определение
РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ
от франц. reserve — запас, от лат. reservoir — сберегать, сохранять) — в общем случае под резервом понимается запас чего-либо на случай надобности. Применительно к человеку этот термин взят из теории надежности. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Основными видами резервирования является структурное (наличие дополнительных элементов, которые при необходимости могут заменить основные) и функциональное (наличие определенных функциональных возможностей, при которых система сохраняет работоспособность). Все виды резервирования связаны с введением определенной избыточности. Примером структурного резервирования у человека является, напр., то обстоятельство, что при многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работает лишь их небольшая часть. Функциональное резервирование у человека связано с расширением его функциональных возможностей. При этом могут быть достигнуты поистине фантастические результаты. Напр., космонавт Н. Рукавишников посадил вручную космический корабль в условиях перегрузки, значительно превышающей допустимые нормы. Артист И. Певцов будучи заикой от рождения путем мобилизации своего воображения смог преодолеть этот недуг. Штангист М. Дикуль смог после пятилетней неподвижности из-за травмы спины стать артистом цирка. И хотя эти примеры связаны с расширением возможностей различных функциональных систем организма, их роднит то обстоятельство, что это расширение связано прежде с Р. п. Именно психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Значение Р. п. очень велико в деятельности человека. Установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65 — 75% возможностей человека. Остальные 25 — 35% резервируются. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации (колебания) внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Говоря о Р. п. в деятельности человека, нужно выделить два аспекта. Первый — повышение функциональных (более широко — профессиональных) возможностей есть процесс их структурного резервирования, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй — в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием резервирования следует считать величину 25 — 35% от максимальных возможностей человека. Важной задачей является нахождение способов активизации Р. п. Общий подход заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. В более конкретных случаях речь может идти об умении человека контролировать свое психическое состояние и управлять им (саморегуляция состояния), самореализации и самоактуализации заложенного в каждом человеке потенциала, активном переключении с одного вида деятельности на другой, включении компенсаторных механизмов, использовании аутогенной тренировки и-т. п. (А. Л. Козлова).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г