Расизм

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Расизм
уверенность в том, что поведение или качества одной группы по своей сути лучше поведения или качеств других групп и что это дает «господствующей» группе право доминировать над «нижестоящей» группой или дискриминировать ее.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

расизм
Вера в то, что существует неотъемлемая связь между считающимися наследственными и культуральными чертами и что некоторые группы в биологическом отношении превосходят остальных. См. также: этноцентризм; этнонационализм; предрассудок.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Расизм
предвзятое отношение к своей расе (положительное) и к другим расам (отрицательное). Ср. ряд эпизодов в произведении П. Абрахамса «Тропою грома». Типичная реакция на расизм – возмущение или, наоборот, сочувственная эмпатия (как проявление групповой солидарности).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Расизм
Racism) — 1) индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы или 2) институционализированная практика (даже если она и не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Расизм
(от фр. race, итал. razza — «род, порода») — реакционная, антинаучная, человеконенавистническая теория о разделении людей на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы (см. Расы человека). Эта теория оправдывает расовую дискриминацию, агрессивную политику по отношению к тем или иным народам и странам, геноцид отдельных групп населения по расовым мотивам.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

РАСИЗМ
1. Предубеждение в отношении расы, характеризующееся установками и убеждениями о более низком положении людей других рас от приоды. Это значение во многом близко к этноцентризму (1). 2. Социальная/ политическая доктрина, в которой утверждается различное социальное, экономическое, образовательное и юридическое отношение к людям на основании их принадлежности к той или иной расе. Значение 1 не влечет за собой приверженность ни к доктрине 2, ни к ее программе дискриминационных действий; однако в значении 2 признается установка на расовое превосходство 13 значения. 3. Подробнее о способах употребления см. обсуждение в статьях раса и расовые различия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РАСИЗМ
идеология и массовидное явление психики, которое характеризуется ярко выраженной неприязнью людей одного цвета кожи (одной расы-в ее антропологическом понимании) к людям с другим цветом кожи. Р.-это не просто определенная социальная установка, основанная на предубеждении, но и конкретные социальные действия, направленные на причинение вреда представителям другой расы. Исторически и более всего Р. в этом его понимании проявился в США до начала второй половины ХХ в. со стороны лиц с белым цветом кожи (представителей европеоидной расы) к людям с темным цветом кожи (представителям негроидной расы). Разновидностью Р., проявляемой по отношению к людям других национальностей, в более поздние времена явились национализм и фашизм. См. идеология, массовидные явления психики, национализм, фашизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РАСИЗМ
совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы. Первые признаются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, вторые – не способными к созданию и даже усвоению высокой культуры и обреченными на эксплуатацию. Выдвинув в середине XIX в. первую расистскую концепцию, француз Ж. А. Гобино объявил арийцев «высшей расой». В дальнейшем Р. переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании; Ж. Лапуж во Франции; Л. Вольтман, Х. Чемберлен и О. Аммон в Германии). Стал официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, апартеида.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Расизм
Дискриминация людей по расовому признаку. Расширенные определения расизма меняются в зависимости от намерения исследователей, но попадают в две основные категории: 1. Социоэкономические определения: расизм рассматривается как «культурно санкционированная, рациональная реакция на соперничество за скудные ресурсы». Поскольку многие белые люди занимают более высокое общественное положение, чем темнокожие, они получают более широкий доступ к общественным благам и ресурсам. 2. Идеологические определения: разделение людей на «расовые» категории и соответствующая атрибуция неизменных характеристик для всех представителей данной категории — например, «все белые люди...», «все афроамериканцы...», «все азиаты...». Распространение неизменных характеристик на всех представителей отдельной расы само по себе не является расизмом, но при этом подразумевается, что одна раса каким-то образом обладает большими достоинствами, чем все остальные.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Расизм
агрессивное убеждение в том, что некоторые этнические группы людей превосходят по своим качествам все остальные. Такое убеждение нередко становится предпосылкой дискриминационного и насильственного поведения в отношении аутгрупп. При этом агрессия в собственной расовой группе осуждается и признается негативным явлением, тогда как аналогичные действия по отношению к аутгруппе могут даже приветствоваться и поощряться. Расизм тесно связан с деиндивидуализацией (см. деиндивидуализация). Следует отличать расизм, как одну из когнитивных предпосылок агрессии, от расовой дискриминации, т.е. реального деструктивного поведения, основанного на расовых убеждениях.
Вероятно, расизм может выражаться как на индивидуальном, так и институционализированном уровнях. Индивидуальный уровень отражает субъективные взгляды индивида на расовые различия и выработанные в связи с этим рамки дозволенного агрессивного поведения. Институционализированный расизм представляет собой коллективные убеждения какой-либо группы людей, укоренившиеся в системе их деятельности. Так, расизм может быть принят в качестве официальной идеологии для оправдания колониальной эксплуатации, агрессии против наций и притеснения нацменьшинств. Исследователи выделяют до десяти форм расизма (Bhugra, Ayonrinde, 2001)32, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Так, по характеру реализации выделяют следующие формы расизма:
- доминантный, когда расовая ненависть воплощается в конкретных действиях по отношению к значимому объекту. Чаще всего такие действия направлены на физическое устранение объекта дискриминации. Они, однако, могут быть выражены и в творчестве, например при создании различных учений, теоретическом обосновании расизма.
- регрессивный - расовая ненависть находит выражение в регрессивных формах поведения, непосредственно не направленных на значимый объект (аддиктивное поведение, специфические оговорки, описки, реактивные действия).
- аверсивный - индивид убежден в своем расовом превосходстве, но фактически бездействует, т.к. подобное поведение не является социально одобряемым или существуют формальные запреты на его реализацию.
- индуцированный, когда индивид не вполне разделяет расовые предрассудки, однако действует агрессивно по отношению к значимому объекту, поскольку такое поведение представляется ему наиболее адекватным в данной ситуации (под влиянием авторитетов, поведения большинства и т.д.).
В эту классификацию также включаются другие формы расизма: подсознательный инстинктивный расизм, объясняемый инстинктивный расизм, культуральный, патерналистский; расизм, «не различающий цветов» и неорасизм. Выделение указанных форм расизма представляется несколько спорным.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Расизм
Расизм - сознательное или бессознательное убеждение в изначальном превосходстве одной расы над другой. Исходя из концепции расизма, «высшая» раса имеет право занимать доминирующее положение и господствовать над теми, кто считается «низшей» расой.
Элементы этнорасистских идей можно обнаружить в «Ветхом завете», где евреи предстают богоизбранным народом, а также в «Политике» Аристотеля и трудах других античных мыслителей. Этнорасизм и сегодня выступает важным элементов идеологии многих этносов (ортодоксальный иудаизм: разделение на евреев и гоев). Социорасист- скими представлениями пронизана идеология феодального общества (понятия «голубой» дворянской крови, «белой кости»).
Крупнейшим идеологом расизма является Ж.А. де Гобино (1816-1882). В его четырехтомном труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) вся история человечества рассматривается прежде всего как борьба между расами, которая вытекает из их биологической природы. В этой борьбе побеждают представители наиболее приспособленных, наиболее совершенных рас. Автор выделяет 10 рас: индийская, египетская, ассирийская, эллинская, китайская, италийская, германская, аллеганская, мексиканская, андская. Наивысшая раса - арийская, которая создала все остальные.
Идеи и взгляды Ж.А. де Гобино легли в основу идеологии германского фашизма, что можно наглядно видеть на примере сочинений А. Гитлера (1889-1945) «Моя борьба» (1925) и А. Розенберга (1893-1946) «Миф XX века» (1930). Сам же термин «расизм» появился во Франции в «Ларуссе XX века», вышедшем в 1932 году.
В Европе расизм известен с давних времен. В прошлом существование «высших» и «низших» рас обосновывалось биологическими различиями. Дарвинистская эволюционная теория применялась к людям, чтобы классифицировать их по «расам». Колониализм, в период которого европейские народы порабощали других в целях эксплуатации, стал возможен по причине широкого признания теории социального дарвинизма и других, столь же «расистских» теорий. Рабство, еще одна распространенная практика среди европейских предпринимателей и правителей вплоть до XIX века, также было основано на убеждении в том, что рабы принадлежат к «низшим» расам.
Сегодня расисты, как правило, делают упор на культурных различиях, а не на биологической неполноценности. В основании культурного расизма лежит убеждение в существовании определенной иерархии культур или в несовместимости определенных культур, традиций, обычаев и исторических путей. Изоляция и дискриминация иностранцев и национальных меньшинств оправдывается необходимостью сохранения якобы «несовместимых культур», религий или «цивилизаций».
Расизм может существовать на различных уровнях:
13. на межличностном уровне, где убеждение в превосходстве своей «расы» накладывает отпечаток на отношение к другим.
14. на институциональном уровне, когда расовое неравенство и дискриминация в обществе закреплены на законодательном уровне.
15. на культурном уровне, включающем в себя ценности и нормы социального поведения, в которых собственная культурная практика превозносится как эталон, тогда как культура других народов считается неполноценной.
Различные уровни проявления расизма тесно связаны между собой и активно подпитывают друг друга. Расизм также проявляет себя открытым и скрытым образом. Но и в своих самых тонких и замаскированных формах расизм губителен не меньше, чем в своих откровенных проявлениях. Расизм лежит в основе массового уничтожения, геноцида (см.) и угнетения. Сегодня расизм осуждается международным сообществом (напр., Комиссия Совета Европы против расизма и нетерпимости (Statement of the European Commission against Racism and Intolerance)).

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.

Расизм
1. предубеждение в отношении определенной расы, характеризующееся установками и убеждениями о более низком положении людей иной антропологической категории. Расизм в главном близок этноцентризму и национализму, каковыми он большей частью и проявляется. С началом уничтожения аборигенов Северной Америки, работорговли, колониальной экспансии, а затем в эпоху неоколониализма и определенно в оправдание этой более чем 3-х вековой истории насилия и жестокости намеренно, пусть скрытно и обычно неофициально (не дай бог кому публично выразить свою приверженность расизму, тут все расисты закричат с осуждениями громче всех) расизм становится идеологией современной национальной политики в ряде европейских стран. В последнее столетия, например, распространяется и упорно поддерживается мнение о том, что англосаксы являются самой умной европеоидной нацией. Например, потому, что несколько сот агличан много лет держали в повиновении многомиллионную Индию и наладили грабеж этой страны так, что «доходы» были сопоставимы с ВВП меторополии. Или потому, что именно англпсаксам чаще присуждают Нобелевские премии по науке. Все это оказалось блефом, позиции англосаксов во многих сферах общественной жизни в ряде стран, особенно в США, оказались сильно поколебленными социальными успехами лиц другой этнической и расовой идентичности. Англосаксам в Европе противостоят в этом плане то французы, то немцы, в этом вопросе им окончательно определиться уже трудно. Официально расизм и расовая дискриминация осуждены в принятой на конференции ЮНЕСКО от 27.11.1978 Декларации о расе и расовых предрассудках, а еще ранее - в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), но декларации, как и всякие другие благие пожелания на то и существуют, чтобы ничего не менять в действительности.
Согласно упомянутой Декларации, расизм включает в себя: 1. расистскую идеологию; 2. установки, основанные на расовых предрассудках; 3. определенную структурную организацию; 4. институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также 5. идею о том, что дискриминационные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; 2. геополитическая концепция, фактически основанная на расизме и проявляющаяся в том числе актами физической агрессии, включая военную, но нередко более или менее умно маскируемая приверженностью к определенным цивилизационным ценностям. Первую расистскую концепцию в середине 19 столетия выдвинул, как принято считать, француз Ж.Гобине. В нацистской Германии расизм открыто был признан, пожалуй, впервые в западной истории, официальной идеологией. Так, издательство нацистской госбезопасности (СС) начало публиковать журнал «Недочеловек» с целью показать возмутительный для «сверхчеловека» животный, звериный вид советских людей, «вандалов» и «рабов». Немецкому солдату в войне против СССР предписывалось быть «носителем безжалостной расовой концепции» (Trager einer unerbittlichen volkischen Jdee). Нередко эта концепция использовалась и ранее в скрытой форме и все более используется в настоящее время для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, осуществляемых в новых, обволакивающих сознание формах («Все в мире изменил прогресс. Как быть? Меняется и бес» - говорит на этот счет Мефистофель у Гете). Научным обоснованием расизма является теория социального дарвинизма, основанная на прямолинейно понимаемом или, точнее сказать, на фальсификации эволюционного учения Ч.Дарвина (см. Дарвинизм). Скорее всего, что изначально расистской является современная доктрина о «продвижение свободы, прав личности и демократии» в заведомо и безнадежно отсталые в культурном отношении сообщества с их «тоталитарными режимами», особенно если такие режимы контролируют значительные природные богатства. Например, посредством разработанной стратегии «цветных революций». Нынешняя Европа, судя по сообщениям СМИ, буквально покрыта всходами расизма («правого радикализма»), направленного против эмигрантов из бедных мусульманских и африканских стран, а также, по извечной традиции, против славян и евреев. Запад, говорит А.Проханов (2011), стал «беременным фашизмом», особенно это касается Австрии, Германии и Англии, но опасность реставрации фашистских режимов существует и в других странах (Франции, Бельгии, Норвегии и др.). Расистские тенденции становятся все более заметными и в РФ, как это было в предреволюционной Российской империи. Такие тенденции открыто раздуваются масс-медиа, в том числе находящимся под покровительством властей. Не чужд откровенный расизм и какой-то части вроде бы политкорректных западных ученых. Так, С.Кара-Мурза (2008) сообщает о том, что некоторые западные зоологи в комментариях к фотографиям, на которых изображены они сами, помогающие им и участвующие в научных исследованиях жители Африки, а также обезьяны, обычно не забывают указать свои имена, обязательно упоминают клички обезьян, но не называют имен своих африканских коллег, которые нередко ни в чем не уступают этим зоологам ни в образовании, ни в реальном вкладе в результаты научных наблюдений. На крокодиловой ферме Израиля крокодилам дают названия имен врагов сионизма. Расизм в терминах психопатологии фактически представляет собой устойчивую паранойяльную структуру, возникшую путем интернализации соответствующего мировоззрения, в которой фигура воображаемого расового врага связана в сознании индивида с коллективным представлением об исторической несправедливости по отношению к его нации, с которой он себя идентифицирует, или, что также распространено, некоего мифического, дарованного свыше своего превосходства над другими нациями, как это утверждается, в частности, сионистами Израиля. Расизм, в индивидуально-клиническом плане, вполне отвечает основным критериям антисоциальной психопатии, причем, несомненно, куда более опасной для множества людей, чем исходящей от банальных рецидивных преступников, садистов и сексуальных насильников (об этом современные систематики психиатрических расстройств почему-то не упоминают, помалкивают и социальные психиатры). Если нацисты закапывали в СССР живьем сотнями детей, то, очевидно, что расизм был ранее является теперь одним из главных источников бедствий для множества людей и целых народов. См. Социальная психиатрия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.83 мб

Психология всего: что сострадание, расизм и отношения полов говорят о природе человека

Блум Пол
Перевод лекции профессора Пола Блума «Психология всего», где на примерах исследований сострадания, расизма и отношения полов объясняются внутренние основы человеческой природы.
Читать PDF
464.83 кб

96. 04. 028. Герра Р. А. Расизм и самообман. Herra R. A. Rassismus und Selbstbetrug // Dialektik. -

Гирко Л. В.
Читать PDF
356.05 кб

Расизм под маской этнического плюрализма: идеология новых правых во Франции и Германии

Эйсфелд Райнер
Статья посвящена анализу идеологии так называемых новых правых в Европе (ЕНП), которая имеет оттенок ксенофобии и нацелена на преодоление либерализма и наследия Просвещения.
Читать PDF
547.82 кб

96. 04. 027. Буков В. Д. Этнизация и расизм. Bukow W. -D. ethnizitat und Rassismus // integration al

Гирко Л. В.
Читать PDF
94.61 кб

2002. 04. 015. Гарсиядж. Л. А. Расизм и расистский дис-курс. Garcia J. L. A. racism and the racial d

Сокулер З. А.
Читать PDF
102.53 кб

2000. 03. 040. Тесфахани М. Миграция, расизм и изменение состава мигрантов. Tesfahuney M. imag(in)in

Былов В. Г.
Читать PDF
417.18 кб

«Культурный расизм» в современной Германии

Антонов Александр Евгеньевич
В данной статье рассматривается проблема роста антиисламских настроений в ФРГ. Целью работы стало комплексное исследование этого вопроса.
Читать PDF
930.45 кб

98. 01. 002. Бадер Ф. -М. Расизм, этничность, гражданство. Социологические и философские размышления

Гирко Л. В.
Читать PDF
138.19 кб

2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза)

Рахманов А. Б.
Читать PDF
108.82 кб

2005. 02. 020. Расизаде А. Азербайджан после Гейдара Алиева. Rasizade A. Azerbaijan after Heydar Ali

Кузнецова С. И.
Читать PDF
122.59 кб

2004. 02. 027. Расизаде А. Азербайджан после десятилетия независимости: меньше нефти, больше взяток

Кузнецова С. И.
Читать PDF
357.13 кб

МАЛАХОВ В.С. "СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАСИЗМА" И ДРУГИЕ СТАТЬИ. М.: МОДЕСТ КОЛЕРОВ И "ДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

Паченков Олег Вячеславович
Читать PDF
37.45 кб

Западная социальная мысль: комплекс культурного расизма и русофобии

Дегтярев Александр Константинович, Черноус Виктор Владимирович
Статья связана с актуальной проблемой концептуализации российской реальности в современной западной мысли.
Читать PDF
443.84 кб

Реанимация расизма: истоки и вариации

Скворцов Л. В.
Читать PDF
815.56 кб

Международная конференция «Ненасильственные стратегии и тактики борьбы с расизмом» (г. Воронеж, 21 2

Шипулина Наталья Борисовна

Похожие термины:

  • Расизм социальный

    доктрина, согласно которой люди из необеспеченных слоев общества рассматриваются как генетически и психологически неполноценные существа, принадлежащие к иной антропологической категории («ра
  • Современный расизм

    завуалированные, тщательно скрываемые расовые и/ или элитарные предрассудки. Например, замаскированые в тогу свободы, демократии, прав личности идеи доминирования интересов одной какой-то, избра