Расстройство рецептивной речи

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

расстройство речи рецептивной
(F80.2) [language disorder, receptive] Специфическое расстройство развития, при котором понимание речи ребенком ниже соответствующего его психическому возрасту уровня. Фактически почти во всех случаях значительно нарушена и экспрессивная речь. Также часто встречаются нарушения овладения сочетанием звук-слово.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

F80.2 Расстройство рецептивной речи.

Примечание. Это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи.
А. Понимание речи, определяемое по стандартизированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Б. Навыки рецептивной речи по меньшей мере на 1 стандартное отклонение ниже невербального КИ при оценке по стандартизированным тестам.
В. Отсутствует неврологическое, сенсорное или физическое нарушение, которое прямым образом влияет на рецептивную речь, не отмечаются критерии общего расстройства развития (F84.-).
Г. Наиболее часто используемый критерий исключения. Невербальный КИ по стандартизированному тесту ниже 70.

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.
Диагностические указания:
Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).
Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.
Следует отметить:
Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.
Включаются:
— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— невосприятие слов;
— словесная глухота;
— сенсорная агнозия;
— сенсорная алалия;
— врожденная слуховая невосприимчивость;
— афазия Вернике, связанная с развитием.
Исключаются:
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);
— аутизм (F84.0х, F84.1х);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70 — F79);
— задержка речи вследствие глухоты (H90 — H91);
— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
933.49 кб

Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения

Заболотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.
Рассмотрены виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения.