отождествление объекта с единичным объектом или классом объектов. В первом случае Р. переживается как узнавание («Я это видел, слышал и т. д.») и происходит на уровне восприятия — при построении перцептивного образа. Тогда на начальных этапах построения образа:
возникает перцептивная гипотеза;
извлекается из памяти соответствующий эталон;
затем этот эталон проверяется;
после он подтверждается (либо не подтверждается).
Таким образом, Р. имеет перцептивный характер.
Во втором случае для отнесения объекта к некоторому классу используется процедура классификации:
выделение некоторого набора (совокупности) признаков объекта;
соотнесение признаков друг с другом и структурирование (включающее в себя выделение существенных и второстепенных признаков);
отнесение объекта к классу объектов, имеющих общие существенные признаки.
В этом случае Р. выступает одним из проявлений мышления.
В обоих случаях человек устанавливает соответствие объекта прошлому опыту (отсутствует новизна).
Выделенные закономерности Р. важны для разработки разного рода обучающих программ (опознание объектов человеком-оператором, формирование знаний у школьников).
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
156.13 кб