Редукционизм

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕДУКЦИОНИЗМ
сведение сложного к простому и высшего к низшему.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

РЕДУКЦИОНИЗМ
теоретическая процедура сведения причин психической жизни к какому–либо одному фактору (биологическому).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. возвращение, отодвигание назад) – сведение сложного процесса к простому или сведение явления одного порядка к явлениям иного порядка. Р. проявляется в механическом рассмотрении психического только как следствия физиологических, биологических или информационных процессов. Р. является утверждением о единственно социальной обусловленности личности и ее качеств, сведением явлений сознания к свойствам простейших психических процессов.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

РЕДУКЦИОНИЗМ
в психологии (от лат. reducere — отодвигать назад) — ошибочные попытки сведения психической формы отражения к физиологической и тем более к физической без учета специфического для нее субъективного в психике как системного качества. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал об этом: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» (т. 20, с. 563).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Редукционизм
от лат. reductio), методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления с помощью физических и химических законов; социологические с помощью биологических и т.п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Вместе с тем обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

РЕДУКЦИОНИЗМ
в психологии - осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка: например, психического - к физиологическому, биохимическому, биофизическому. Редукционизм игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен (=> эпифеноменализм). Редукционизм обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

РЕДУКЦИОНИЗМ
РЭДУКЦЫЯНІЗМ / REDUCTIONISM (от лат. reductio– возвращение, приведение обратно)– методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым. В психологии Р. проявляется в рассмотрении психического только как следствия физиологических, биологических или информационных процессов. Р. является утверждением о единственно социальной обусловленности личности и ее качеств, сведением явлений сознания к свойствам простейших психических процессов и др. При этом психика трактуется как некое побочное явление, эпифеномен. Поскольку психика и ее отдельные стороны, явления– сложные системы, в том числе со встроенным метасистемным уровнем, и обладают всеми признаками систем, то Р. в психологии имеет крайне ограниченное применение, поскольку игнорирует эмержентные (системные) свойства. Тем не менее Р. широко используется при построении моделей явлений, в том числе при моделировании явлений и процессв в разных отраслях психологии. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

РЕДУКЦИОНИЗМ
философская концепция научного исследования, основанная на изучении составных частей системы, например, перехода от органов к тканям, клеткам, молекулам. Редукционистское понимание состоит в том, что целое может быть объяснено с точки зрения функционирования его частей. Триумфом редукционизма стало открытие молекулы ДНК. Клиническая и молекулярная эпидемиология может быть как редукционистской, так и междисциплинарной, в зависимости от философского подхода и практики. Хотя редукционистские подходы могут оказаться весьма плодотворными, они поощряют все более узкую специализацию, что может замедлить развитие науки в случае развития ограниченного мировоззрения, чрезмерной изолированности и фрагментации наук. Эпидемиологические исследования факторов риска иногда становятся чрезмерно редукционистскими. Существует и обратное движение в сторону междисциплинарного (трансдисциплинарного) исследования комплексных проблем, таких, как воздействие глобального изменения климата на биологию и здоровье человека, где эпидемиологическим исследованиям отводится важная роль.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Редукционизм
лат. reductio – возвращение, отведение назад) – философская позиция, согласно которой сложные явления лучше всего могут поняты путем анализа их фундаментальных, элементарных аспектов, то есть образующих их простейших компонентов. Например, ранние структуралисты пытались свести восприятие к элементарным ощущениям, бихевиористы пытаются свести все сложные действия к формуле стимул-реакция, когнитивисты утверждают, что образы, мысли существуют как некие самостоятельные сущности и играют каузальные роли в детерминации поведения, настроения и т.п. Этой позиции противостоит другая, согласно которой некое воспринимаемое целое не является эквивалентом суммы его частей. Невозможно по анализу букв и слогов текста определить, каково его содержание. Точно также и личность, как некая целостность, не является механической суммой определенных черт характера и других качеств человека, поскольку эти черты и качества в реальном контексте теряют свою абстрактную самостоятельность, так как оказываются интегрированными в более сложную динамичную структуру. При диссоциации личности те ее фрагменты, которые выпали из целостности, приобрели автономию, приобретают совсем иное качество, они становятся обычно более примитивными.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕДУКЦИОНИЗМ
философско-психологическое учение, объясняющее сложные психологические явления путем их сведения к более простым явлениям или к явлениям более низкого уровня развития. Согласно Р., сложно устроенные, комплексные явления лучше всего понимаются путем их разделения на элементы (простейшие явления), из которых они состоят, и последующего детального изучения этих элементов. Р. представляет собой сведение сложного к простому, целого-к его элементам. Основная идея сторонников Р. состоит в переходе от общего, целостного, поверхностного, к глубокому, элементарному, частному анализу элементов, составляющих целое. Крайняя форма Р. была характерна для ранних представителей структурализма. Р. возник и распространился в эпоху господства механицизма и с XVII по XIX в. использовался в качестве основного способа научного объяснения не только психических, но и многих других явлений. В начале ХХ в., с антиредукционистских позиций выступили наиболее активные критики структурализма-представители гештальт-психологии. В более позднее время скрытых редукционистских позиций придерживались бихевиористы, которые все формы поведения сводили к элементарным связям между стимулами и реакциями. Им оппонировали представители когнитивной психологии, которые неявно придерживались мнения о том, что сложные явления надо изучать как целые, не раскладывая их на элементы. К примеру, в России очевидным сторонником данной точки зрения в понимании высших форм мышления человека (словесно-логического мышления) был Л.С. Выготский. Борьба между сторонниками и противниками Р. и противоположного ему учения-холизма до сих пор не завершена и продолжается в современной психологии, причем эта борьба касается всех аспектов психики человека: когнитивных, личностных и других. См. бихевиоризм, Выготский Лев Семенович, гештальт-психология, детерминизм, механицизм, психология когнитивная, структурализм, холизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Редукционизм
Осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психических — к физиологическим, биохимическим). Редукционизм игнорирует или отрицает наличие психологических закономерностей и механизмов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Типичным примером редукционизма являются биохимические и физиологические объяснения шизофрении, а также социобиологические объяснения агрессии и сексуального поведения. Изучение сложного общественного поведения в лабораторной обстановке можно назвать экспериментальным редукционизмом. Исследование таких феноменов, как поведение постороннего и повиновение может дать нам определенное понятие о некоторых аспектах человеческой личности, но почти не говорит об индивидуальном поведении человека за пределами лаборатории. 1. Аргументы в пользу редукционизма при изучении человеческой психики: - Благодаря более высокому статусу и надежности физических наук (физиология, химия и т. д.), редукционистские объяснения часто кажутся более привлекательными и «несомненными», особенно на посторонний взгляд. - Редукционистские объяснения легче подтвердить (или сфальсифицировать), поскольку, чем сложнее психологические объяснения, тем достовернее они кажутся. 2. Аргументы против редукционизма при изучении человеческой психики: - Большинство психологов полагают, что поиск единственного причинно-следственного объяснения различных видов человеческого поведения является тщетным и бесполезным занятиям. Когда мы рассматриваем психические расстройства из перспективы физиологической дисфункции, то игнорируем возможное воздействие социальных и культурных факторов. - Редукционистские взгляды часто отвлекают внимание от других возможных объяснений. Если мы говорим об агрессии как о «неизбежном аспекте человеческой природы», то вряд ли сможем найти конструктивные способы ее преодоления.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

РЕДУКЦИОНИЗМ
Широко распространенная философская точка зрения, согласно которой сложные явления лучше всего могут быть поняты путем анализа компонентов, которые разбивают явления на их фундаментальные, элементарные аспекты. Основной идеей редукционистской позиции является то, что больший инсайт в природу будет достигнут посредством повторного анализа, направленного с одного уровня на более глубокий базовый уровень. Таким образом, вопрос о редукционизме в науке — в действительности – вопрос о степени, о прагматических соображениях и о таинственном качестве - элегантности. Степень редукционистских усилий, прилагаемых теоретиком, обычно имеет мало общего с провозглашаемыми «чистыми» аргументами редукционизма, такими как заключительные демонстрации адекватности или основные причинные объяснения действительности. Скорее это относится к прагматическим вопросам и неизменно возникающим дискуссиям по вопросам богатства и глубины понимания, обеспеченного прекращением этих усилий в том или ином месте. Чтобы лучше это обосновать, приведем некоторые примеры. Несомненно, неврологические и биохимические факторы, в конечном счете, лежат в основе всего поведения. Но многие задаются вопросом, может ли когда-либо возникнуть значительный инсайт в психологические явления, если их характеризовать в таких терминах. История психологии изобилует такими дискуссиями. Ранние структуралисты попытались свести восприятие к элементарным ощущениям. Им противостояли гештальт-теоретики, утверждавшие, что воспринимаемое целое не является эквивалентом суммы его частей. Современные бихевиористы пытаются свести все сложные действия к формуле стимул-реакция. Когнитивисты утверждают, что образы, мысли, планы, идеи и т.д. существуют как единства и играют причинные роли в поведении, реальность которого искажена приданием ей нового S-R формата. Некоторые теоретики личности утверждают, что личность состоит из различных черт Ли что можно выделить различные типы индивидов, сторонники организменных и гуманистических подходов упорно утверждают, что такой анализ нарушает целостность человека. В каждом из этих случаев дискуссии обычно касаются не того, существуют ли более молекулярные компоненты, а того, действительно ли через их обнаружение может быть достигнут больший инсайт в природу, лежащую в основе рассматриваемых явлений. Проведем аналогию: мы знаем, что вся математика может в конечном счете быть сведена к понятиям множеств и подмножеств, но этот факт не имеет никакого прагматического значения для того, кто пытается устанавливать алгоритм решения системы уравнений. Инсайт в систему уравнений вряд ли возникнет из рассмотрения теории множеств. В психологии было сделано слишком много окончательных сокращений, особенно в отношении базовых физиологических представлений, без оценки того факта, что большинство вопросов группируется вокруг тех пунктов, которые, по существу, являются следствием прагматического прекращения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Редукционизм
reductionism) Согласно иерархии наук, предложенной О. Контом, самое высокое положение отводится математике, далее следуют астрономия, физика, биология, этика и социология. Хотя совр. стандарты делают ранжирование Конта сомнительным, его логика вполне очевидна: чем проще объекты измерения, тем фундаментальнее наука. Сегодня более точной порядковой репрезентацией представления Конта была бы иная последовательность: физика, химия, биология, психология, социология и, возможно, экономика. Р. можно рассматривать как филос. позицию, заключающуюся в сведении сложных явлений к более простым и предположительно более "базовым" по своей природе элементам. Для логических позитивистов Р. приобретает дополнительное, узкоспециальное значение требования, чтобы непосредственно наблюдаемые чувственные данные использовались в качестве базисных пунктов для фактуальных утверждений. Р. привлекает тех, кто стремится достичь согласованности между науками на пути концептуализации всех объектов наблюдения как опирающихся на меньшие по величине, более фундаментальные сущности, к-рые в конечном итоге можно свести к мельчайшим строительным блокам физики. Если аналогия бильярдного шара иллюстрирует механистическое представление о причинности, то иерархическую взаимозависимость между науками можно, наверное, представить как последовательные соединения строительных материалов (напр., песок, кирпичи, стены, дома). Как правило, редукционисты не настаивали на возврате к физике для удовлетворения требований науки, а довольствовались обращением к непосредственно предшествующему ей уровню интерпретации. Так, биолог-редукционист скорее мог бы обратиться за объяснением не к физике, а к биохимии. Дело, однако, в том, что теоретически все явления, какими бы они ни были, зависят от активности мельчайших физ. частиц во вселенной. Редукционистская философия в психологии в полной мере представлена бихевиористами, к-рые верили в превосходство физ. наук. Так, Уотсон и Мак-Дугалл утверждали, что для объяснения поведения им не нужно ничего, "кроме известных законов физики и химии". Как и логические позитивисты, отдававшие предпочтение определениям, выведенным на основе операций, осуществляемых при проведении релевантных наблюдений, нек-рые эксперим. психологи тоже, став "операционалистами", определяют ощущения на основе способности организма к различению (т. е. делают все выводы на основании фактического поведения). Иными словами, бихевиорист, разделяя редукционистский взгляд на поведение как на рез-т действия физиолог. и биохимических законов, как правило, отвергает понятие разума. Хотя бихевиористы обычно признавали, что при модификации поведения имеют место неврологические изменения, в большинстве случаев они наблюдали поведение как таковое, оставляя специалистам по физиолог. психологии выявление причинных связей между физиолог. изменениями и поддающейся наблюдению активностью. Кроме того, нек-рые эксперим. психологи дистанцировались от редукционистских допущений и попытались вернуть "разум" в психологию. Э. Толмен говорил об образовании когнитивных карт у проходящих лабиринт крыс и различал "молекулярные факты физики и физиологии" и "молярные свойства поведенческих актов". Позиция Толмена пробила брешь в редукционистском мировоззрении, отстаивая принципиальную возможность проведения анализа явлений на их собственных уровнях описания и столь же принципиальную недопустимость возвращения в объяснениях к более простым элементам. Можно выделить 4 возможных отношения к редукционистской позиции: а) все научные объяснения сводимы к уровню базовых элементов физики; б) все научные объяснения сводимы, в принципе, к уровню базовых элементов физики, но это неосуществимо на практике; в) по крайней мере, нек-рые научные объяснения даже в принципе несводимы к уровню базовых элементов физики; г) каждая научная дисциплина должна придерживаться собственного уровня анализа и прогнозирования, и только физ. явления объяснимы на уровне базовых элементов физики. Следовательно, отношение к Р. влияет не только на характер искомых объяснений, но и на представление о взаимосвязанности наук. Нек-рые психологи, в частности Э. Р. Газри и Дж. Б. Уотсон, безоговорочно поддерживали идеи Р. и оставались верны им на протяжении всей научной карьеры. Др. же, напр. З. Фрейд, начали свою деятельность как редукционисты, однако, попытавшись понять и изменить поведение людей, рассматривая его как молярное явление, столкнулись с такими трудностями, что вынуждены были скорректировать свои представления. Будучи неврологом, Фрейд пытался установить соответствие между мозгом и психич. явлениями. Однако, как отметил Паризи, "за годы своей научной деятельности Фрейд преуспел в том, что касалось отказа от идеи первичности биологии". Действительно, несмотря на то, что во время своего непродолжительного пребывания в Салпетрире он познакомился с авторитетной т. зр. Шарко на симптомы истерии как следствие повреждений мозговой ткани, он все же вынужден был заметить, что "повреждение, наблюдаемое при истерическом параличе, может совершенно не зависеть от анатомии НС". По-видимому, еще в начале карьеры врачебная практика Фрейда привела его к отказу от редукционистской позиции. Он сталкивался с такими проявлениями психопатологии, к-рые непросто было объяснить дисфункцией мозга, а потому был вынужден отказаться от редукционистских объяснений. Трудности, с к-рыми столкнулся Фрейд, испытывает любой психолог, если ему приходится отвечать на типичные вопросы обывателя: "Как можно "вылечить" реакцию тревоги? Как можно повысить заинтересованность рабочего, стоящего у конвейера, в рез-тах его труда? Как можно помочь детям из группы риска?" Поэтому не приходится удивляться, что Р. принес психологам больше пользы как некий теорет. ориентир, чем как руководство к действию. Когда дело касается практики, психологи проявляют большую склонность к прагматизму, чем к Р. См. также Бихевиоризм, Логический позитивизм, Механистическая теория, Молярные/молекулярные конструкты Э. Вагнер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.58 кб

Морфологизм и редукционизм как основа методологии О. Шпенглера

Зимовец Л. Г.
Анализируется методология О. Шпенглера, доказывается, что гетевский интуитивизм стал главной моделью шпенглеровской физиогномики, а морфологизм и редукционизм основой его методологии.
Читать PDF
105.02 кб

2003. 04. 004. Дегрегори Т. Р. ДНК и «Редукционизм» в науке. Degregori T. R. DNA and reductionist sc

Авдулов A. Н.
Читать PDF
15.28 мб

Общество как теоретический объект. Эмерджентизм социальной теории vs. редукционизм естественных наук

Антоновский А.Ю.
Статья посвящена различию в теоретическом и дисциплинарном статусе социально-гуманитарных и естественных наук.
Читать PDF
411.96 кб

Физикалистский редукционизм Рудольфа Карнапа

Суровягин Дмитрий Павлович
В статье анализируются основные положения предложенной Рудольфом Карнапом концепции логики науки.
Читать PDF
623.23 кб

Редукционизм как проблема философии науки и эпистемологии

Микешина Л. А.
Читать PDF
301.24 кб

Философия в споре с наукой: идея подвижной иерархии против редукционизма

Фатенков А. Н.
Читать PDF
278.41 кб

2011. 04. 011. Борзенков В. Г. Единая наука о человеке: за пределами редукционизма // человек. - М.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
235.00 кб

Границы редукционизма и проблема сохранения разнообразия

Абрамова Н.Т.
Читать PDF
225.30 кб

Проблема использования принципа редукционизма при анализе феномена политической игры

Сарычев О. В.
Рассматривается возможность использования методологии редукционизма при анализе феномена политической игры.
Читать PDF
261.31 кб

Логико-методологические аспекты проблемы редукционизма

Суровягин Дмитрий Павлович
Рассмотрена возможность сведения теоретических терминов науки к эмпирическим терминам с точки зрения философии науки и теории познания, а также проанализированы логические основания редукционизма и возможность редукции теорий.
Читать PDF
512.85 кб

Проблема социологического редукционизма в гендерных исследованиях

Полянский Дмитрий Викторович
Социальный конструктивизм мировоззренческая и методологи-ческая установка, получившая распространение в гендерных исследова-ниях второй половины ХХ в.
Читать PDF
442.36 кб

Когнитивизм и проблемы редукционизма

Давыдов Всеволод Викторович
В статье рассматривается некоторые проблемы парадигмы когнитивизма. В частности указано на сложности, связанные с использованием когнитивистских метафор в условиях актуальности дуалистической онтологии сознания.
Читать PDF
463.59 кб

О формациях, редукционизме и цивилизационном подходе: методологические размышления

Шрейбер Виктор Константинович
Читать PDF
463.59 кб

О формациях, редукционизме и цивилизационном подходе: методологические размышления

Шрейбер Виктор Константинович
Читать PDF
14.30 мб

Фридрих Вайсман о многоуровневой структуре языка и проблемах редукционизма

Оглезнев В.В., Суровцев В.А.
В представленной статье рассматривается философско-лингвистическая концепция Фридриха Вайсмана теория многоуровневой структуры языка.

Похожие термины:

  • физиогномический редукционизм

    феномен социальной перцепции, состоящий в выведений особенностей психики коммуниканта из его внешнего облика.
  • РЕДУКЦИОНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

    основан на убеждении, что все психическое может быть и будет описано и объяснено с развитием физиологии - "науки о мозге". Но хотя за психологическими процессами стоят материальные, физиологи
  • РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ

    от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) — сведение какого-либо процесса или явления (напр., психического) к более простому, либо сведение явлений одного порядка к явлениям качественно друго
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕДУКТИВНАЯ (РЕДУКЦИОННАЯ РЕДУКЦИОНИСТСКАЯ)

    (по К. Юнгу)-форма психоаналитического рассмотрения явления, при котором определенный фрагмент поведения человека воспринимается и оценивается как признак (индикатор) существования у него бессоз
  • МЕЙОЗ, ДЕЛЕНИЕ РЕДУКЦИОННОЕ

    reduction division) - вид клеточного деления, при котором из одной материнской образуются четыре дочерние клетки, каждая из которых имеет половину хромосомного набора соматической клетки. В результате это
  • ДЕЛЕНИЕ РЕДУКЦИОННОЕ

    деление клетки в ходе мейоза.