РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Реальность
то, что существует в действительности, не является продуктом вымысла или фантазии.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

РЕАЛЬНОСТЬ
некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

РЕАЛЬНОСТЬ
(лат. realis — действительный) — существующее в действительности. В диалектическом материализме различают объективную Р.— материю и субъективную Р.— сознание, психику.
Психология, опираясь на принцип единства объективной и субъективной диалектики, изучает в единстве объективные и субъективные Р. в поведении и деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

РЕАЛЬНОСТЬ
1. То, что существует в действительности, что не является вымыслом, фантазией, плодом или продуктом чьего-либо воображения, мечты. 2. Аспекты физического мира, которые могут быть прямо или косвенно восприняты и оценены (измерены). Иногда термин Р. используется с включением в него понятий (конструктов), которые являются производными или выводимыми из понятия Р. в указанном выше ее понимании и объяснимыми с помощью логической индукции или логически выстроенных теоретических размышлений. 4. Изредка в понятие Р. включают так же то, что человек считает или рассматривает как действительно (лично для него) существующее, например, реальность Бога для данного человека, его собственные ощущения, переживания, мысли, свобода воли и т. п.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РЕАЛЬНОСТЬ
1. Наиболее ограниченное значение — те аспекты физической вселенной, которые являются непосредственно или опосредованной измеримыми. В этом смысле реальность объективна и ограничена тем, что может быть публично и надежно измерено. 2. В более широком смысле - этот термин может употребляться таким образом, чтобы включать конструкты, которые являются выводимыми или поддающимися толкованию с помощью логической индукции или теоретического анализа, но не являются измеримыми в вышеуказанном смысле; например, гравитация, естественный отбор, личность и т.д. будут рассматриваться как части реальности в значении 2, хотя это может быть проблематично для значения 1. 3. Еще более широкое значение - термин включает все, что составляет неотъемлемую часть того, что, как убежден индивид, является "реальным". Таким образом, добрая воля, призраки, Бог и т.д. для некоторых составляют непременную часть реальности, но не для всех. Расширенное толкование этого последнего значения см. социальная реальность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Реальность
1. объективно существующее явление, то, что есть в действительности, сама эта действительность; 2. те аспекты физического мира, которые являются непосредственно или опосредованно измеримыми, то есть реальность есть то, что может быть публично и надежно измерено; 3. физический мир и те теоретические конструкты человека, которые являются выводимыми или поддающиеся толкованию с помощью логической индукции или теоретического анализа; 4. в самом широком толковании – все то, что является, по мнению индивида, реальностью, включая и внутренние, психологические явления, то есть психическая или субъективная реальность; 5. в психоанализе – как объективно существующее, так и субъективно значимое, расположенное внутри субъекта. Предположение о внутренней сфере реальности является конструктом, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесенные друг с другом: их связи существуют только во времени. Объекты из внешней реальности могут быть перенесены во внутреннюю реальность посредством интернализации, интроекции и инкорпорации, в свою очередь, проекция и экстернализация означают процесс движения объектов в противоположном направлении (фактически имеется в виду изменение значимости, которое придается внешним объектам и психическим образам). См. Внутриличностная область.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕАЛЬНОСТЬ
REALITY)
Совокупность базисных предпосылок, касающихся наличия и сущности воспринимаемого человеком внешнего мира. Психоаналитическая традиция не всегда согласуется с таким определением: согласно одному из основных подходов к определению реальности, последняя представляет собой абсолютное, фиксированное и объективное описание внешнего материального мира и происходящих в нем событий. Реальность, таким образом, самоочевидна и не может быть представлена различными способами. Согласно другой точке зрения, первостепенным при определении реальности является субъективный опыт. Соответственно реальность можно рассматривать как относительное, изменчивое и субъективное описание переживаний индивида. Она есть лишь интерпретация воспринимаемого вовне, а потому может быть представлена в виде различных версий. Большинством психоаналитиков используются преимущество обоих определений. Достигаемое таким синтетическим путем понимание реальности неразрывно связано с современными теоретическими воззрениями на развитие человека, его психическую деятельность, психопатологию и психоаналитическую терапию.
Начальные этапы развития организма человека характеризуются формированием концепции реальности, основанной на разграничении "Я" и 'не-Я', внутреннего и внешнего. В дальнейшем с дифференциацией индивида и развитием Я нарастает степень осознания реальности как некоего "внешнего феномена", внешнего компонента общего процесса дифференциации. Параллельно с образованием постоянных образов себя и объектов развивается ощущение постоянства реальности, связанное с процессом интернализации и стабилизацией представлений о внешнем мире. Одной из важнейших интегративных частей такого процесса являются переживания, связанные с любимыми объектами. Формирующаяся в результате стабильная структура внутренних представлений помогает индивиду сохранять чувство своей идентичности и ориентироваться в изменчивых условиях без нарушений психической деятельности и расстройств адаптации. Постоянство реальности способствует становлению таких функций Я, как предвидение, предсказание, планирование, восприятие, оценка реальности и др. Недостаток постоянства реальности, напротив, приводит к чувству 'нереальности', трудностям усвоения нового опыта и пережитых ранее ситуаций, а также к нарушениям сохранности контактов с реальностью. Постоянство реальности поддерживает силу и автономность функций Я. Исходя из сказанного, реальность можно рассматривать кок непосредственно донный, естественный мир конкретно воздействующих на индивида объектов, поддающихся верификации путем научного наблюдения. С этой точки зрения внешняя реальность включает два понятия - фактическую (материальную) и объективную реальность.
Фрейд (1911) описал два регулирующих принципа психической деятельности, необходимых, с его точки зрения, для понимания концепции реальности. Основополагающим (и более ранним из них) является принцип удовольствия. Последний, однако, постепенно преобразуется в принцип реальности, благодаря которому индивид развивает способность отказываться от немедленного, но вместе с тем неопределенного в своих последствиях удовлетворения в пользу длительного и стабильного вознаграждения и самосохранения. Хотя при нормальном зрелом развитии начинают преобладать способы деятельности, соответствующие требованиям внешней реальности, мотивационная сила стремления к удовольствию полностью не исчезает и не замещается другими, сохраняясь в редуцированной форме. Если ребенок, например, откладывает приятную игру во дворе и задерживается в доме или молодой отец отказывается от увлекательного хобби ради сохранения спокойствия в семье, то такое поведение следует рассматривать в аспекте принципа реальности. Более того, подобное поведение является сообразным реальности, то есть таким, в котором отдельные поступки согласуются с пониманием причин и следствий во внешнем реальном мире (включая мир человеческих отношений). Однако в некоторых случаях индивид может на некоторое время отказаться от реалистичного взгляда на мир и отдать предпочтение непосредственному и сиюминутному удовлетворению потребностей. Такое поведение будет характеризоваться как период регрессии или 'сознательно принимаемой альтернативы'. Принципы удовольствия и реальности можно дополнить двумя родственными понятиями: Я-удовольствие и Я-реольность. Редко используемые в современном психоаналитическом лексиконе из-за их неоднозначности и дискуссионности, оба термина, тем не менее, могут применяться при описании взаимоотношений Я с миром влечений или, наоборот, с внешней средой.
Понятием проверка реальности обозначается функция Я, с помощью которой осуществляется разграничение мыслительной деятельности и процессов восприятия и тем самым разграничение внешнего опыта и внутреннего. Другими словами, проверка реальности позволяет распознавать представления, исходящие из внутренней психической жизни (воспоминания, фантазии), и отделять их от тех, что поступают из внешнего мира через органы восприятия. Однако, как показывают современные исследования, такая дихотомия является несколько упрощенной. Сенсорные импульсы испытывают на себе сдерживающее или искажающее влияние психики и в непосредственном виде до уровня сознания на доходят. С другой стороны, но воспоминания и фантазии могут оказывать значительное модифицирующее воздействие объекты внешнего миро. И все же на индивидуальном уровне основной характеристикой проверки реальности является способность к разграничению внутренних переживаний и переживаний, связанных с существованием внешнего мира. Проверка реальности действует прежде всего в направлении укрепления внутренних связей Я и достижения индивидом большей четкости и точности отграничения себя от объектов.
Более сложным компонентом проверки реальности является постоянная деятельность по 'примирению' или согласованию несоответствий, возникающих между внутренне и внешне обусловленными переживаниями. При наличии таких несоответствий внутренние представления (проистекающие из воспоминаний,накопленных в процессе обучения, убеждений, верований и фантазий) со временем претерпевают изменения под влиянием новых впечатлений и воспринимаемых образов. Так, например, новоприобретенный опыт может изменить представления о дружественном расположении всех без исключения 'мохнатых' животных (многие из которых в действительности могут быть опасными), в других случаях могут возобладать интрапсихические представления, и тогда индивид приходит к выводу о неистинности воспринимаемого объекта (например, при оптических иллюзиях). Этот компонент проверки реальности играет немаловажную роль в формировании внутреннего опыта, где требуется участие внутренних убеждений и фантазий.
Проверка реальности имеет свои закономерности развития - от простого разграничения внутреннего и внешнего до комплексного процесса оценки приобретенного опыта. Последний, наиболее высокий уровень проверки реальности, нередко обозначаемый как процессуапизация реальности, включает способность воспринимать, распознавать и оценивать собственные аффекты, мотивы и внутренние представления об объекте, разграничивать прошлое и настоящее, о также другие, еще более тонкие, нюансы внутреннего опыта. Процессуализация реальности может включать, в частности, понимание того, какое влияние оказывают собственные предрассудки, особенности характера, нарушения процессов переноса, возникающего при установлении взаимоотношений с другими. На этом уровне функция проверки реальности может быть значительно улучшена с помощью психоаналитической терапии.
Если термин проверка реальности обозначает прежде всего функции поиска и сравнения, проявляющиеся автоматически на бессознательном уровне, то другое понятие - чувство реальности- принято относить к процессом субъективного осознания реальных или воображаемых событий, причем осознания не беспочвенного, а основанного на приобретенных знаниях о внешнем мире или самом себе.
Адоптация к реальности означает приспособление поведения индивида или принятие постоянно изменяющихся требований окружения, включая человеческие взаимоотношения.
Проверка реальности, чувство реальности и адаптация к реальности создают отношение к реальности, включающее в себя понимание событий внутреннего и внешнего мира, их разграничение, а также образование наиболее приемлемых для индивида связей и форм реагирования. Под воздействием неблагоприятных факторов (стресса, психопатологических нарушений, сенсорной депривации и т.д.) любая из трех указанных функций может нарушиться, подвергнуться регрессии к более примитивному уровню или полностью исчезнуть.
Нарушения функции адоптации к реальности имеют самый широкий спектр - от незначительного снижения гибкости у лиц с чертами навязчивости до полного игнорирования окружения, наблюдаемое при органических синдромах. Выраженные нарушения функции проверки реальности в форме иллюзий, галлюцинаций или потери способности дифференцировать собственные проявления обнаруживаются прежде всего при психотических состояниях. При психоневрозах и хароктеропатиях обычно повреждаются лишь поверхностные (внешние) уровни процессуализации реальности, сопровождающиеся, однако, нарушениями адаптивных функций. У пограничных больных наряду с высшими уровнями могут повреждаться и такие функции, кок чувство реальности и идентичности. При шизофрении нередко встречаются стойкие состояния деперсонализации, чувство отчужденности и/или гибели Я, а также искажения схемы тела, в большинстве случаев, если рассматривать упрощенно, реальность принято отождествлять с внешним миром. Однако при более скрупулезном ее рассмотрении, особенно если учитывать проявления внутреннего мира субъективных переживаний, мы вынуждены признать возможность различных интерпретаций мира внешних событий (примерами здесь могут служить следующие вопросы: что более реально - идея, мысль или стол и стул? Что более истинно - поэма или научный эксперимент?).
В общепринятом смысле психическая реальность - это весь субъективно переживаемый мир индивида, который включает мысли, чувства, фантазии и другие феномены, отражающие внешний мир. Таким образом, психическую реальность можно рассматривать кок синоним внутренней и субъективной реальности. Все три термина призваны отграничивать в психоаналитической теории субъективный опыт индивида от мира физических объектов. Психическая реальность рассматривается также как одна из возможных версий - созданных благодаря восприятию внешних объектов и внутренним представлениям - реального внешнего мира. Психическая реальность, следовательно, представляет собой фундаментальное интегративное образование. Некоторые теоретики предпринимают попытки разграничить психическую и внутреннюю реальность, сопоставляя психическую реальность с внутренними источниками субъективного опыта, то есть с бессознательными фантазиями и представлениями. При этом ощущения, поступающие из внешнего мира, являются внешним источником субъективного опыта. Под термином внутренняя реальность теоретиками этого направления подразумевается наиболее общий феномен, отражающий тотальный субъективный опыт, основанный на интеграции представлений о воспринимаемом внешнем мире.
Подобно тому, кок внутренняя реальность не является 'чистым' продуктом фантазии, так и внешняя реальность имеет свое сложное строение. Можно утверждать, что внешняя реальность сводима к двум следующим основным проявлениям: "фактическому' - объективно верифицируемому и подтверждаемому путем научного познания - и "искусственному" - интерсубъектно общепринятому/ 'конвенциальному', состоящему из мира слов, мифов, традиций, межличностных и групповых форм поведения. Философские взгляды, основанные на подчеркивании фактической или искусственно-интерсубъектной стороны внешней реальности, хотя и имеют первостепенное значение для культуры, непосредственного преломления в психоаналитической теории не находят. Здесь необходимо вкратце остановиться на понятии реальности в психоаналитическом аспекте.
Некоторые формы психотерапии, в первую очередь поведенческая и поддерживающая, направлены прежде всего на улучшение адаптации к условиям внешней реальности. Психофармакотерапия и лечение, основанное на структурировании внешней для больного среды, преследуют не менее важные цели, а именно восстановление искаженных или поврежденных функций проверки реальности и чувства реальности. В противоположность этим методам лечения,психоаналитическая терапия нацелено на восстановление высших уровней реальной деятельности и психической реальности кок таковой, а также на расширение понимания, познания и обретение свободы пациентом, особенно по отношению к той части его душевной жизни, которую мы причисляем к миру внутреннего опыта- Психоанализ, в отличие от других методов лечения, не пытается навязать какие-либо фиксированные взгляды на реальность, ровно как и заранее уготовленные (а потому предвзятые) способы 'правильного' приспособления.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
352.73 кб

Субъективная реальность и принятие решений в социальной реальности

Переверзева Н. Ю.
Читать PDF
141.18 кб

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемость для концептуализации послед
Читать PDF
414.70 кб

Смысловая реальность педагогической деятельности

Зотова Наталья Георгиевна
Анализируется феномен смыслообразования у представителей гуманитарных профессий.
Читать PDF
551.02 кб

Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность

Батурин Николай Алексеевич, Матвеева Лариса Геннадьевна
Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта.
Читать PDF
364.25 кб

Изменчивость темперамента: миф или реальность?

Петросян Е. Ю., Савченков Ю. И.
Читать PDF
1.25 мб

«Психическая реальность»: традиционная и гуманистическая точки зрения

В. Г. Морогин
Читать PDF
152.84 кб

Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004

Шевелев В. Н.
Читать PDF
69.38 кб

Искусство как виртуальная реальность

Алексеева А. В.
Читать PDF
357.27 кб

Виртуальная реальность игры

Кирик Татьяна Анатольевна
Читать PDF
816.49 кб

Субъективная реальность человека: альтернативность личностного бытия

Резник Юрий Михайлович
Статья посвящена проблеме альтернативности как основанию выбора вариантов жизненного пути личности.
Читать PDF
162.56 кб

Телесность "комплекса слияния" как потенциальная реальность субъективности

Малахова Н. В.
Рассматриваются одно из современных психоаналитических направлений и социальная практика, которые проливают свет на трудноуловимые аспекты человеческих отношений.
Читать PDF
198.30 кб

Литературный образ и реальность современного музея: реорганизация Парижского консерватория

Куклинова Ирина Анатольевна
Читать PDF
147.20 кб

Олимпийское спокойствие: миф или реальность? (Олимпийские игры в древней Элладе)

Томан И. Б.
Статья посвящена истории зарождения и развития Олимпийских игр.
Читать PDF
0.00 байт

Художественная реальность романа Дона ДеЛилло «Мао II»

Рачеева Елена Витальевна
Читать PDF
557.67 кб

Семья и брак в аспекте евгенического проекта: реальность и утопии: (аналитический обзор)

Хлебников Г. В.

Похожие термины:

  • Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ

    Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-réalité. —Англ.: pleasure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realtà. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade.
  • РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА

    соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел. Проблема, обозначенная клиентом, считается реальной, если она на самом деле есть у
  • реальность обьективная

    (от лат. realis – действительный) – действительно существующий вне и независимо от сознания человека мир материальных явлений, процессов, обьектов.
  • РЕАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

    действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.
  • РЕАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ

    real, reality) Психоанализ сочетает приверженность здравому смыслу, или естественнонаучному взгляду, согласно которому может быть сделано различие между внешними явлениями, которые "реальны" или
  • РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    то, что реальным считает или определяет группа людей. Так, социальная реальность, разделяемая небольшой группой фанатиков, ожидающих во время коллективного психоза конец света, для них столь же "р
  • реальность субьективная

    действительно существующее психическое, субьективное отражение; явления психики, сознания.
  • Видимость—реальность

    (appearance/reality distinction) — осознание различий между тем, как выглядит объект, и тем, что он есть в действительности.
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

    виртуал реалити (англ. virtual — потенциальный, возможный и reality — реальность, действительность) — «мнимая реальность», имитация реальности с помощью компьютерных устройств. (Носкова Т. Н.)
  • РЕАЛЬНОСТЬ МНОЖЕСТВЕННАЯ

    основное понятие философско-психологической, основанной на идеализме концепции, согласно которой восприятие человеком окружающего мира субъективно, и то, каким образом для него представляется р
  • К РЕАЛЬНОСТИ, АДАПТАЦИЯ

    В психоаналитической теории – процесс, посредством которого младенец постепенно приводит свое восприятие, желания, потребности и т.д. в соответствие с внешней действительностью. Часто это характ
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности

    желание не думать о сложностях и неприятностях реальности, повседневной жизни и предпочтение этому мысленных фантазий, воображаемых удовольствий. Ср. искейпизм, уход от действительности.
  • БЕГСТВО ОТ РЕАЛЬНОСТИ

    См. уход от реальности.
  • ФРЕЙДА ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

    Freud S.]. Одно из положений теории S. Freud (см.), согласно которому поведение человека, направленное на удовлетворение его влечений и желаний, корригируется условиями окружающей действительности.
  • ОТ РЕАЛЬНОСТИ УХОД

    См. от реальности, уход.
  • Карта реальности

    присущее каждому человеку уникальное представление о мире, построенное из его индивидуальных переживаний и восприятия.
  • Модели СМК: модели конструирования социальной реальности

    Коммуникативная модель М. Л. Де Флера и С. Дж. Болл-Рокич (S. J. Ball-Rokeach, M. L. De Fleur) предполагает структурную взаимозависимость между СМК, их аудиторией и социальной структурой. В совр. обществе СМК являе
  • РЕАЛЬНОСТИ, КОНТРОЛЬ

    Термин, введенный М.К. Джонсоном для обозначения когнитивных функций, участвующих в процессе обращения внимания на события собственной жизни, их кодировании и обработке.
  • Критика семейной реальности

    Семейная терапия утверждает, что формы взаимодействия зависят от характера восприятия людьми действительности. Поэтому для изменения взгляда членов семьи на действительность необходимо развит
  • РЕАЛЬНОСТИ, ОЦЕНКА

    согласно психоаналитической теории, это способность провести грань между внутренними фантазиями и реальностью внешнего мира; в результате нарушения этой способности появляются бред и галлюцин