Религиозное поведение

Найдено 1 определение
Религиозное поведение
religious behavior) Религия имеет дело с таким количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии как таковой оказывается почти невозможным. Едва ли не единственный удобный путь для науки подступиться к религии заключается в изучении Р. п. Однако, даже на этом пути возникает немало сложностей. Почти любое поведение у нек-рых людей становится Р. п. при определенных обстоятельствах. Сравнительно легко определить Р. п. там, где предполагается участие сверхъестественных существ. Поэтому любое поведение, связанное с попытками оказать влияние на поведение и отношение таких существ, очевидно является Р. п. Любое поведение, направленное на божество или "дух", по определению относится к этой категории, однако сюда тж относится и поведение, направленное на более аморфные объекты - напр., ощущение себя "на священной земле" или в присутствии "непостижимого", или "мана". Рудольф Отто уделил много внимания этому последнему в "идее святого" (idea of the holy) или "mysterium tremendum". Это чувство могут вызвать природное явление или произведение иск-ва. Места и объекты играют центральную роль в Р. п. Они вызывают поведение, к-рое в условиях данной культуры характеризовалось бы как "религиозное" или "благочестивое". Последнее меняется от культуры к культуре - варьируя от исступленного экстаза до крайней смиренности, от бурной радости до глубокой серьезности. При этом могут существовать различия даже в пределах осн. культуры, как, напр., между пятидесятниками, к-рые могут кричать и танцевать во время богослужения, и членами епископальной церкви, к-рым бы никогда не пришла в голову даже мысль о том, чтобы кричать в церкви. Церковь является местом для благоговения, однако одни рассматривают его как указание на проявление дикого исступления, в то время как другие считают, что в церкви уместна только глубочайшая серьезность. Тем не менее, человек способен идентифицировать такие места как священные и ведет себя в них так, как если бы он был уверен, что в них присутствуют особые силы. Однако, в таком поведении, по-видимому, содержится мало того, что не определялось бы культурой. Одна из трудностей объективного изучения Р. п. связана с необходимостью проведения различий между магией и религией. Объективно они могут практически не отличаться, однако маг рассматривает свои действия как инструмент для достижения результатов, тогда как верующие считают, что влияют на высшую силу (божество). Опять-таки, намерение становится основным фактором при определении того, чем является Р. п. Однако не все действия, относящиеся к Р. п., имеют своей целью оказание влияния на высшую силу. Нек-рые из них представляют собой просто благоговение в присутствии "mysterium tremendum". Др. их часть является выражением благодарности и признания за само наше существование и чудеса этого мира. В своем наиболее мистическом проявлении, Р. п. является попыткой усиления идентификации с "первопричиной" или, как сказали бы некоторые, "душой мира". Проблема для объективного ученого состоит в том, что все это является чрезвычайно субъективным. Наблюдаемое поведение может поэтому оказываться магическим, формальным или религиозным, в зависимости от придаваемого ему значения. Нек-рые формы поведения, однако, могут не иметь смысла, а быть просто условными реакциями на специфические стимулы. Едва ли можно охарактеризовать суеверное поведение голубей Скиннера как религию! Иногда поведение людей, к-рое можно было бы назвать "религиозным", является аналогичным - напр. стучание по дереву в знак предосторожности. Т. о., Р. п. отличается от др. действий (магии, условных реакций и т. д.) лишь тем намерением, с к-рым оно совершается; хотя некоторые утверждают, что даже поведение, первонач. являвшееся чисто "условным", после достаточного периода времени выполнения может стать религиозным. Др. трудность возникает при сравнении "личного" опыта с "общим" опытом. Часто наблюдаемое поведение имеет мало отношения к личному опыту. Хорошей иллюстрацией этому могут служить видения Христа у Папы Пия XII. Присутствовавшие при последних минутах жизни Папы слышали, что он с кем-то беседует, но никто из них не видел этого человека и не слышал его ответов. Папа сообщил, что этот др. человек был Христос. Мы остаемся с данными наблюдения за поведением Папы и с нерешенным вопросом о том, являлось ли это поведением религиозным или поведением, возникшем вследствие сенсорной патологии. И все же, мы вынуждены констатировать, что с т. зр. понтифика данное поведение являлось религиозным - снова определяя поведение с позиции намерения осуществляющего его лица, даже если бы эти стимулы являлись галлюцинациями. Т. о., психологи, работающие в этой области, пытаются изучать формы поведения, к-рые либо с культурной, либо с индивидуальной т. зр. (или с обеих одновременно) определяются как "религиозные". Они занимаются поиском общих знаменателей такого поведения. Они хотят узнать предшествующие условия, к-рые вызывают (стимулируют) такое поведение. Им необходима информ. об эмпирических факторах, влияющих на "научение" Р. п., - хотя им тж необходимо узнать, является ли такое поведение врожденным или невыученным. Они тж желают знать сопутствующие эмоции и мотивацию Р. п. При этом жизненно важно постоянно осознавать необходимость в проведении различий между объективными данными и субъективными состояниями. Все соц. науки (и нек-рые биологические) сталкиваются с этой проблемой. См. также Религия и психология У. Э. Грегори

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.07 мб

Суицидальное поведение и религиозность

Пашковский Владимир Эдуардович, Шамрей Владислав Казимирович, Софронов Александр Генрихович, Днов Константин Викторович, Рутковская Наталья Сергеевна
В статье рассматривается проблема зависимости суицидального поведения от уровня религиозности.
Читать PDF
125.48 кб

К религиозному поведению современного студенчества

Ибрагимов Харьк Айсаевич
Читать PDF
250.66 кб

Влияние религиозного сознания на девиантное поведение

Еникеева С. З.
В статье рассматриваются процессы конструирования социальных норм и девиантного поведения под влиянием религиозного сознания.
Читать PDF
88.68 кб

Семантика религиозных ценностей при агрессивном поведении

Долганов Дмитрий Николаевич
В данной статье продолжается 1 исследование семантических особенностей обыденного религиозного сознания. Рассмотрены проявления религиозных ценностей у лиц с агрессивным поведением.
Читать PDF
478.99 кб

Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих

М.М. Шахбанова
В статье излагается существующее в массовом сознании дагестанских народов понимание и проявление религиозности, их религиозное поведение, противоречивость между религиозностью и частотностью следования религиозным правилам и предп
Читать PDF
59.20 кб

Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян

Синелина Юлия Юрьевна
Статья посвящена анализу новых тенденций в изменении уровня религиозности россиян на основе данных, полученных в ходе всероссийского опроса 2011 г.
Читать PDF
233.42 кб

Ценности социально-безопасного поведения религиозной молодежи

Сучкова О. В.
Социально-психологическое свойство личности «религиозность» способствует проявлению ценностей безопасности в сознании и поведении молодежи.
Читать PDF
155.93 кб

Социальная альтернатива религиозного поведения в рискогенной реальности

Дорошин Иван Александрович
В статье рассмотрено рассогласование социальной рискологии и экономических концепций в анализе вопросов экономической стороны религиозного поведения, с одной стороны, и фундаментальном характере и источниках личной веры, с другой.
Читать PDF
396.40 кб

"религиозное" в модели поведения римского интеллектуала: казус Цицерона

Басов Александр Юрьевич
В статье рассматривается один из современных междисциплинарных подходов к изучению личности в истории.
Читать PDF
72.14 кб

Религиозное и светское поведение: анализ в рамках социологического знания

Гафиятуллина Ксения Руслановна
Статья посвящена изучению теоретических подходов к поведению, соотношению поведения и социальных практик, выявлению особенностей религиозного поведения, его отличия от светского поведения, определению видов религиозного поведения.
Читать PDF
231.42 кб

Проблемы регулирования религиозного поведения на рабочем месте: опыт Франции

Куликова С.Н., Пряжникова О.Н.
Рассматриваются проблемы, связанные с проявлениями религиозности и религиозным поведением французских работников на рабочем месте.
Читать PDF
264.13 кб

Влияние религиозного фактора на экстремистское поведение Дагестанской молодежи

Абдулагатов Заид
Читать PDF
1.07 мб

Гендерные особенности саморегуляции поведения лиц с разным уровнем религиозности

Масловский Сергей Иванович, Цветков Андрей Владимирович
Показано, что на всех уровнях религиозности мужчины опережают женщин или по отдельным параметрам саморегуляции, или по общему показателю.
Читать PDF
405.25 кб

Пространственный и институциональный анализ религиозного поведения в обществе риска

Дорошин Иван Александрович
Преимущества изучения проекта общества риска в том, что оно дает понять: любое социологическое измерение религиозных институтов наталкивается на измененные, динамичные функциональные проекции, которые превратились в эпоху рискоген
Читать PDF
218.43 кб

ОСОБЕННОСТИ БРЕДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С РЕЛИГИОЗНО-АРХАИЧЕСКИМ БРЕДОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Пашковский Владимир Эдуардович
В статье на основании обследования 300 больных выделены и систематизированы разновидности бредового поведения больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом.