Речевые расстройства

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА
распад уже сложившихся форм и видов речи человека, их значительное отставание в развитии от нормы, т. е. от того уровня, на котором находится речь у большинства других, физически и психологически вполне здоровых людей. Р.р. могут быть вызваны разными причинами, в том числе органическими и психологическими, могут носить временный и постоянный характер. Среди Р.р. есть функциональные или психогенные расстройства, а также те, в основе которых лежат органические факторы. В одних Р.р. доминируют нарушения грамматически правильной речи, в других-голоса или слуха человека. См. афазия, психогенный, функциональный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО
Общий термин, используемый для обозначение ряда нарушений речи. Нет четкой договоренности относительно того, какие именно нарушения речи принадлежат к этому классу и как их следует классифицировать. Некоторые авторы проводят различие между функциональны или психогенными расстройствами (например, большинство случаев заикания) и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазии); некоторые специалисты различают те, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрия), и те, которые затрагивают качество голоса без того, чтобы нарушать коммуникативное функционирование (например, голосовые расстройства); некоторые выделяют патологии восприятия речи (например, алексию) в отдельную диагностическую категорию, в то время как другие не делают этого, аргументируя тем, что чистые нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Речевое расстройство
общее название различных нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются собственно коммуникативного функционирования (например, распад речевых навыков, фонологические расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологию восприятия речи (в частности, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что "чистые" нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими. Многие исследователи к речевым относят расстройства мышления, эмоций и других психологических структур, которые проявляются определенными особенностями речи. В то же время К.Ясперс считает правомерным выделение первичных или собственно речевых расстройств. Общепринятой систематики речевых расстройств не существует. В практическом плане и в значительной мере условно могут быть разграничены следующие расстройства речи: 1. локально-органические нарушения речи (см. Афазия, Агнозия речи, Апраксия речи); 2. нарушения речи при абиотрофических и других общеорганических процессах (см. Палилалия, Персеверации, Вербигерация, Эхолалия, Эхография, Логоклония, Периодически возвращающиеся выражения, Акайри, Акатаграфия, Акатафазия, Ангофразия, Брадилалия, Брадилексия, Дизартрия, Идиоглоссия, Ксенолалия, Макрография, Микрогракфия, Микрофония, Макрофония, Олигофазия, Палиграфия, Палинграфия, Паралексия, Парафазия, Речь монотонная, Речь реактивная, Речь скандированная, Речь слащавая, Речь спастическая, Речь эксплозивная, Ринолалия, Фонастения); 3. нарушения развития речи (см. Специфическое расстройство развития артикуляции речи (а также экспрессивной речи, импрессивной речи, способности к чтению, экспрессивного письма), Речь взахлеб, Нарушения развития речи при патологии слуха и зрения; 4. невротические нарушения речи (см. Заикание, Писчий спазм, Элективный мутизм, Истерический мутизм, Глоссолалия, Аллофемия, Нарушения стиля речи и др.); 5. психотические нарушения речи (при депрессии, мании, галлюцинацииях и др.) 6. нарушения речи при отдельных болезненных формах (умственной отсталости, шизофрении и др.); 7. нарушения речи, вызванные нарушением развития или повреждением артикуляционного аппарата и голосообразования (афония, косноязычие).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Речевые расстройства
speech disorders) Речь считается нарушенной, когда она мешает общению, создает проблему для слушающего или служит причиной неспособности говорящего приспособиться к окружающей обстановке. P.p. подразделяют на четыре широких класса симптомов: а) расстройства ритма, б) расстройства фонации (звукообразования), в) расстройства артикуляции (произношения); г) расстройства символизации. Расстройства ритма включают, в основном, различные типы заикания (захлебывания). Большинство совр. специалистов по патологии речи не делают различий между заиканием и захлебыванием. При этом расстройстве речевой поток прерывается вследствие возникновения трудностей в произнесении начала слова или в результате прерываний и спазмов после начала звука. Дети часто начинают заикаться в возрасте около 3 лет или при поступлении в школу. Если ребенка без нужды не заставляют говорить, то проблема обычно становится неактуальной и исчезает. Если к дисфункциональной речи ребенка привлекается внимание, или если им приклеивают клеймо "заика", обычно появляются вторичные симптомы избегания, сопротивления и гримасничанья. В расстройствах ритма тревога играет важную роль. Переучивание и угашение/переделка условных реакций (deconditioning) на пугающие ситуации могут быть полезными в работе с психол. аспектами проблемы, направленной на снижение интенсивности и частоты спазмов заикания. Расстройства ритма имеют преимущественно психол. природу, но в некоторых случаях они могут быть следствием церебральной сосудистой патологии или нейрофизиологических расстройств. Расстройства фонации характеризуются нарушениями тембра, интенсивности и высоты звука. Стереотипизированные интонации, гнусавость, фальцет, гортанная речь, заметный иностранный акцент и речь при расщеплении неба - все это признаки нарушения фонации. Эти расстройства лечатся у логопедов, в то время как заикание, сопровождаемое сильными эмоциональными конфликтами, может потребовать услуг профессионального психолога, компетентного в области патологии речи, или др. специалистов с подобной подготовкой и опытом. Расстройства артикуляции проявляются в искажении, опускании, подстановке и добавлении речевых звуков. Характерные примеры: замедленная речь (delayed speech), характеризующаяся нехваткой звуков или неразборчивостью; замена звуков (lalling) вследствие вялости/инертности движений кончика языка; все варианты шепелявости (передняя, язычная, боковая и зубная (смычная)), при к-рой затруднено произнесение шипящих и букв м или д, и детская речь (baby talk), характеризующаяся сохранением инфантильного произнесения букв и звуков в возрасте старше 2-3 лет. Расстройства символизации отмечаются гл. обр. при афазии или дисфазии. Преобладают проблемы речевой экспрессии, хотя сенсорные нарушения также часто вызывают афазическую речь. Нарушения при инсультах и органические мозговые расстройства могут действовать в сочетании с психол. проблемами или в качестве первоначальной причины, вполне достаточной для того, чтобы вызвать расстройства символизации. Афазия, в частности, яв-ся результатом органического повреждения мозга, чаще всего вследствие церебрального кровоизлияния. См. также Процессы коммуникации, Восприятие речи К. Фредерик

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
348.28 кб

Двигательная терапия в работе с детьми с речевыми расстройствами

Е.В. Струнина
Читать PDF
139.46 кб

Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников

Резцова Е. Ю., Черных А. М.
В обзоре освещены современные проблемы этиологии речевых расстройств у детей. Показана связь речевой патологии с генеалогическим, биологическим, психологическим и социальным анамнезами ребенка.
Читать PDF
3.87 мб

Влияние «Целлекса» на динамику речевых расстройств в остром периоде ишемического инсульта

Г.Н. Бельская, Л.Г. Крылова
Читать PDF
272.95 кб

Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства

Глущенко Н. В.
Читать PDF
1.26 мб

Изучение механизма нарушения речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра

Костюк Анна Владимировна
В статье автор описывает состояние неречевых и речевых функций у детей с расстройством аутистического спектра (далее дети с РАС) в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах.
Читать PDF
270.77 кб

Речевые расстройства у детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной дисфункцией

Захарычева Татьяна Адольфовна, Ларина Елена Анатольевна
Приведены результаты обследования 60 детей в возрасте от 7 до 10 лет с минимальной церебральной дисфункцией и общим недоразвитием речи.
Читать PDF
340.81 кб

Использование ультразвуковой аксиографии у больных с расстройствами жевательно-речевого аппарата

Булычева Е.А., Чикунов С.О., Шпынова А.М., Алпатьева Ю.В
В статье представлены результаты изучения движений нижней челюсти у больных с расстройствами жевательно-речевого аппарата с использованием ультразвуковой аксиографии.
Читать PDF
176.31 кб

Динамика когнитивных, эмоционально-волевых и речевых расстройств у детей, страдающих фокальными форм

Яковлева Юлия Александровна, Плешкова Елена Вячеславовна
Читать PDF
372.03 кб

Использование метода биоакустической коррекции (БАК) в лечении заикания и других речевых расстройств

Ю.А. Фесенко, Е.Ю. Фесенко
Читать PDF
604.94 кб

К вопросу о психолого-педагогической коррекции речевых нарушений у детей с расстройствами аутистичес

Д. А. Щукина, Е. А. Логинова
Читать PDF
244.62 кб

Особенности работы учителя-логопеда по коррекции речевых расстройств при различных формах дизартрии

И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк
Читать PDF
181.89 кб

Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития и общения детей с расстройствами аутистическ

Щукина Д. А. , Логинова Е. А.