Рандомизация
Рандомизация
Способ уменьшения эффекта последовательности. Порядок задач, выполняемых участниками эксперимента, определяется случайным выбором.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Рандомизация
предоставление потенциальным испытуемым равных шансов стать реальными участниками исследования для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Рандомизация
процесс отнесения испытуемых к группам лечения или контроля с использованием процедуры, при которой только беспристрастный случай определяет, в какую группу попадет испытуемый (случайное распределение).
РАНДОМИЗАЦИЯ
случайное отнесение людей к группам, например, для экспериментальных или контрольных схем лечения. В пределах случайной изменчивости Р. участников должна сделать контрольные и экспериментальные группы сходными в начале исследования и гарантировать, что личные суждения и предвзятость исследователя не влияют на отнесение к группам. Р. в группы не следует путать с произвольным распределением. Р. следует предопределенному плану, который обычно составляется с по мощью таблицы случайных чисел. Паттерн отнесения участников к группам может показаться беспорядочным, но это проистекает от случайной природы появления знаков в таблице случайных цифр, а не от прихоти исследователя в распределении пациентов. Р — важнейший элемент сокрытия распределения участников исследования в группы. См. также исследование слепое.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
РАНДОМИЗАЦИЯ
РАНДАМІЗАЦЫЯ / RANDOMIZATION– это процедуры случайного распределения участников эксперимента по группам или порядка предъявления им экспериментальных условий. Также процедуры, обеспечивающие случай ный отбор респондентов при построении случайной выборки. Выделяют фиксиро ван ную Р. (простую, блоковую и стратифицированную) и динамическое распределе ние (метод «нессиметричной монеты» и адаптивная рандомизация). При фиксированной Р. испытуемые распределяются в ту или иную группу на основании случайных чисел, полученных из специальных таблиц или сгенерированных с помощью компьютерной программы. Простая Р. предполагает равновероятное распределение испытуемых в группы. Так, в случае, если имеются две группы (основная и контрольная), вероятность попадания в экспериментальную группу равна вероятности попадания в группу контроля и равна 50%. В таком случае возможно возникновение на определенном этапе исследования существенной разницы в численности групп, дисбаланса групп по возрасту, полу и другим признакам. Метод блоковой Р. помогает достичь большей сбалансированности между группами по численности испытуемых в каждый момент проведения исследования– рандомизационная последовательность в этом случае формируется из блоков заданной длины, внутри которых и проводится случайное распределение. При стратифицированной (послойной) Р. учитывается какой-либо один или несколько (обычно не больше двух) важных признаков, которые могут существенно повлиять на реакции испытуемых, а следовательно, должны быть равномерно распределены между группами. Такими признаками могут быть пол, возраст, семейное положение, характер деятельности и т. д. Это делается для того, чтобы формируемые таким образом отдельные выборки (группы лечения) бы ли репрезентативными по отношению к генеральной совокупности (всех испытуемых, включенных в исследование) по основным прогностическим факторам, другими словами, чтобы каждая группа была максимально похожа по составу на общую популяцию испытуемых данного исследования. Метод «несимметричной монеты» позволят достичь большего равновесия между группами по какому-либо одному показателю путем динамического изменения вероятности включения испытуемых в ту или иную группу в зависимости от текущего баланса групп по заданному показателю. Так, для достижения текущего баланса групп по количеству испытуемых применяется следующий алгоритм: при включении испытуемого в исследование вероятность отнесения его к группе с меньшим количеством участников будет больше 50% (как правило, используется вероятность 66,6%), а если численность групп на определенном этапе равна, то вероятность распределения в одну из двух групп для следующего испытуемого составляет 50%. Методы адаптивной Р. применяют при адаптивном дизайне исследований, в которых распределение испытуемых в группы проводится таким образом, чтобы к концу исследования наибольшее количество испытуемых получило наиболее эффективное воздействие (например, обучение, тренинг). В таких случаях вероятность распределения испытуемых в ту или иную группу динамически изменяется на основании результатов промежуточных измерений. Существует много методов отклик-адаптивной Р., например метод «иг ра на победителя», пользосмещенная модель, модель максимальной полезности. Однако существуют определенные трудности и особенности применения методов адаптивной Р. При слепом дизайне необходимо, например, обеспечить периодическое или постоянное раскрытие данных (часто для этого привлекается отдельная группа «неослепленных» статистиков); скорость анализа данных зависит от скорости их поступления, поэтому рандомизация следующего пациента может происходить до учета реакции предыдущего испытуемого и т. д. Е. Г. Баранов