Речи развитие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Родители Жаклин хранят дома большое количество видеокассет, на которых записан процесс ее взросления. Однажды они решили посмотреть некоторые из них. Помимо всего прочего, их поразило, насколько быстро развивалась речь Жаклин в первые несколько лет жизни. В шесть месяцев она начала бормотать и составлять цепочки простых слогов, вроде «да-да-да-да» и «ба-ба-ба-ба». К тому моменту, когда ей исполнился год, она могла произносить отдельные слова, такие, как «нет», «сок», «еще». Родители Жаклин со смехом вспомнили тот период, когда она называла все, что имеет четыре ноги, «киса», а всех мужчин — «папа». Такого рода ошибки характерны для всех детей. В два с половиной года Жаклин научилась соединять слова для построения таких высказываний, как «съесть печенье», «собачка бежит», «еще сока». К пяти годам она употребляла грамматически правильные предложения, выражающие самые разнообразные мысли. Считается, что к шести годам обычный ребенок имеет словарный запас приблизительно в 14 000 слов. Жаклин — обычный ребенок, и развитие речи у нее шло, как и у большинства детей.
Существует несколько теорий, объясняющих процесс освоения языка детьми. Две наиболее известные из них — теории Берреса Скиннера и Ноама Хомски. Скиннер считал, что дети обучаются языку посредством вознаграждения и подкрепления. Когда ребенок издает звуки, похожие на слова, родители их вознаграждают — например, улыбаются и обнимают. Это увеличивает вероятность повторения тех же звуков. Так что освоение речи, согласно этой теории, зависит от окружения. Хомски же полагал, что дети имеют врожденное «устройство овладения языком», которое облегчает процесс развития речи.
См. также статьи «Невербальная коммуникация», «Обусловливание», «Психология развития», «Скиннер, Беррес Фредерик», «Хомски, Ноам».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Развитие речи
существенный интерес для выяснения структуры речевого поведения вызывает изучение Р. р. в онтогенезе: от появления до полного ее становления. По классической точке зрения, ребенок с рождения «чистый лист», в который в ходе эпигенеза, т. е. становления всех физиологических систем, с помощью простых видов обучения вписываются все речевые структуры и способности. При этом сменяются разные стадии — от криков через гуление, лепет и первые слова к полноценной речи. В такой схеме есть несколько «темных мест»:
судя по данным энцефалографии, уже новорожденный ребенок обладает способностью отличать речь от неречи;
наблюдаются варианты формирования речи без обучения. Можно привести два примера из этой области. Первый — идиоглоссия, возникновение собственного языка в ограниченной среде детей (например, сестры-близнецы), вынужденных общаться только между собой. Второй — креольские языки, появляющиеся на стыке неродственных. Они возникают уже во втором поколении и не представляют собой простую смесь исходных;
дети-«Маугли», т. е. лишенные возможности речевого общения до обычного возраста полного освоения речью (примерно 6—12 лет), уже не могут овладеть полноценной речью. Максимально, на что они способны, — это освоить несколько десятков изолированных слов. Это уровень освоения речи при нормальном развитии 2-летними детьми. Указанные «темные места» устраняются, если мы примем два дополнительных положения:
Человек обладает врожденной языковой способностью. Это положение было введено в научный обиход Н. Хомским. Следует учитывать, что эта генетически заданная способность охватывает весь остальной комплекс физиологических и психофизиологических особенностей человека.
В онтогенезе присутствует ограниченный период импритинга, который также закладывается генетически. Учитывая сказанное, можно понять роль указанных ранее стадий акустического поведения детей:
Детские крики не имеют отношения к развитию речи, хотя для матери играют коммуникативную роль.
Гуление — вероятно, первая стадия соотнесения артикуляции и возникающей акустической картины.
Лепет — продолжение соотнесения артикуляции и акустики. Эта стадия заложена генетически: гуление начинается и у глухих детей, но потом прекращается. Вторая стадия лепета характеризуется появлением интонационных структур и проявлением влияния родного языка матери. Таким образом, этот период можно считать началом становления речи.
Первые слова — начало коммуникационного контакта. При этом основная цель ребенка — передача смысла при минимальном использовании усилий (упрощение звуков, сокращение слогов и т. п.). К двум годам такой словарь достигает приблизительно нескольких
десятков слов и постепенно улучшается их произнесение. См. также Речь экспрессивная, Слуховое развитие.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Речи развитие
процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап — довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи. Второй этап — переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ребенка. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематичекий слух. Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними и насыщенности общения речью. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они присваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. На втором — третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу третьего года ребенок владеет примерно 1000 слов, к 6—7 годам — 3—4 тысячами слов. К началу 3-го года у детей начинает формироваться грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В начале этого периода речь ребенка ситуативна: отрывочна, понятна лишь в конкретных условиях, привязана к наличной ситуации. Постепенно речь становится все менее ситуативной. Появляется связная контекстная речь, развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь — пассивная (чтение) и активная (письмо). Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон не только письменной, но и устной речи. А. Г. Рузская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
596.69 кб

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Казгунова А.С.
Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической.
Читать PDF
2.91 мб

Урок развития речи в 6 классе

Андреева Ирина Мечеславовна
Автор предлагает урок развития речи, направленный на формирование универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.
Читать PDF
263.49 кб

Развитие навыков монологической речи

Удовидченко З. Г.
Рассматриваются вопросы обучения устно-речевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль.
Читать PDF
264.17 кб

Роль драматизации в развитии речи детей

Фостенко Елена Леовна
В статье анализируется обобщенный опыт работы,роль драматизации в развитии речи у детей, ценность детского театрального творчества.
Читать PDF
913.65 кб

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Гареева Лилия Махмутовна
Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов.
Читать PDF
912.41 кб

Работа с текстом как средство развития речи

Абдуллаева Лариса Амраховна, Омарова Сиянат Магомедовна
Статья посвящена работе по развитию связной речи учащихся национальной школы.
Читать PDF
1.22 мб

Развитие логичности речи младших школьников

Ижболдина Гульнар Темиртасовна
В статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи.
Читать PDF
278.12 кб

Историческое пособие по развитию русской речи

Костецкий Виктор
Читать PDF
557.89 кб

Поэтапное формирование учения о развитии речи

Кондрашина Ольга Евгеньевна
Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки.
Читать PDF
1.06 мб

Развитие устной речи в литературном образовании

Закирова Г.М.
В данной статье предпринята попытка разработки теоретико-методических основ организации речевой деятельности учащихся на уроках развития речи в системе литературного образования.
Читать PDF
869.03 кб

Развитие математической речи в начальных классах

Калинина Галина Павловна, Ручкина Валентина Павловна
Культура математической речи является составной частью общей культуры человека.
Читать PDF
475.05 кб

Развитие инициативности в иноязычной устной речи

Салынская Татьяна Владимировна
Статья посвящена вопросам преподавания иностранного языка в вузах. Автор рассматривает важность формирования мотивации и инициативности в иноязычном говорении.
Читать PDF
117.21 кб

Развитие связной письменной речи: Начальная школа

Гергиева Яна Маирбековна
В статье рассматривается проблема формирования связной письменной речи на начальном этапе обучения, предлагаются методы и приемы, направленные на развитие связной письменной речи младших школьников.
Читать PDF
111.00 кб

Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации

Рюмина Н.Н.
Целью статьи является распространение опыта коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР посредством игр-драматизаций.
Читать PDF
141.78 кб

Психолингвистические Основы методики развития речи

Цыганкова Анна Владиславовна
обучение речи детей традиционно опиралось на достижения лингвистики и методики преподавания языка. С точки зрения современного состояния науки такой подход является односторонним и недостаточным.

Похожие термины: