закономерное изменение психических про¬цессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р.п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма).
Развитие психики
Развитие психики
Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
общепсихологическая категория, опирающаяся на все другие, начиная с форм психического отражения, и потому последняя в их иерархии; принцип психологии: постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте. При отрицательном Р. п. происходят ее деградация и распад.
Различают следующие периоды Р. п.: филогенез психики, антропогенез психики, общественно-историческое развитие психики, онтогенез психики.
Различают следующие периоды Р. п.: филогенез психики, антропогенез психики, общественно-историческое развитие психики, онтогенез психики.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
закономерное изменение психических явлений во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р.п. характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (напр., воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Р.п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма - человека или животного). Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур. Теории Р.п. различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих Р.п.: природные задатки и внешнее окружение. Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков. Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов Р.п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества.
Развитие психики
греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей. Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он крити чески оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными. А.В.Петровский, Л.А.Радзиховский, А.В.Толстых