речь с точки зрения деятельностного подхода в психологии, т.е. речь, выступающая в виде самостоятельной деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-л. неречевую деятельность; структура Р. д. включает этапы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации речевых действий и контроля. Внешняя реализации Р. д. обеспечивается работой органов речевого аппарата
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Речевая деятельность
специфическая форма поведения человека, обслуживающая две неразрывно связанные стороны его деятельности — коммуникативную и интеллектуально-мыслительную.
Как средство коммуникации Р. реализуется в основном в акустико-звуковом виде через процессы речеобразования и речевосприятия, но может существовать также в жестовой форме (см. Жесты). Специфический культурный вариант Р. как коммуникативной системы — письменная Р. (см. Речь письменная).
Р. реализует ряд следующих основных коммуникативных функций, среди них:
информативная — передача сведений о внешнем мире или его внутреннем отображении; реализуется на вербальном (словесном) уровне (см. Речь устная);
эмотивная — передача информации о внутреннем психофизиологическом состоянии говорящего; происходит как на вербальном уровне, так и за счет тембральных и просодических (интонация, ритмика, громкость) характеристик;
императивная — управление поведением воспринимающего; реализуется на вербальном и просодическом уровнях;
фатическая — установление дружественного контакта; на вербальном уровне принимает вид информационной: разговоры о погоде, о политике, сплетничание и т. п.; осуществляется в ряде невербальных проявлений;
оценочная — отношение к предмету говорения; обеспечивается всеми уровнями речевого сигнала: от звукового (фоностилистика) до типа построения фраз, просодических характеристик и т. д.;
индикативная — указания на индивидуальность (имя, фамилия), социальный статус и другие подобные характеристики;
металингвистическая — объяснения речевых терминов через другие. Можно указать и другие функции, в той
или иной степени реализуемые в различных вариантах речевого поведения: например, Р. поэтическая, ритуально-магическая. В реальной разговорной Р. все перечисленные функции могут проявляться в тех или иных комплексных вариантах.
При этом следует указать прежде всего на три особенности Р., которые отличают ее от коммуникационных систем животных и которые принципиально влияют на механизмы речепорождения и речевосприятия. Это продуктивность, сегментная структура и помехоустойчивость.
Под продуктивностью Р. понимается возможность создавать сколь угодно большое количество речевых сообщений, что достигается целым рядом способов. Прежде всего благодаря механизмам синтагматики и парадигматики, т. е. через наращивание цепочек речевых элементов и изменение элементов в них. При этом соответствующие механизмы действуют на всех уровнях речевой системы: акустико-фонетическом, лексико-синтаксическом, семантическом. Конечно, продуктивность возможна не только благодаря таким механизмам. Используется и целый ряд других: семантическая размазанность речевых единиц, метафоричность, оценочноконнотативный сдвиг смысла высказывания и т. д. Однако наиболее очевидные и активно задействованные синтагматичность и парадигматичность требуют появления второй особенности Р. — сегментной структуры речевого сообщения, морфемо-лексической, фонетической и акустико-сегментной.
Следующее существенное отличительное качество речевой системы — помехоустойчивость. Она необходима не только для обеспечения различимости практически неограниченного числа речевых сообщений, но и сама по себе выступает системообразующим фактором Р., т. е. тем свойством, которое обеспечивает существенное отличие функционирования целого (т. е. речевой системы) от суммы его составляющих.
Под помехоустойчивостью понимается не только обеспечение работы коммуникационной системы при наличии внешних мешающих факторов: шумов, искажений и т. п. Следует учитывать и субъективные факторы: психологическое состояние субъектов, принимающих участие в коммуникативном акте, возможность отвлечения внимания и т. д.
Еще одна из составляющих функционирования речевой системы, которую следует отнести к помехоустойчивости, — это возможность быстрого обучения Р. в онтогенезе: на малом и неполном материале (см. Развитие речи).
Есть целый ряд свойств слуховой системы, которые обеспечивают ее защищенность от помех. Однако экспериментальные данные свидетельствуют, что речеслуховая система обладает рядом специфических свойств, не связанных с общеслуховым восприятием. При этом речеслуховая система не становится надстройкой над общеслуховой, а в некоторой степени даже блокирует общеслуховое восприятие в пользу восприятия Р.
Кроме того, защищенность от помех обеспечивается многопараметрическим формированием акустического облика речевых звуков. Передача лингвистической информации обеспечивается рядом параллельно действующих систем различительных признаков. Это свойство позволяет обеспечить устойчивость системы коммуникации как к внешним помехам, так и к некоторым отклонениям работы речеобразующего аппарата и канала связи.
Очень высокая помехоустойчивость системы речевой акустической коммуникации определяет еще одно свойство Р. — необязательность стандартного воспроизведения одного и того же речевого сообщения как на сегментно-звуковом, так и на грамматическом уровне.
Роль Р. как инструментальной базы интеллекта плохо поддается определению и классификации. Созданный внутренний мир дает возможность аутокоммуникации и служит базой сознания, т. е. отделения себя от внешнего мира и тем самым осознания продленности своего существования. Можно перечислить ряд задействованных в интеллектуальной деятельности функций, где использование речеязыковой базы необходимо:
конструирование абстрактных идей;
овладение опытом и его аккумулирование;
хранение больших объемов информации;
организация (планирование) долговременного поведения;
контроль социального и индивидуального поведения.
Этот список может быть продолжен. См. также Мозговые структуры речи, Развитие речи, Речевосприятие, Речеобразование.
Литература
Вартанян И. А. и др. Восприятие речи. Л., 1988.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001.
Фланаган Дж. Л. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.
Как средство коммуникации Р. реализуется в основном в акустико-звуковом виде через процессы речеобразования и речевосприятия, но может существовать также в жестовой форме (см. Жесты). Специфический культурный вариант Р. как коммуникативной системы — письменная Р. (см. Речь письменная).
Р. реализует ряд следующих основных коммуникативных функций, среди них:
информативная — передача сведений о внешнем мире или его внутреннем отображении; реализуется на вербальном (словесном) уровне (см. Речь устная);
эмотивная — передача информации о внутреннем психофизиологическом состоянии говорящего; происходит как на вербальном уровне, так и за счет тембральных и просодических (интонация, ритмика, громкость) характеристик;
императивная — управление поведением воспринимающего; реализуется на вербальном и просодическом уровнях;
фатическая — установление дружественного контакта; на вербальном уровне принимает вид информационной: разговоры о погоде, о политике, сплетничание и т. п.; осуществляется в ряде невербальных проявлений;
оценочная — отношение к предмету говорения; обеспечивается всеми уровнями речевого сигнала: от звукового (фоностилистика) до типа построения фраз, просодических характеристик и т. д.;
индикативная — указания на индивидуальность (имя, фамилия), социальный статус и другие подобные характеристики;
металингвистическая — объяснения речевых терминов через другие. Можно указать и другие функции, в той
или иной степени реализуемые в различных вариантах речевого поведения: например, Р. поэтическая, ритуально-магическая. В реальной разговорной Р. все перечисленные функции могут проявляться в тех или иных комплексных вариантах.
При этом следует указать прежде всего на три особенности Р., которые отличают ее от коммуникационных систем животных и которые принципиально влияют на механизмы речепорождения и речевосприятия. Это продуктивность, сегментная структура и помехоустойчивость.
Под продуктивностью Р. понимается возможность создавать сколь угодно большое количество речевых сообщений, что достигается целым рядом способов. Прежде всего благодаря механизмам синтагматики и парадигматики, т. е. через наращивание цепочек речевых элементов и изменение элементов в них. При этом соответствующие механизмы действуют на всех уровнях речевой системы: акустико-фонетическом, лексико-синтаксическом, семантическом. Конечно, продуктивность возможна не только благодаря таким механизмам. Используется и целый ряд других: семантическая размазанность речевых единиц, метафоричность, оценочноконнотативный сдвиг смысла высказывания и т. д. Однако наиболее очевидные и активно задействованные синтагматичность и парадигматичность требуют появления второй особенности Р. — сегментной структуры речевого сообщения, морфемо-лексической, фонетической и акустико-сегментной.
Следующее существенное отличительное качество речевой системы — помехоустойчивость. Она необходима не только для обеспечения различимости практически неограниченного числа речевых сообщений, но и сама по себе выступает системообразующим фактором Р., т. е. тем свойством, которое обеспечивает существенное отличие функционирования целого (т. е. речевой системы) от суммы его составляющих.
Под помехоустойчивостью понимается не только обеспечение работы коммуникационной системы при наличии внешних мешающих факторов: шумов, искажений и т. п. Следует учитывать и субъективные факторы: психологическое состояние субъектов, принимающих участие в коммуникативном акте, возможность отвлечения внимания и т. д.
Еще одна из составляющих функционирования речевой системы, которую следует отнести к помехоустойчивости, — это возможность быстрого обучения Р. в онтогенезе: на малом и неполном материале (см. Развитие речи).
Есть целый ряд свойств слуховой системы, которые обеспечивают ее защищенность от помех. Однако экспериментальные данные свидетельствуют, что речеслуховая система обладает рядом специфических свойств, не связанных с общеслуховым восприятием. При этом речеслуховая система не становится надстройкой над общеслуховой, а в некоторой степени даже блокирует общеслуховое восприятие в пользу восприятия Р.
Кроме того, защищенность от помех обеспечивается многопараметрическим формированием акустического облика речевых звуков. Передача лингвистической информации обеспечивается рядом параллельно действующих систем различительных признаков. Это свойство позволяет обеспечить устойчивость системы коммуникации как к внешним помехам, так и к некоторым отклонениям работы речеобразующего аппарата и канала связи.
Очень высокая помехоустойчивость системы речевой акустической коммуникации определяет еще одно свойство Р. — необязательность стандартного воспроизведения одного и того же речевого сообщения как на сегментно-звуковом, так и на грамматическом уровне.
Роль Р. как инструментальной базы интеллекта плохо поддается определению и классификации. Созданный внутренний мир дает возможность аутокоммуникации и служит базой сознания, т. е. отделения себя от внешнего мира и тем самым осознания продленности своего существования. Можно перечислить ряд задействованных в интеллектуальной деятельности функций, где использование речеязыковой базы необходимо:
конструирование абстрактных идей;
овладение опытом и его аккумулирование;
хранение больших объемов информации;
организация (планирование) долговременного поведения;
контроль социального и индивидуального поведения.
Этот список может быть продолжен. См. также Мозговые структуры речи, Развитие речи, Речевосприятие, Речеобразование.
Литература
Вартанян И. А. и др. Восприятие речи. Л., 1988.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001.
Фланаган Дж. Л. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.