РАСКАЯНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАСКАЯНИЕ
чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

РАСКАЯНИЕ

— признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

РАСКАЯНИЕ
результат мышления, который приводит к убеждению в ошибочности, безнравственности или преступности совершенных ранее действий и связан с чувством вины и угрызением совести.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Раскаяние
от каяти «ругать, казнить») – психическое состояние индивида, сожалеющего о своем дурном поступке, неподобающих делах. Типичная реакция – одобрение, удовлетворение, менее типичная – недоверие, неверие в искренность раскаявшегося, мнение о том, что это не восполняет причиненного вреда, не искупает вины. Ср. ситуацию в повести А. Пушкина «Дубровский», когда Троекуров приезжает в Кистеневку к обиженному им Дубровскому; в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», когда подросток, бросивший собаке еду с запрятанной в ней иголкой, которую она проглотила, тяжело переживает это.
Без раскаяния нет прощения (Словарь Даля).
Наше раскаяние не столько сожаление о зле, которое мы сделали, сколько страх того, что с нами может произойти из-за этого (Ларошфуко).
Ср. сожаление, прощение.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Раскаяние
общеславянск. «каяться»; санскрит. kayate – мстить, наказывать, порицать) – 1. осуждение в себе самом Каина – библейского персонажа, убийцы своего брата, Авеля; 2. осознанный, искренний и публичный манифест собственной вины в чем-либо. Термин имеет коннотацию: «Люди, я весь в вашей власти, поступайте со мною так, как вам велит ваша совесть». Индивид тем самым избегает самосуда, включая самоубийство, он стремится к высшей справедливости, как бы говоря своим поведением, что самонаказание в принципе не может быть адекватным, - "никто не судья в своем собственном деле". Когда настойчиво и тем более назойливо от человека или общества в целом требуют публичного покаяния за реальную или воображаемую вину кого-то другого либо за преступления некоей социальной системы, это является обычно формой психологического насилия, унижения, проявлением стремления вызвать в ком-либо чувство ущербности, неполноценности, то есть признаком психологической агрессии. Синонимы: Покаяние, Раскаивание.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РАСКАЯНИЕ
глубокое переживание, вызывающее у человека не только сожаление по поводу содеянного, но и стремление не допускать подобное в дальнейшей жизни.
   С психоаналитической точки зрения раскаяние сопряжено с противонравственными деяниями. Оно предполагает наличие чувств вины и совести. Поэтому понимание раскаяния невозможно без обращения к эмоциональным переживаниям человека, связанным с бессознательным чувством вины.
   Представления о раскаянии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу» (1913). Основываясь на исследованиях Ч. Дарвина, Р. Смита, Эткинсона, он выдвинул гипотезу, согласно которой на заре становления человечества в первобытной орде правил жестокий, ревнивый отец, приберегающий для себя самок, не допускающих до них своих подрастающих сыновей и изгоняющий их из орды. Однажды изгнанные братья объединились между собой, убили и съели отца, что естественно для каннибалов-дикарей. Устранив отца и утолив свою ненависть братья попали под власть усилившихся нежных душевных движений. «Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием». Под воздействием данного чувства братья осудили свой поступок, объявили недопустимым убийство заместителя отца тотема и отказались от освободившихся женщин. Так, по мнению З. Фрейда, из сознания вины сына были созданы два основных табу, запрещавшие в примитивном обществе отцеубийство и инцест, что послужило началом развития религии, нравственности, культуры.
   В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа внес уточнение в понимание соотношений между раскаянием и виной. Он исходил из того, что раскаянием можно назвать то чувство вины, которое возникает после свершения чего-либо преступного. Оно относится только к деянию и предполагает наличие совести до деяния, то есть готовности почувствовать себя виновным. Возвращаясь к убийству праотца, З. Фрейд подчеркнул, что «раскаяние было результатом изначальной амбивалентности чувств по отношению к отцу: сыновья его ненавидели, но они его и любили». После удовлетворения ненависти в агрессии «любовь проявилась как раскаяние за содеянное, произошла идентификация «Сверх-Я с отцом». В наказание за отцеубийство власть отца получило Сверх-Я, налагающее запреты на повторение деяния. Поскольку склонность к агрессии против отца повторялась в последующих поколениях, то сохранившееся чувство вины усиливалось каждый раз при подавлении агрессии и перенесения ее в Сверх-Я. Из этого следует, что чувство вины обнаруживается независимо от того, произошло ли отцеубийство на самом деле или от него воздержались, в то время как раскаяние возникает после свершенного деяния.
Проблема раскаяния привлекла к себе внимание и других психоаналитиков. Так, Э. Фромм (1900–1980) считал, что подлинное раскаяние – это единственная форма человеческого опыта, которая может воспрепятствовать повторению однажды совершенного человеком преступления. «Раскаяние – это сильное аффективное чувство: раскаявшийся испытывает омерзение к себе самому и своим поступкам». Если нет раскаяния, то возникает впечатление, что преступления вовсе не было.
   По мнению Э. Фромма, каждому следует задуматься о преступлениях, совершенных нами и нашими предками. Все нуждаются в том, чтобы покаяться открыто. Однако индивидуального раскаяния недостаточно, поскольку оно не затрагивает преступлений, совершенных группой, нацией и особенно государством, которое не подчиняется требованиям совести. Как полагал Э. Фромм, «до тех пор, пока мы не отважимся на «признание своей национальной вины», люди останутся в шорах стереотипного мышления: когда резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.31 мб

ПОБУЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К РАСКАЯНИЮ В СОВЕРШЕННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ

Литвишков Владимир Михайлович, Вилкова Алевтина Владимировна
раскаяние в совершенном преступлении имеет важное значение для развития духовнонравственной сферы несовершеннолетних осужденных и исправления их личности.
Читать PDF
165.64 кб

Актуализация раскаяния несовершеннолетних осужденных педагогическими средствами

Панова О.Б., Зауторова Э.В.
Актуализация раскаяния воспитанников исправительных учреждений педагогическими средствами содержит в себе значительный нравственный потенциал. Раскаяние несовершеннолетних осужденных рассматривается как состояние и результат.