РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА

Найдено 1 определение
РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА
Religious attitude; religios Einstellung) - психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу.
"Ясно, что под понятием "религия" я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой - на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. Можно сказать, что "религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного" (CW 11, par. 9; АС. с. 134).
"Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов. Проявления этой установки можно проследить во всей духовной истории. Ее целью является сохранение психического равновесия: естественный человек имеет столь же естественное знание о пересечениях своего сознания с неподвластными ему факторами" (CW 10, раг.512. Русский перевод: АППН. с. 113-166, а также: В. Одапник. Психология политики". 1995, с. 218).
Религиозная установка глубоко отлична от веры, связываемой со специфическим вероучением и вероисповеданием.
"Вероучение и вероисповедание - это выражение определенных коллективных убеждений, тогда как религиозное переживание отражает субъективное отношение к неким метафизическим, то есть внемирским факторам. Конфессиональная жизнь осуществляется в мирской среде и, таким образом, является внутримирским делом, в то время как смысл и предназначение религии лежит во взаимотношении между индивидом и Богом (христианство, иудаизм, ислам) либо на пути спасения и освобождения (буддизм).
Из этого проистекает теперешняя этика, которая - вне индивидуальной ответственности перед Богом - означает лишь конвенциональную мораль.
Являясь не более чем компромиссом с мирской действительностью, вероучения склоняются ко всевозрастающей кодификации своих воззрений и обычаев. Тем самым они настолько овеществляются, что на задний план отходит их подлинно религиозная сущность, а именно живое отношение, непосредственная встреча с внемирским" (CW 10, par. 507).
Юнг полагал, что невроз во второй половине жизни редко вылечивается без развития религиозной установки, побуждаемой спонтанным духовным откровением.
"Дух этот есть автономное психическое событие, затишье после бури, умиротворяющий свет, проливающийся во мраке человеческого разума, и потаенный упорядочивающий принцип царящего в нашей душе хаоса.
Святой Дух - Утешитель, как и Отец, это тихое, вечное и бездонное Единое, в котором любовь Божья и страх Божий сплавлены в бессловесное единство. И именно в этом единстве воссоздается первозданный смысл все еще бессмысленного отцовского мира, проникая в пространство человеческого опыта и рефлексии" (ОИ, с. 79).
Утверждая психологическую точку зрения, Юнг стремился прояснить, что под религией он понимает не свод законов, заповедей, вероучение или догму.
"Бог есть тайна, и все, что мы говорим о нем, говорится и веруется людьми. Мы создаем образы и идеи, но когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков и как выглядит этот образ и может ли он быть Богом" (С. С. Jung. Letters. 1957, vol. 2, p. 383).
Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал самость. Он полагал, что она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла. Почти все, что связывает человека с этими атрибутами, может использоваться как символ самости, но некоторые освященные временем фундаментальные формы, такие, как крест и мандола, признаются коллективным выражением высших религиозных ценностей человека; крест символизирует напряжение между крайними противоположностями, а мандала представляет разрешение этого противостояния. Психологически Юнг приписывал трансцендентной функции задачу связи человека и Бога (личности и ее конечного потенциала) через образование символов.
Говоря о своих личных религиозных взглядах, Юнг писал: "Я не верю, но знаю о силе подлинной личностной природы и непреодолимого воздействия. Я называю эту силу Богом" (С. G. Jung. Letters, 1955, vol.2, p. 274).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
17.38 мб

Конфессиональная идентичность и религиозные установки молодежи Северной Осетии: взгляд социолог

Федосова Елена Владимировна
В статье на материалах социологического исследования рассматриваются проблемы конфессиональной идентичности и религиозных установок современной осетинской молодежи.
Читать PDF
973.32 кб

Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в правосла

Флусова Виктория Сергеевна
Статья посвящена эмпирическому исследованию влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам у православных в Иркутской области
Читать PDF
333.48 кб

Религиозные установки молодежи как фактор становления гражданского общества (на примере Тульского ре

Константинова Л. А., Шумилова О. Е.
На основе анализа данных региональных исследований определены особенности религиозных установок молодежи Тульского региона, что позволило выявить проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и пути их решения.
Читать PDF
303.90 кб

Секулярная религиозность в России: самоидентификация и социальные установки верующих (на примере рес

Богатова Ольга Анатольевна
В статье анализируются социальные установки и особенности религиозности современных российских верующих на примере Республики Мордовия.
Читать PDF
660.85 кб

Религиозное поведение и конфессиональные установки мусульман города Уфы (по материалам пилотного опр

Надыршин Тимур Маратович, Кляшев Александр Николаевич
В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований религиозного поведения прихожан трех мечетей г. Уфы Республики Башкортостан.