РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ
разновидность моторного действия (наряду с целенаправленными движениями конечностей человека), осуществляемого посредством звуковой речи. Такая речь представляет собой особое движение, поскольку артикуляционные акты, лежащие в основе звукообразования, непосредственно связаны с высшими психологическими функциями, с формированием и высказыванием понятий, суждений. Как звуковая, так и письменная речь — это код, который при хорошем знании языка не требует специальной операции перекодирования. Существуют три специфические особенности речевых действий по сравнению с другими реакциями. 1) Речевые программы значительно менее подвержены автоматизации и выходу из-под контроля сознания, чем программы обычных движений. Отсюда вытекает возможность использовать простейшие речевые действия для уменьшения вероятностей ошибок автоматизма. 2) Речь, как правило, более значимый стимул, чем любой другой. Это необходимо иметь в виду при разработке речевых сигналов (см. Речевой вывод информации). Ошибочная выдача таких сигналов недопустима, так как человек, особенно в стрессовых ситуациях, склонен верить речевой команде безусловно. 3) Речь передает избыточную информацию, относящуюся, не только к процессу достижения цели. Речь всегда содержит «эмоциональную» составляющую, которая отражает и текущее состояние человека, и его стойкие личностные особенности. Указанная «избыточность» может быть с успехом использована для повышения надежности передачи информации между специалистами, включенными в СЧМ, причем языком в данном случае надо считать не только собственно речевые сигналы, но и мимику, и жесты говорящего. Поэтому в СЧМ, где речевая связь имеет большое значение, желательно по возможности обеспечивать визуальный контакт между говорящими. Поскольку частотноамплитудные характеристики речи отражают психические состояния человека, эти признаки можно использовать в диагностических целях, напр., для контроля функционального состояния оператора.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
12.07 мб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПО КРИТИЧЕСКОМУ АУДИРОВАНИЮ ОТВЕТОВ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ ПРИ ПО

Трофимова Оксана Владимировна
В статье обоснована необходимость использования специально разработанных для подготовки учащихся 9-х классов к устному итоговому собеседованию коммуникативно-речевых задач (далее КРЗ) на критическое аудирование ответов экзаменующи