РАЗГОВОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Разговорная психотерапия
Основывающаяся на базисе психологии научения и социальной психологии систематическая, специально подбираемая форма вербальной и невербальной коммуникации и социального взаимодействия между двумя и более лицами, целью которой является уменьшение имеющихся у них психических недостатков посредством более дифференцированного восприятия ими самих себя и окружающего мира, дающее пациенту некую новую ориентацию.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Психотерапия разговорная
(Gesprachspsyhotherapie от нем. Das Gesprach - разговор, беседа). 1. Термин, которым в Германии обозначается клиент-центрированная психотерапия (см). 2. Недирективная психотерапия, принадлежащая к гуманистическому направлению и имеющая в своей основе идеи и представления, во многом совпадающие с важнейшими подходами клиентцентрированной психотерапии Роджерса. Основные принципы П. р. разработаны в Германии Таушем. П. р. реализуется преимущественно в индивидуальном варианте. Групповая психотерапия также может осуществляться на основе этой концепции, однако имеет при этом свою специфику.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РАЗГОВОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Gesprachspsyhotherapie от нем. das Gesprach - разговор, беседа). 1. Термин, которым в Германии обозначается клиент-центрированная психотерапия. Боммерт (Bommert H.) указывает, что конкретно описать и проанализировать Р. п. невозможно, так как она не является единой, целостной, сформированной концепцией, но ее можно представить в рамках основных положений Роджерса (Rogers С. R.). Боммерт определяет Р. п. как планомерную, систематическую и селективную форму вербальных и невербальных коммуникаций и социальных интеракций между двумя (психотерапевтом и пациентом) или более людьми. Цель их - уменьшение переживаемых пациентом психических нарушений, которые наступают вследствие новой ориентации пациента в своих переживаниях и своем поведении за счет дифференциации образов "Я" и расширения пространства взаимодействия на базе основных знаний научной психологии, особенно педагогической и социальной. Подчеркивается, что дальнейшее развитие Р. п. связано со значимостью для ее теории и практики как естественнонаучных, так и гуманистически-феноменологических представлений. 2. Недирективная психотерапия, принадлежащая к гуманистическому направлению и имеющая в своей основе идеи и представления, во многом совпадающие с важнейшими подходами клиент-центрированной психотерапии Роджерса. Основные принципы Р. п. разработаны в Германии Таушем (Tausch R.) и Хельмом (Helm J.).
Согласно представлениям Тауша, пациент обладает способностью понять и самостоятельно изменить те стороны своей личности и своего поведения, которые препятствуют самоактуализации. Реализация этих способностей пациента становится возможной в том случае, если психотерапевт не навязывает пациенту своего видения, понимания, интерпретаций и гипотез, а старается понять его на основе вербализации его эмоциональных состояний и переживаний. С помощью психотерапевта пациент сам может справиться с существующими проблемами, конфликтами и трудными ситуациями, и те способы перестройки, изменений, которые он находит самостоятельно, с точки зрения Тауша, являются более адекватными и конструктивными, приносят больше удовлетворения, повышают уверенность в себе, степень самоуважения и самооценку, что в конечном счете и способствует становлению зрелой, самоактуализирующейся личности.
Основными понятиями в системе Р. п. являются: самоэксплорация (степень ее определяет, в какой мере пациент включает в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, раздумывает над ними или делает из них выводы для себя); вербализация (описание эмоциональных переживаний пациента психотерапевтом, вскрытие экстернального и интернального содержания его высказываний); положительная оценка и эмоциональная теплота (признание пациента как личности, забота о нем как о самостоятельном человеке, готовность принять участие в его переживаниях); самоконгруэнтность (совпадение словесной аргументации с внутренним состоянием психотерапевта); самовыражение (высказывания психотерапевта, в которых он передает свои собственные, относящиеся к актуальной ситуации психотерапии переживания).
Хельм в качестве основных терапевтических переменных Р. п. выделяет: принятие, или безусловную положительную оценку, эмпатию, или вербализацию содержания эмоциональных состояний и переживаний, собственную конгруэнтность или истинность поведения психотерапевта. Реализация этих основных терапевтических переменных означает для Хельма; 1) настоящее эмоциональное увлечение и вовлеченность психотерапевта в психотерапевтическую ситуацию, его понятность как человека для пациента; 2) создание безопасной атмосферы как предпосылки к восприятию, принятию и изменению несовместимых ранее чувств, желаний и потребностей пациента; 3) ориентацию всех действий психотерапевта на внутренний мир пациента, на сообщаемое им содержание.
Представители Р. п. считают, что основная цель психотерапевта заключается в вербализации, отражении чувств и переживаний пациента, которые не должны выходить за рамки их содержания, что различные интерпретации со стороны психотерапевта, построение гипотез недопустимы. В соответствии с этим подготовка психотерапевтов в Р. п. предусматривает в качестве одного из важнейших элементов последовательное обучение различным уровням вербализации.
Р. п. реализуется как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Групповая психотерапия в рамках этой концепции имеет свою специфику. Хельм считает, что фаза конфронтации членов группы с психотерапевтом (вторая фаза групповой психотерапии) вызывает чрезмерную фрустрацию пациентов, а потому поведение психотерапевта должно быть направлено не на усиление ее, а на устранение. Основным содержанием этой фазы должно быть стремление членов группы к внутренней согласованности, к исследованию Мы-группы, преодолению негативных чувств и развитию близости между ее участниками.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000