Расстройство экспрессивной речи

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

расстройство речи экспрессивной
(F80.1) [language disorder, expressive] – Специфическое расстройство развития, при котором способность ребенка к использованию экспрессивной разговорной речи значительно ниже соответствующего его психическому возрасту уровня, при этом понимание речи не нарушено. Нарушения артикуляции могут наблюдаться или отсутствовать.Синоним: дисфазия или афазия, связанная с развитием, экспрессивный тип.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи.

А. Навыки экспрессивной речи, определяемые по стандартизированному тесту, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Б. Навыки экспрессивной речи по меньшей мере на 1 стандартное отклонение ниже невербального КИ при определении по стандартизированным тестам.
В. Рецептивная речь, определяемая по стандартизированному тесту, находится в пределах 2 стандартных отклонений от возраста ребенка.
Г. Использование и понимание невербального общения и функции имажинативного языка находятся в пределах нормы.
Д. Отсутствие неврологического, сенсорного или физического нарушения, которое прямым образом влияло бы на разговорный язык, нет здесь и общего расстройства развития (F84-).
Е. Наиболее часто используемый критерий исключения. Невербальный коэффициент умственного развития по стандартизированному тесту ниже 70.

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
Диагностические указания:
Хотя при нормальном речевом развитии встречается значительное индивидуальное разнообразие, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам должны быть расценены как значительные признаки задержки. Поздние нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов заменителей; сокращенное произношение; незрелая структура предложений; синтаксические ошибки, особенно, пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Может случаться чрезмерно обобщенное употребление правил, а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого.
Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.
Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и "внутренней" речи, отраженной в воображении или ролевой игре, относительно интактно; способность к социальному общению без слов относительно не повреждена. Ребенок будет стремиться к общению, несмотря на речевое нарушение, и к компенсированию недостатка речи жестами, мимикой или неречевыми вокализациями. Однако нередко встречаются сопутствующие нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени, чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.
Следует отметить:
Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.
Включаются:
— моторная алалия;
— задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I — III уровня;
— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Исключаются:
— связанная с развитием дисфазия, рецептивный тип (F80.2);
— связанная с развитием афазия, рецептивный тип (F80.2);
— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-);
— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70 — F79);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
933.49 кб

Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения

Заболотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.
Рассмотрены виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения.