РАЗВИТИЕ ЭГО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эго-развитие
в психоанализе – постепенно растущая осведомленность ребенка о том, что он – отличный от других, самостоятельный человек, автономная личность. Предполагается, что Эго-развитие происходит посредством приобретения функций, позволяющих совладать с бессознательными импульсами и жить независимо от родителей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГО РАЗВИТИЕ
процесс постепенного осознания ребенком себя в качестве отдельного от других людей, самостоятельного человека. В классическом психоанализе предполагается, что Э.р.-это процесс, в результате которого Эго приобретает функции, позволяющие человеку контролировать свои импульсы и учиться жить независимо от родителей. У Э. Эриксона выделены стадии Э.р., которые охватывают всю жизнь человека. Ж. Пиаже делает акцент на интеллектуальном развитии человека. См. Пиаже Жан, психоанализ, Эго, Эриксон Эрик.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Развитие Эго
в психоанализе – рост и развитие функций, которые позволяют индивиду управлять своими импульсами, действовать независимо от влияния родительских фигур и контролировать окружающую среду. Одни авторы считают, что это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц (Grover, 1929), другие полагают, что у ребенка уже в самом начале развития имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на фрустрацию расщеплением на три части :центральное Эго, либидное Эго или Ид и антилибидное Эго или «внутренний диверсант», супер-Эго (Fairbairn, 1952). См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГО, РАЗВИТИЕ
Постепенно возникающая осведомленность ребенка о том, что он – отличный от других, самостоятельный человек. Однако не так легко определить, каким образом это происходит. В классическом психоанализе считается, что в ходе этого процесса эго прогрессивно приобретает функции, которые позволяют индивиду совладать с импульсами и учиться функционировать независимо от родителей. Согласно точке зрения, выраженной Э. Эриксоном в его теории стадий человека, всю жизнь можно понять только в перспективе стадий развития эго. С другой стороны, Ж. Пиаже рассматривал этот вопрос, сосредоточивая основное внимание на когнитивном развитии со значительно меньшим акцентированием на динамических факторах. По этому вопросу имеется значительное число разногласий.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РАЗВИТИЕ ЭГО
ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе - ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток - это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго.
Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется "единое, подвижное Эго", которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное эго, либидное эго и антилибидное эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе - Ид, а третье - СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Развитие эго
ego development) Разные авторы употребляют термин "Р. э." по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2-3 года жизни; б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X. Гартманн наз. "бесконфликтной сферой эго", т. е. локомоцию, речь и т. п.; в) при описании таких аспектов Р. э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в психосексуальное развитие (напр., развитие влечений и их производных структур) и связанные с возрастными задачами жизни. В клинической психоаналитической практике нарушения Р. э. соотносят с проблемами, возникающими в период формирования эго; по-видимому, они приводят к серьезным нарушениям способности адаптироваться к окружающей обстановке или к формированию "пограничных" типов личности. Среди психологов сложилось иное понимание Р. э., истоки к-рого можно обнаружить в "Интерперсональной теории психиатрии" (Interpersonal theory of psychiatry) Г. С. Салливана. Психол. концепция Р. э., кроме описания последовательности возрастных стадий, учитывает аспект индивидуальных различий, к-рые сказываются на развитии в любом возрасте, хотя и не в такой степени, чтобы высшие его стадии обнаруживались в раннем детстве, а низшие - в зрелости (последнее, если и встречается, то редко). Для характеристики различных аспектов стадиального Р. э. понадобились такие термины, как моральное развитие, интерперсональная надежность и когнитивная сложность. Стадии развития эго Самая ранняя стадия (или стадии) - период формирования эго - приходится на младенчество. Это досоциальная, сначала аутистическая, а позднее - симбиотическая (в отношениях с матерью или материнской фигурой) стадия. Считается, что овладение языком - важный фактор, приводящий к окончанию этого периода. Вслед за ним наступает импульсивная стадия. Ребенок, проявляя упрямство, утверждает отдельное от матери существование, но остается зависимым от нее и др. в том, что касается контроля импульсов. Люди на этой стадии развития поглощены собственными потребностями, часто физ., и смотрят на др. как на источник снабжения. Они живут в концептуально упрощенном, - по крайней мере, в части челов. отношений, - мире. Нормы и правила поведения воспринимаются ими как индивидуальные запреты или отдельные препятствия на пути желаний, а не как система соц. регулирования. Дальнейшее развитие происходит сначала в виде обеспечения более гарантированного удовлетворения потребностей и желаний за счет способности допускать задержки и обходные пути, что приводит к переходу на стадию защиты собственных интересов. На этой стадии дети часто пытаются отстаивать определенный уровень автономии, чтобы освободиться от чрезмерной зависимости; однако их отношения с др. остаются эксплуататорскими. Их интересуют вопросы власти и контроля, господства и подчинения. В раннем детстве этот период обычно успешно преодолевается с помощью ритуалов; в тех случаях, когда чел. остается на этой стадии и дальше - в отрочестве, юности и даже взрослости, - его жизненным кредо может стать оппортунизм. Такой чел. правильно толкует нормы и правила поведения, но манипулирует ими в корыстных интересах. Обычно в позднем детстве происходит принципиальный переход, своего рода "расплата за своекорыстие". Индивидуум идентифицируется с группой сверстников и идентифицирует собственное благополучие с благополучием этой группы. Нормы и правила поведения частично интернализуются и становятся обязательными, так как приняты и поддерживаются группой. Это и есть стадия конформиста, к-рая была повсеместно признана и описана как тип личности. Конформность ценится ради нее самой, и люди склонны воспринимать себя и др. как следующих установленным нормам и правилам. По-видимому, мн. все же продвигаются дальше стадии конформиста благодаря осознанию того, что сами они не всегда поступают в соответствии с высокими стандартами поведения, поддерживаемыми об-вом, и не всегда испытывают в типичных ситуациях одобряемые им чувства. Этот этап в развитии наз. уровнем сознательного конформиста, или уровнем самоанализа. На вопрос о том, яв-ся ли этот этап переходом между стадией конформиста и стадией сознательности, пока нельзя ответить однозначно. На этом уровне чел. считает приемлемыми различные возможности. На стадии сознательности происходит подлинная интернализация норм и правил поведения. Чел. подчиняется им не только в силу их одобрения определенной группой, а потому что сам оценил и принял эти нормы и правила как верные и справедливые. Отношения между людьми истолковываются исходя из чувств и мотивов, а не только реальных действий. Находящиеся на этой стадии люди обладают довольно сложным внутренним миром и богатством отличительных черт, к-рое используется для характеристики др. вместо прежнего ограниченного набора стереотипных образов. Так, напр., родители в их описании уже выглядят не идеализированными портретами или полностью отрицательными персонажами, а реальными людьми со своими достоинствами и недостатками. Самохарактеристики тж обретают полутона и становятся более сбалансированными; чел. больше не описывает себя как идеального или, напротив, никуда не годного, но подмечает определенные недостатки, к-рые стремится исправить. Достижения оцениваются теперь не только в плане состязания или соц. признания, но и относительно требований, предъявляемых чел. к самому себе. Люди на этой стадии развития могут чувствовать себя чрезвычайно ответственными за участие в жизни др. Продвигаясь в своем развитии дальше стадии сознательности, люди начинают ценить индивидуальность ради нее самой, и потому этот переходный уровень наз. индивидуалистическим. Он характеризуется возросшей концептуальной сложностью: вместо того, чтобы воспринимать жизнь в виде взаимоисключающих вариантов, чел. начинает видеть в ней многообразие возможностей. Появляется спонтанный интерес к челов. развитию и понимание психол. каузации. На автономной стадии отличительные особенности индивидуалистического уровня получают дальнейшее развитие. Назв. "автономная" до нек-рой степени условно, как и назв. всех остальных стадий. Ни один аспект поведения не возникает внезапно на каком-то этапе развития и не исчезает бесследно при переходе к следующему. То, что характерно именно для этой стадии, можно определить как уважение автономии др. Решающее испытание связано с признанием самостоятельности своих детей, особенно их права на собственные ошибки. На этой стадии люди часто сознают различия функционирования в разных ролях. Им приходится справляться с таким внутренним конфликтом, как конфликт между собственными потребностями и обязанностями. Конфликт воспринимается теперь как неотъемлемая часть челов. состояния, а не как рез-т слабости эго, недостатков др. членов семьи или об-ва в целом. Восприятие и понимание себя в более широком соц. контексте, начинающееся на стадии сознательности, становится особенно характерным для высших стадий развития эго. Это тем более верно для тех, кто достиг интегрированной стадии и обрел способность объединять интересы об-ва и свои интересы в единый комплексный подход к жизни. Смежные области Мн. авторы предлагали схематические описания стадий развития, тесно связанные с упомянутой выше последовательностью стадий Р. э. К. Салливан, Маргарита К. Грант и Дж. Д. Грант наз. свою сх. стадий "интерперсональной интеграцией". Их концепция использовалась в исслед. индивидуального подхода при работе с различными подтипами делинквентов. Колберг разраб. систему для описания стадий развития моральных суждений. Его идеи нашли широкое применение. В школах они использовались в качестве основы для создания программ содействия моральному развитию уч-ся, включая создание альтернативных школ по образцу "справедливых сообществ". Селман использует в качестве маркировочного знака для своей сх. стадий выражение "принятие интерперсональной перспективы". Он изучал детей школьного возраста, и потому его работа касается, гл. обр., ранних стадий. Кроме того, Селман исследовал небольшую клиническую выборку. Последовательность стадий, предложенная Перри, согласуется с нек-рыми из описанных здесь высших стадий Р. э. Сх. Дж. М. Броутона охватывает широкий возрастной диапазон. Броутон изучал развитие "естественных эпистемологий" - стихийное формирование концепций души, Я, действительности и познания. Методы изучения Хотя идея развития характера восходит, по меньшей мере, к Сократу, совр. изучение этой темы начинается с работ Ж. Пиаже. Колберг, Селман и др. позаимствовали разраб. им метод клинической беседы. Колберг предъявлял своим испытуемым незаконченные истории с развязкой в форме моральной дилеммы. После того, как испытуемый выбирает один из вариантов развязки, с ним проводится зондирующая беседа, в ходе к-рой выясняются мотивы его выбора; приписываемая ему стадия морального развития как раз и будет зависеть от характера используемых им аргументов. Рест развил методику Колберга до уровня объективного теста. Броутон и Перри разраб. методики интервью, начинающихся с широких, расплывчатых вопросов. Ловингер, Весслер и Редмор разраб. руководство к тесту незаконченных предложений, достаточно подробное для того, чтобы придать этому тесту хотя бы частичную объективность, и включающее упражнения для самообучения. Маргарита Уоррен (бывшая Грант) и др., работающие с системой интерперсональной интеграции К. Салливана и его коллег, использовали разнообразный инструментарий, включая методики интервью, тесты незаконченных предложений и объективные тесты. Теории Можно сформулировать 2 главных теорет. вопроса: 1) почему эго (или Я) так устойчиво; 2) если оно все же изменяется, то как и почему это происходит? Все теории устойчивости эго яв-ся вариантами теории "селекции тревоги", предложенной Г. С. Салливаном. То, что Салливан наз. "Я-системой", действует как своего рода фильтр, шаблон или критерий для нашего восприятия и понимания мира челов. отношений. Любые наблюдения, не совместимые с текущим значением такого критерия, вызывают тревогу. Однако осн. назначение Я-системы - избежание или ослабление тревоги. Поэтому способные вызвать тревогу восприятия либо искажаются т. о., чтобы вписаться в уже сложившуюся систему, либо - по выражению Салливана - "избирательно пропускаются мимо ушей". Т. о., эта теория утверждает, что поскольку Я-система (или эго) представляет собой структуру, она обладает тенденцией к самосохранению. У Колберга есть структурная теория изменения. Когда чел., находящийся на определенной стадии (развития моральных суждений), неоднократно сталкивается с рассуждениями и аргументами ровно на одну стадию выше его собственной и при этом пытается ухватить их ход и смысл, создаются оптимальные условия для их ассимилирования и, следовательно, для продвижения к следующей стадии. Идентификация - ключевое понятие для совр. психоаналитической теории Р. э. Чел. продвигается вперед отчасти потому, что идентифицируется с некой моделью, к-рая вызывает у него восхищение и находится (или воспринимается как находящаяся) на неск. более высоком уровне, чем он сам. Несмотря на то, что теория Колберга, по существу, яв-ся когнитивной, а психоаналитическая теория - аффективной, обе заключают в себе модель уравновешивания Пиаже, потери равновесия и его восстановления на новом уровне. В действительности обе они яв-ся теориями "соц. научения", хотя радикально отличаются от того, что обычно наз. теорией соц. научения. В психоаналитической теории есть и др. элемент, происхождение к-рого можно отнести на счет соц. научения, но к-рый затем становится для индивидуума сугубо интернальным. Идеал, к к-рому чел. стремится, или образец, на к-рый он хочет походить, вовсе не должен находиться во внешнем окружении. Способность создавать свою собственную модель составляет сущность того, что наз. "идеалом-Я". Осубель предлагает еще одну теорию для объяснения ряда аспектов Р. э. Младенцы кажутся себе всемогущими, потому что их желания выполняются как по волшебству. (В этом он разделяет взгляды Ференци.) Когда же дети узнают о своей полной зависимости от родителей, они сталкиваются с катастрофическим падением самоуважения. Чтобы избежать этой катастрофы, они приписывают свое прежнее всемогущество своим родителям и т. о. превращаются в их сателлитов, сияющих отраженным светом родительского величия. В позднем детстве и отрочестве они должны будут "сойти со спутниковой орбиты", научиться выводить самооценку из своих собственных достижений. "Выход на спутниковую орбиту" и "освобождение от родительского притяжения" могут нарушаться в неск. точках, приводя к различным картинам психопатологии. Перри подробно описывает мн. факторы, способствующие как устойчивости, так и изменению в студенческие годы. Его модель изменения имеет ряд следствий для динамического объяснения. Студент, к-рому мир поначалу представляется дуалистическим (правильно - неправильно; мы - они), научается воспринимать какую-то особо важную для себя область как более сложную и многозначную (множество возможностей; каждый имеет право на собственное мнение). По мере того как расширяется область применения многозначного видения, соответственно сокращаются области применения дуалистического подхода, пока, наконец, многозначная картина мира не становится преобладающей, если не считать редких очагов жизни, все еще воспринимаемых с дуалистической т. зр. Та же парадигма применима в отношении перехода от многозначного к релятивистскому мышлению (одни позиции лучше др., потому что лучше обоснованы - фактологически или логически). Одна из общепринятых целей гуманит. образования - содействовать признанию релятивистского характера всякого знания. С т. зр. Перри, за релятивизмом должно последовать формирование собственной твердой позиции. См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности, Самость Дж. Ловингер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
229.61 кб

Эгоистическая стратегия поведения как фактор развития криминальной установки личности

Гетманова Екатерина Валерьевна
В статье рассматривается роль эгоистической стратегии поведения в формировании криминальной установки личности на хищение. Определяется понятие эгоизма личности и основных его характеристик, детерминирующих поведение субъекта.
Читать PDF
145.18 кб

Влияние методик по диагностике эгоцентризма на развитие личностно-профессиональных качеств школьного

Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р.