Развитие психики

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Развитие психики
закономерное изменение психических про¬цессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р.п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма).

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
общепсихологическая категория, опирающаяся на все другие, начиная с форм психического отражения, и потому последняя в их иерархии; принцип психологии: постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте. При отрицательном Р. п. происходят ее деградация и распад.
Различают следующие периоды Р. п.: филогенез психики, антропогенез психики, общественно-историческое развитие психики, онтогенез психики.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
закономерное изменение психических явлений во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р.п. характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (напр., воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Р.п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма - человека или животного). Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур. Теории Р.п. различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих Р.п.: природные задатки и внешнее окружение. Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков. Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов Р.п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Развитие психики
греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей. Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он крити чески оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными. А.В.Петровский, Л.А.Радзиховский, А.В.Толстых

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
347.65 кб

Концепция интегративного развития психики

Шемет Ирина Сергеевна
Читать PDF
257.79 кб

Смысл жизни и возрастное развитие психики индивида

Засядь-Волк Юрий Владимирович
Прослежена связь постановки и решения проблемы смысла жизни с возрастными особенностями психики индивида. Показана значимость заблаговременной подготовки в детстве осознания всеобщего компонента смысла.
Читать PDF
1.71 мб

Понятие о сознании как высшем уровне развития психики

Корниенко А. Ф.
Показаны противоречивость и неудовлетворительность формулировок понятий «сознание» и «осознание» в работах классиков отечественной психологии и в современных публикациях, в которых предпринимаются попытки их переосмысления.
Читать PDF
775.04 кб

Влияние на развитие психики ребенка социальной депривации

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу понятия «социальная депривация», ее влияния на развитие психики ребенка.
Читать PDF
767.48 кб

Развитие адаптационных возможностей человека: эволюция психики

Любимова Ольга Марковна
Механизмы "психологической защиты" и "рефлексии" рассматриваются как эволюционные достижения, направленные на обеспечение возможности сознания реализовывать свои функции по адаптации индивида и преобразованию среды.
Читать PDF
228.42 кб

Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности

Юнхуэй Се
Творческая деятельность ребенка имеет большую ценность – ценность развития психики, характера, личности ребенка, ценность социализации ребенка, усвоения им социального опыта.
Читать PDF
239.66 кб

Понятие «Социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу понятия «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
Читать PDF
88.19 кб

Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития

Савченков Ю. И.
В статье описаны особенности спектра черт темперамента у детей 8-12 летнего возраста с нарушением интеллектуального развития и с нарушением речевых функций.
Читать PDF
347.31 кб

Социокультурные условия развития технологий массовой манипуляции психикой в современном обществе

Михайличенко Дмитрий Георгиевич
В статье рассматриваются социокультурные условия развития технологий массовой манипуляции психикой в современном обществе.
Читать PDF
604.73 кб

К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу?

С. В. Маланов
Обсуждается два направления выдвижения содержательно противоположных гипотез об эволюционном развитии психических функций.
Читать PDF
321.22 кб

Модели психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов

Снетков Владимир Михайлович
Первостепенной задачей настоящей статьи является демонстрация конструктивности использования в спортивной психологии обобщающих научных определений как смысловых моделей таких сложных для восприятия и развития объектов как психика
Читать PDF
293.42 кб

Опыт работы врача-психотерапевта с детьми, прошедшими этап сюжетно-ролевой игры развития психики в у

Андреюк Вадим Адольфович
Представлен анализ случаев компьютерной зависимости и влияния ранней компьютеризации игровой деятельности детей на их развитие: установлены нарушения адаптации реб енка в семье и формирование его личностных особенностей.

Похожие термины:

  • Этапы развития психики

    В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: а) первый (моторный) этап развития психики - до 1 года (см.); б) второй (сенсомоторный) этап развития психики - до 3 лет (см.); в) третий этап (аффе
  • Синхронное развитие психики

    При относительно своевременном формировании этапов развития психики следует говорить о синхронии развития.
  • Асинхронное развитие психики

    Идеального развития психики очень часто не бывает, так как не существует однотипных условий жизни. В связи с этим чаще наблюдается А. р. п. Под влиянием различных факторов (длительная соматическая
  • Развитие психики в филогенезе

    Словообразование. Происходит от греч. рhyle - вид + genesis - происхождение. Категория. Качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложне
  • Развитие психики в онтогенезе

    Словообразование. Происходит от греч. оntоs - сущее + genesis - происхождение. Категория. Процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Специфика. В настоящее время можно говори
  • ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

    дородовое развитие психики, определяемое (в том числе у человека) как наследственностью созревающих задатков, так и влиянием внутриутробной среды.
  • Четвертый этап развития психики

    (идеаторный). Начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. С этого периода у ребенка возникает возможность строить предварительный план действий. У него появляется уд
  • Первый (моторный) этап развития психики

    Для этого этапа характерно то, что в основном имеется двигательная реакция. Это двигательное беспокойство, нецеленаправленные движения в ответ на раздражение, крик, плач. Такая реакция наблюдаетс
  • Неравномерное развитие психики у ребенка

    При неблагоприятных условиях роста и воспитания у некоторых детей устанавливается нарушение в закономерностях психического развития. Это связано с неравномерностью формирования психического р
  • ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

    развитие психики после ее антропогенеза. В нем наиболее отчетливо проявляются взаимодействие процессуального и содержательного с преобладанием содержательного, роль общения и накопления истор
  • Третий этап (аффективный) развития психики

    Третьему этапу (аффективному) в первые годы присущи обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновение дифференцированного отношения к окружающим исходя из удовлетворения или неудов
  • Сознание как высшая ступень развития психики

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира
  • Второй (сенсомоторный) этап развития психики

    Для второго (сенсомоторного) этапа характерна более сложная двигательная активность, обусловленная ответами на различные сенсорные раздражители. Движения становятся более целенаправленными: ре
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики

    характерен для многоклеточных беспозвоночных, характеризуется возникновением нервной системы (сетчатой, кольцевой, латеральной и др.), малой пластичностью, господством врожденных стереотипов ка