Речи развитие

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Родители Жаклин хранят дома большое количество видеокассет, на которых записан процесс ее взросления. Однажды они решили посмотреть некоторые из них. Помимо всего прочего, их поразило, насколько быстро развивалась речь Жаклин в первые несколько лет жизни. В шесть месяцев она начала бормотать и составлять цепочки простых слогов, вроде «да-да-да-да» и «ба-ба-ба-ба». К тому моменту, когда ей исполнился год, она могла произносить отдельные слова, такие, как «нет», «сок», «еще». Родители Жаклин со смехом вспомнили тот период, когда она называла все, что имеет четыре ноги, «киса», а всех мужчин — «папа». Такого рода ошибки характерны для всех детей. В два с половиной года Жаклин научилась соединять слова для построения таких высказываний, как «съесть печенье», «собачка бежит», «еще сока». К пяти годам она употребляла грамматически правильные предложения, выражающие самые разнообразные мысли. Считается, что к шести годам обычный ребенок имеет словарный запас приблизительно в 14 000 слов. Жаклин — обычный ребенок, и развитие речи у нее шло, как и у большинства детей.
Существует несколько теорий, объясняющих процесс освоения языка детьми. Две наиболее известные из них — теории Берреса Скиннера и Ноама Хомски. Скиннер считал, что дети обучаются языку посредством вознаграждения и подкрепления. Когда ребенок издает звуки, похожие на слова, родители их вознаграждают — например, улыбаются и обнимают. Это увеличивает вероятность повторения тех же звуков. Так что освоение речи, согласно этой теории, зависит от окружения. Хомски же полагал, что дети имеют врожденное «устройство овладения языком», которое облегчает процесс развития речи.
См. также статьи «Невербальная коммуникация», «Обусловливание», «Психология развития», «Скиннер, Беррес Фредерик», «Хомски, Ноам».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Речи развитие
процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап — довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи. Второй этап — переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ребенка. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематичекий слух. Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними и насыщенности общения речью. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они присваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. На втором — третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу третьего года ребенок владеет примерно 1000 слов, к 6—7 годам — 3—4 тысячами слов. К началу 3-го года у детей начинает формироваться грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В начале этого периода речь ребенка ситуативна: отрывочна, понятна лишь в конкретных условиях, привязана к наличной ситуации. Постепенно речь становится все менее ситуативной. Появляется связная контекстная речь, развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь — пассивная (чтение) и активная (письмо). Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон не только письменной, но и устной речи. А. Г. Рузская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Казгунова А.С.
Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической.
Читать PDF

Урок развития речи в 6 классе

Андреева Ирина Мечеславовна
Автор предлагает урок развития речи, направленный на формирование универсальных учебных действий через решение познавательных задач урока.
Читать PDF

Развитие навыков монологической речи

Удовидченко З. Г.
Рассматриваются вопросы обучения устно-речевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль.
Читать PDF

Роль драматизации в развитии речи детей

Фостенко Елена Леовна
В статье анализируется обобщенный опыт работы,роль драматизации в развитии речи у детей, ценность детского театрального творчества.
Читать PDF

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Гареева Лилия Махмутовна
Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов.
Читать PDF

Работа с текстом как средство развития речи

Абдуллаева Лариса Амраховна, Омарова Сиянат Магомедовна
Статья посвящена работе по развитию связной речи учащихся национальной школы.
Читать PDF

Развитие логичности речи младших школьников

Ижболдина Гульнар Темиртасовна
В статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи.
Читать PDF

Историческое пособие по развитию русской речи

Костецкий Виктор
Читать PDF

Поэтапное формирование учения о развитии речи

Кондрашина Ольга Евгеньевна
Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки.
Читать PDF

Развитие устной речи в литературном образовании

Закирова Г.М.
В данной статье предпринята попытка разработки теоретико-методических основ организации речевой деятельности учащихся на уроках развития речи в системе литературного образования.
Читать PDF

Развитие математической речи в начальных классах

Калинина Галина Павловна, Ручкина Валентина Павловна
Культура математической речи является составной частью общей культуры человека.
Читать PDF

Развитие инициативности в иноязычной устной речи

Салынская Татьяна Владимировна
Статья посвящена вопросам преподавания иностранного языка в вузах. Автор рассматривает важность формирования мотивации и инициативности в иноязычном говорении.
Читать PDF

Развитие связной письменной речи: Начальная школа

Гергиева Яна Маирбековна
В статье рассматривается проблема формирования связной письменной речи на начальном этапе обучения, предлагаются методы и приемы, направленные на развитие связной письменной речи младших школьников.
Читать PDF

Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации

Рюмина Н.Н.
Целью статьи является распространение опыта коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР посредством игр-драматизаций.
Читать PDF

Психолингвистические Основы методики развития речи

Цыганкова Анна Владиславовна
обучение речи детей традиционно опиралось на достижения лингвистики и методики преподавания языка. С точки зрения современного состояния науки такой подход является односторонним и недостаточным.

Похожие термины: