РЕЧЕВОЙ АКТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РЕЧЕВОЙ АКТ
от лат. actus - действие] - действие по производству или восприятию отдельного отрезка речи, имеющего в данных условиях определенную целевую направленность; артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

РЕЧЕВОЙ АКТ
Способ выражения речью того, что человек намерен с помощью слова сообщить, сделать так, чтобы что-то совершилось, или так, чтобы кто-то что-то совершил. Распространенными речевыми актами являются: коммиссивы, декларативы, директивы, экспрессивы и репрезентативы, см. подробнее каждый из этих терминов. Изучение речевого акта обычно осматривается как часть большей области — прагматики. Синоним — иллокутивный акт.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Речевой акт
способ выражения речью того, что индивид намерен сообщить или сделать с помощью слов. Наиболее распространенными речевыми актами являются: 1. комиссивы (класс речевых актов, в которых индивид принимает на себя некие обязательства, например, это обещание); 2. директивы (речевой акт, посредством которого индивид пытается заставить кого-то другого сделать что-либо для себя; например, говорит:»Пожалуйста, закройте дверь»; 3. экспрессивы (речевые акты, в которых выражаются свои переживания); 4. репрезентативы (речевые акты, в которых высказывают собственное мнение. Например, я думаю, что..). Это могут быть также речевые акты, с помощью которых выражаются просьба, несогласие, возражение, предложение сотрудничать и мн.др. Изучение речевого акта обычно рассматривается как часть большей области языкознания – прагматики. Нарушение освоения речевых актов обычно встречается при расстройствах развития коммуникативных аспектов речи (например, при раннем детском аутизме, умственной отсталости и др.), обеднение репертуара речевых актов возникает при многих заболеваниях (шизофрения, атрофические процессы и т.д.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
421.19 кб

Структурные основы речевого акта

Ершова Н. Б.
Читать PDF
292.73 кб

Обещание, условие искренности и речевые акты

Оглезнев Виталий Васильевич
Представлен анализ условия искренности как необходимого требования к успешности речевого акта на примере подходов Дж. Сёрла и Р.А. Юрьева.
Читать PDF
119.65 кб

Буддийские схоласты и современные теории речевых актов

Касевич Вадим Борисович
Схоластику принято считать сугубо (западно)европейским феноменом; между тем весьма близкая традиция существовала и у индо-тибетских — буддийских — мыслителей.
Читать PDF
246.52 кб

Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна

Д. Т. Кашапова, О. Н. Тверская
Читать PDF
157.19 кб

К вопросу об активизации речевой деятельности в процессе движения

Биктеева Л. Р.
В статье рассматривается вопрос об активизации работы физиологического механизма речи посредством различных предметов. Приводятся фрагменты упражнений, развивающих дикционную четкость и выразительность речи.
Читать PDF
273.01 кб

Актуальные проблемы речевой культуры: принципы природосообразности

Ловчинская Вера Сергеевна
Читать PDF
279.39 кб

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте

Нелипа Любовь Николаевна
Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.
Читать PDF
304.39 кб

Функции жестов касания в директивных речевых актах (гендерный аспект)

Варламова Юлия Валерьевна
Центром исследования статьи являются функции жестов касания в директивных речевых актах (РА). Производится попытка классифицировать невербальные явления по полу коммуникантов, т. е.
Читать PDF
270.14 кб

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Кудрявцева С. В.
Читать PDF
640.01 кб

АКТИВИЗАЦИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Конюхова Ю.А.
В данной статье приведены результаты анализа исследования, проведенного среди родителей логопатов (детей, имеющих речевые расстройства).
Читать PDF
470.93 кб

Развитие речевой активности иностранных обучающихся на довузовском этапе

Пономарева Людмила Анатольевна, Шевелёва Светлана Игоревна
Цель довузовского этапа обучения подготовка иностранных граждан к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке, формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
Читать PDF
19.35 мб

Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников

Дресвянина Светлана Дмитриевна
Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология».
Читать PDF
367.81 кб

Речевое искусство актера: обновление технологии присвоения авторского текста

Прокопова Наталья Леонидовна, Прокопов Виктор Леонидович
Актуальность статьи состоит в аргументации новых теоретических положений речевого искусства актера, связанных с процессом присвоения авторского текста.
Читать PDF
944.20 кб

Эпилептиформная активность и речевой дизонтогенез у детей дошкольного возраста

Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
В результате сопоставления клинических вариантов речевого дизонтогенеза с локализацией доброкачественных эпилептиформных паттернов детства (ДЭПД) на ЭЭГ продемонстрирована связь латерализации эпилептиформной активности и характера
Читать PDF
822.03 кб

Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна
В статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования.

Похожие термины: