Райх Вильгельм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Райх Вильгельм | Reich, Wilhelm (1897-1957)
Райх рассматривал эмоции как проявление биологической энергии (оргона), существование которой, как он считал, можно доказать строго научными методами.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ
(Reich Wilhelm) (1897—1957)-австрийский врач, чьи вгляды на связь строения тела и характера человека (он считал, что характер человека и его психологические проблемы однозначно проявляются в состояниях и движениях тела) послужили основой для создания телесной психотерапии. Увлекаясь в молодости идеями К. Маркса, Р.В. основал учение, получившее название фрейдомарксизм. Он одним из первых в психологии провел психоаналитическое исследование феномена фашизма.
Соч.:Массы и государство. Тверь, 1995; Посмотри на себя, маленький человек! М., 1997; Психология масс и фашизм. М., 1997; Сексуальная революция. М., 1997; Характероанализ. М., 1999; См. психотерапия телесная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Райх (Reich) Вильгельм
(24.03.1897, Галиция, Австрия - 3.11.1957, Льюисбург, США) - немецко-американский психолог.
Биография. С 1922 г. - руководитель венского семинара по психоаналитической терапии. В 1934 г. произошел его разрыв с Международной психоаналитической ассоциацией. С 1939 г. жил в США.
Исследования. В начале 20-х гг. сделал попытку объединить психоанализ с марксизмом на основе идеи о сексуальной революции. Создал свою собственную теорию характера как защитного механизма, позволяющего оградить индивида от внешних воздействий и от его собственных подавленных влечений ("характерологический панцирь"). В отличие от фрейдизма, биологические влечения интерпретировались им как здоровое начало организма, которое не нуждается в подавлении. Вместо традиционного для психоанализа понимания либидо ввел понятие "оргон", выражающее собой космическую жизненную энергию. В его психотерапевтическим разработках ведущая роль признавалась за снятием психического напряжения за счет переживания оргазма.
Сочинения. Charakteranalyse. Koln, 1970;
Die sexuelle Revolution. Fr./M., 1971;
Die Funktion des Orgasus. Fr./M., 1972;
Die Massenpsychologie des Faschismus. 1972;
Der Eibruch der sexuellen Zwangsmoral. 1972;
Die Entdeckung des Orgons. Der Krebs. 1974;
Ausgewehlte Schriften, eine Einfuhrung in die Orgonomie. 1976;
Fruhe Schriften. Bd. 1-2, 1977-82;
Christusmord. 1978

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РАЙХ (Reich) Вильгельм

(1897-1957) -австро-американский врач, психолог, психиатр и психоаналитик. Основатель фрейдомарксизма. Создатель учения о сексуальной революции. В 1916—1918 гг. служил в австро-венгерской армии, воевал в Италии. В 1918 г. поступил на медицинский фак-т Венского ун-та. В 1920 г. вступил в Венское психоаналитическое общество. Начал собственную психоаналитическую практику. В 1922 г. стал первым клиническим ассистентом 3. Фрейда в Венской психоаналитической клинике (позднее — ее вице-директор). В 1924—1930 гг. руководитель семинара по психоаналитической терапии Венского психоаналитического ин-та. Практиковал дидактический психоанализ. Увлекался идеями марксизма. В 1927—1933 гг. состоял в коммунистической партии. В 1929 г. участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободную информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальной жизни. Разрабатывал идеологию и мероприятия для проведения в жизнь сексуальной политики пролетариата. Под влиянием учения 3. Фрейда, идей А. Адлера, философии К. Маркса, А. Бергсона и др. создал ряд собственных психоаналитически ориентированных концепций и теорий. Развивая и реформируя идеи 3. Фрейда о природе невроза, утверждал, что причиной его является невозможность разрядить сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Считал сексуальность и оргазм основным регулирующим механизмом человеческой жизнедеятельности. Создал натурфилософское учение об оргонной энергии (естественной, свободнотекущей сексуализированной жизненной энергии) и работал над устройствами для ее аккумуляции. Исследовал функции организма, проблемы характера и семьи. Предложил понимание семьи как фабрики структуры и идеологии общества, в которой на основе соединения социально-экономической и сексуальной общественных структур осуществляется идеологическое воспроизводство общества. Выдвинул тезис о том, что существующая сексуальная мораль тормозит развитие классового сознания. Разрабатывал сексуально-экономическую теорию, в которой пытался дополнить фрейдовские концепции сексуальности и сексуальной репрессивности марксистской теорией пролетарской революции. Пытался создать науку о сексуальной экономии, основанную на социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда , которая одновременно должна быть массово-психологической и сексуально-социологической. Заложил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе Диалектический материализм и психоанализ (1929). В 1933 г. опубликовал книгу Массовая психология фашизма — первое крупное исследование по психологии и психопатологии фашизма и нацизма. Отошел от ортодоксального психоанализа. В 1933 г. исключен из компартии. В 1934 г. вышел из Международной психоаналитической ассоциации. В 1933—1939 гг. жил и работал в Дании, Швеции и Норвегии. Подвергался давлению газетной критики и официальным преследованиям. В 1936 г. опубликовал книгу Сексуальная революция , в которой развивал идеи о сексуальной революции как основе подлинно человеческой революции, поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает предпосылки для настоящей социальной революции. Рассматривал сексуальную революцию как атрибут реформистского и революционного процесса. Создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консервативный тип характера людей, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Выделил два основных типа характера: генитальный (разрешающий конфликт с репрессивной средой посредством оргазмной разрядки и сублимирования энергии влечений) и невротический, подавляющий оргазм и блокирующий сублимирование. Считал, что невротический характер обусловливает подчинение и покорность авторитету и сильной власти и выступает как продуцент различных авторитарных режимов, в т. ч. фашизма. В отличие от 3. Фрейда утверждал, что агрессивные и деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате негативного воздействия общества. Разработал ряд символов общественной репрессии сексуальности, которые пользовались популярностью у новых левых во второй половине 60-х гг. В 1939 г. эмигрировал в США. Работал адъюнкт-профессором медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. Подвергался давлению администрации и общественности. Продолжил разработку комплекса психоаналитически ориентированных идей. Подробно проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов. Разработал представление о сопротивлении как части телесного (мышечного) панциря (брони), т.е. физиологического выражения психической защиты и возможности преодоления его путем прямого телесного контакта. Неоднократно обращался к разработке проблем характера, который истолковывал как образование, предохраняющее индивида от подавленных влечений и негативных воздействий внешней среды. Считал, что наряду с мышечным панцирем, блокирующим свободное выражение эмоций, существует панцирь (броня) характера и механизмы поведения, обеспечивающие энергетическую блокировку на психическом и физиологическом уровнях. Разработал ряд вегетотерапевти-ческих методик. Его овощная терапия воздействовала непосредственно на тело и стала основой последующих терапевтических методик Фредерике Перлза (в гештатль-ттерапии) и Александра Лоуэна (в биоэнергетике). В последние годы жизни проявлял интерес к мистике. Практиковал оргонную терапию. За нарушение запрета суда (1954) на распространение аккумуляторов оргонной энергии был приговорен к двум годам заключения. Умер в тюрьме. Несмотря на гонения и сильную критику, Р. оказал влияние на сексуальное раскрепощение людей, различные социальные науки и учения, историческую судьбу психоанализа и постфрейдизма, психоаналитическую, телесную, биоэнергетическую и танцевальную терапию. Основные труды P.: Charakteranalyse, Wien, 1933; Massenpshychologie des Faschismus. Zur sexual-okonomie der politischen Reaktion und zur proletarischen sexual-politik, Zbrich, 1933; Was ist Klassenbewubtsein?, Zurich, 1934; Selected writings, N. Y., 1960; The function of orgasm: Sex-economic problems of biological energy, N. Y., 1964; Die sexuelle Revolution, 1971; Psychoanalyse und Politik , Koln, 1971. В рус. пер. издано: Психология масс и фашизм, СПб-М., 1997; Сексуальная революция, СПб-М., 1997; Функция оргазма, СПб.-М., 1997; Ха-рактероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих психоаналитиков, М., 1999. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, которая в то время являлась частью Австро-Венгерской империи. Его отец был мелким фермером и, несмотря на еврейское происхождение, убежденным нацистом. В семье говорили только по-немецки, а маленькому Вильгельму запрещалось общаться с детьми еврейского и украинского происхождения. Мать, которую Вильгельм боготворил, покончила с собой, когда ему было 17 лет, еще через три года умер отец. Оставшийся без семьи Вильгельм Райх во время Первой мировой войны вступил в австрийские войска, участвовал в сражениях в Италии и дослужился до офицерского звания. Вернувшись со службы, Райх поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1922 г. Во время учебы он увлекался психоанализом и уже в 1919 г. стал членом Венского психологического общества, примерно в то же время он начал применять свои знания на практике. Именно Райх был первым клиническим ассистентом Зигмунда Фрейда, а впоследствии - вице-директором его клиники. Выступая на психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, Райх впервые обозначает основные элементы своей теории. Он вводит такое понятие, как «оргастическая потенция», а также формулирует тезис об экономической детерминации неврозов. По Райху, оргастическая потенция - это способность человека полностью отдаться непроизвольной конвульсии организма и полной разрядке возбуждения на высшей стадии генитального соединения. Именно оргазму Вильгельм Райх отводил главную роль в формировании здоровой человеческой психики. От оргастической потенции зависит душевное здоровье человека. Основу его составляет то свойство характера, которое, по мнению Райха, совершенно лишено невротического компонента, - способность к любви. При оргастической импотенции (которой страдают большинство людей) возникает застой биологической энергии, который впоследствии становится источником иррациональных действий. Здесь у Райха впервые встречается понятие биологической энергии, которое впоследствии он будет исследовать подробнее. В 1924 г. Вильгельм Райх стал руководителем Семинара по психоаналитической терапии. В это же время он начинает издавать свои труды. В 1925 г. выходит в свет его первая книга «Инстинктивный характер». В ней Райх показывает необходимость расширения анализа психических симптомов, как это делалось ранее, до анализа характера. Это было его своеобразным открытием, поскольку прежде психоаналитики не пытались находить соответствие между психикой и характером. Кроме того, Райх объясняет возможность применения психоаналитического подхода к определенным типам шизоидного характера. Прежде психоаналитики не решались лечить подобные психические расстройства, поскольку считалось, что они не поддаются лечению таким методом. В книге «Функции оргазма», вышедшей в 1927 г., Вильгельм Райх проводит клинические обоснования сексуальной экономики. Это понятие ввел в психоанализ сам Райх. Он понимал ее как естественную теорию сексуальности, опирающуюся на экспериментальные данные. Предметом этой науки является экономика биологической энергии в организме с его энергетическим бюджетом. Еще в одной книге, которая была напечатана годом позже - «К технике толкования и анализа сопротивления», Райх вновь возвращается к исследованию человеческого характера и излагает принципы его анализа. В это время происходит разрыв Райха с Зигмундом Фрейдом. Райх попытался пройти у него курс психоанализа и получил отказ, что и послужило поводом для прекращения их сотрудничества. Истинной же причиной были политические взгляды Вильгельма, который увлекся марксистскими идеями и вступил в Германскую коммунистическую партию В 1929 г. Райх участвует в создании клиник сексуальной гигиены по всей Германии Исследования, проведенные им, показали, что проблема неврозов является массовой. После этого открытия стало ясно, что психоанализ не является идеальным способом лечения неврозов. Ведь он требовал большого количества времени, а значит, и крупных материальных затрат, и был не способен помочь большому числу больных. По сути, психоанализ являлся тем способом лечения, который могли себе позволить только состоятельные люди. В создаваемых им клиниках Райх проводил исследования по созданию методик массового лечения Организуемые им клиники были первым шагом в этом направлении. Каждый посетитель клиники мог получить бесплатную консультацию по всем проблемам, касающимся сексуальной жизни. Неоднократно Вильгельм Райх сам проводил подобные консультации и читал лекции. По его мнению, осведомленность людей в вопросах сексуальной гигиены позволяла избежать «расщепления человеческой психики», о которой пойдет речь ниже. В этом же году он прочитал на ежемесячном собрании в квартире Фрейда доклад о профилактике неврозов, в котором поставил перед общественностью проблему сосуществования психоанализа и культуры. Он считал, что душевные заболевания являются результатом неустроенности сексуальных отношений в обществе. Человек воспитывается в духе неприятия различных проявлений жизни, особенно сексуальности, а потому приобретает страх перед удовольствиями. Патриархально-авторитарная культура накладывает на характер современного человека свой отпечаток, происходит «отчуждение характера от внутренней природы и внешнего общественного убожества». Это отчуждение является основой одиночества, беспомощности, страха перед ответственностью, болезненного желания власти, мистических стремлений и сексуальных проблем Подобное расщепление структуры психики человека делает несовместимым природу и культуру, влечение и мораль, сексуальность и производительность По мнению Райха, человеческая психика трехслойна, что и находит проявление в трех типах общества- капиталистическом, тоталитарном и демократическом Первый общественный тип призывает к терпимости и самообладанию, к законности и подавлению страстей. Но подобное подавление инстинктов периодически приводит к проявлению иррационального в человеке. В социально-политической сфере этот процесс выразился в приходе к власти фашизма, который реализует тягу людей к деструкции и насилию. Третий слой психики представляет собой естественную, биологическую основу сексуальности, которая является основой любви и творческой активности. Это психологическая основа демократической системы, в которой устанавливаются естественные отношения между людьми. В 1930 г. Райх публикует книгу «Половая зрелость, воздержание, брачная мораль», которая, по сути, являлась первым анализом проблемы полового воспитания. Тогда же он переехал в Берлин, где участвовал в коммунистически ориентированном движении психического здоровья, организовывал гигиенические центры, а также выступал с лекциями. В психоаналитических кругах политическая деятельность Райха не получила одобрения, поскольку подавляющее большинство ученых не разделяли его взглядов Его радикальные программы сексуального воспитания не одобрялись товарищами по партии, более того, они осуждались как пропагандирующие сексуальную революцию. В результате в 1933 г. он был исключен из Германской коммунистической партии, а годом позже - из Международной психоаналитической ассоциации. Отныне ни одно правительство не хотело принимать Вильгельма Райха у себя в стране Некоторое время он жил в Дании, где в 1933 г. и вышла в свет его книга «Массовая психология фашизма», написанная на основе впечатлений, полученных во время поездок по стране и врачебной практики. В этой книге Райх демонстрирует применимость сексуальной психологии к исследованию проблем политического иррационализма. В результате накопления в организме биологической энергии появляются источники иррационализма, которые выражаются через приверженность масс тоталитарному образу жизни Сильное массовое стремление к свободе и страх перед свободой, проникнутой ответственностью, порождают образ мыслей, характерный для приверженцев фашизма. Естественные влечения человека, и прежде всего - сексуальные, подавляются тоталитарным государством, вытесняются в бессознательное. В результате человек превращается в существо, не способное к какому-либо сопротивлению, таким образом тоталитарная система проникает в психическую структуру индивида. За свои взгляды и пропаганду сексуальной революции Вильгельм Райх был изгнан из Дании и переехал в Швецию. В 1934 г. он обосновался в Норвегии, в Осло, где ему было позволено заниматься научной и практической деятельностью. В 1939 г Вильгельм Райх перебрался в США, где получил должность адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Там Райх много работал в лаборатории и на основании своих исследований сделал вывод о существовании фундаментальной жизненной энергии, присущей не только человеку, но и всем живым организмам. Эту энергию Райх назвал оргоном. По его мнению, именно она лежит в основе фрейдовской теории либидо. Всю свою жизнь Вильгельм Райх посвятил дальнейшей разработке теории оргона. В 1941 г. он открыл оргоннное излучение в атмосфере и почве. Позже он спроектировал аккумуляторы оргонной энергии и с 1950 г. начал проводить эксперименты. Райх считал, что с помощью подобных приборов можно лечить такие тяжелые заболевания, как рак, стенокардия и эпилепсия. В 1954 г. его теория была признана несостоятельной, многие его книги оказались под запретом, было также запрещено использование его метода. Райх пытался протестовать, но был обвинен в неуважении к суду и заключен в американскую федеральную тюрьму, где в 1957 г. и умер от сердечного приступа. Среди современников теории Вильгельма Райха почти не встретили отклика. Из-за политических воззрений многие его труды были незаслуженно забыты либо неверно истолкованы. Тем не менее некоторые его идеи были развиты в сочинениях Э. Фромма и Т. Адор-но. Современные психоаналитики используют его разработки причин развития неврозов и теорию полового воспитания. Райх несколько преувеличивал значение сексуальных влечений в жизни человека, но его взгляды на биологическую энергию послужили основой для создания современной биоэнергетики.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

РАЙХ Вильгельм
1897–1957) – австрийский психоаналитик, сложная и противоречивая личность, вызывавшая как при жизни, так и после смерти неоднозначную оценку его исследовательской, терапевтической, политической деятельности.
   В. Райх родился 24 марта 1897 года в части Галиции, принадлежащей Австро-Венгерской империи. Его отец, который спустя какое-то время после рождения сына купил ферму в Буковине и стал богатым человеком, был властным, авторитарным и вспыльчивым. Его мать, более молодая по возрасту, чем ее муж, и добрая женщина, была послушной домохозяйкой. Появление на свет в 1900 году младшего брата не только не вызвало радости у В. Райха, но, напротив, сопровождалось негативными эмоциями, впоследствии переросшими в соперничество за мать.
   В 14 лет он потерял мать, которая покончила жизнь самоубийством. Это событие не могло не повлиять на него, поскольку, с одной стороны, он боготворил свою мать, а с другой – переживал по поводу одного инцидента, который, возможно, и стал причиной ее самоубийства. Об этом инциденте мало что известно, поскольку он не афишировался и составлял некую тайну семьи. Предположения о данной тайне могут быть сделаны на основе первой статьи В. Райха о табу инцеста в пубертате, написанной им в возрасте двадцати двух-двадцати трех лет. В этой статье был описан клинический случай, в контексте анализа которого выяснилось, что в возрасте 12 лет пациент был свидетелем некоторых отношений между матерью и его репетитором, имевших место в отсутствие отца.
   Находясь под воздействием противоречивых чувств и испытывая инцестуозное влечение, юноша предавался фантазиям, связанным со своеобразным шантажом: если мать не будет благосклонной к нему и не ответит на его желание, то он расскажет своему отцу об интимных отношениях матери с молодым репетитором. Есть основания полагать, что описанный им случай с пациентом в действительности относился к нему самому, поскольку однажды он обмолвился о том, что данная статья являлась результатом его самоанализа. Его отец был человеком ревнивым, мальчик знал об этом и мог воспользоваться данной ситуацией в реальности или в своей фантазии. Как бы там ни было на самом деле, но последствия оказались трагическими: его мать покончила жизнь самоубийством, а ее смерть подорвала здоровье отца, который заболел воспалением легких и умер через три года, когда сыну было 17 лет.
   До смерти матери В. Райх получал образование в домашних условиях под руководством репетиторов. Затем он учился в гимназии в Черновицах, где проявил интерес к изучению немецкого и латинского языка, а также к естественно-научным дисциплинам. Со смертью отца заботы по работе на ферме легли на плечи В. Райха. Одновременно он продолжал учиться. С 1916 по 1918 год В. Райх служил в армии. В 1918 году он поступил на юридический факультет Венского университета, но вскоре перевелся на медицинский факультет того же университета.
   В 1919 году В. Райх стал посещать сексологический семинар, выступил на нем с рефератом «Понятие либидо от Фореля до Юнга», впервые встретился с З. Фрейдом. Осенью 1919 года он был избран руководителем сексологического семинара. Летом 1920 года В. Райх стал приглашенным членом Венского психоаналитического общества, через несколько месяцев выступил на нем с докладом, посвященным анализу «Пер Гюнта» Ибсена, и стал членом данного общества. Под влиянием З. Фрейда он начал использовать психоанализ при работе с пациентами.
   Годы учебы в Венском университете были трудными для В. Райха в материальном отношении, так как за время войны была разрушена ферма их семьи и он вместе с братом остался без средств к существованию. Братья приняли совместное решение, по которому В. Райх получает образование, а его младший брат обеспечивает их существование с тем, чтобы впоследствии они могли поменяться ролями. Последующие обстоятельства жизни оказались таковы, что они расстались; младший брат В. Райха сделал карьеру в международной транспортной фирме, был послан на работу в Румынию, женился, у него родилась дочь. В 1924 году его брат заболел туберкулезом, вернулся с семьей в Вену, проходил курс лечения в Италии. В. Райх помогал брату с медикаментами, но не навещал его во время лечения в санатории. В 1926 году его брат умер и эта смерть принесла В. Райху новые переживания.
   Как участник войны В. Райх имел возможность экстерном за четыре года завершить медицинское образование, на получение которого обычно требовалось шесть лет. В 1922 году он женился на А. Пинк, проходившей у него учебный анализ (впоследствии развелся и дважды женился) и, защитив диссертацию на соискание степени доктора медицины, завершил обучение в Венском университете. В том же году он продолжил обучение по нейропсихиатрии в клинике Венского университета, предложил основать Технический семинар по психоаналитической терапии, которым руководил в период с 1924 по 1929 год. После основания З. Фрейдом в Вене психоаналитической клиники в 1922 году В. Райх стал его первым клиническим ассистентом, а в 1928 году – заместителем директора.
   В. Райх несколько раз проходил личный анализ у различных аналитиков, но так и не завершил его до конца. В 1926 году он прекратил личный анализ, который проходил у венского психоаналитика И. Задгера, что, возможно, было связано с переживаниями после смерти младшего брата. В 1927 году он обратился с просьбой к З. Фрейду стать его аналитиком, но, получив отказ, через некоторое время заболел туберкулезом и ему потребовалось лечение, в результате чего он провел несколько месяцев в одном из швейцарских санаториев в Давосе.
   По возвращении из Швейцарии В. Райх продолжил психоаналитическую деятельность и одновременно стал проявлять повышенный интерес к общественным проблемам. В 1928 году он вступил в Коммунистическую партию Германии и стал заниматься активной политической деятельностью, сопровождавшейся организацией клиник сексуальной гигиены для австрийских и немецких рабочих, проведением сексуальной пролетарской политики (Секспол), а также теоретическим обоснованием необходимости соединения марксизма с психоанализом. В 1929 году в венских газетах появилось сообщение об основании В. Райхом Социалистической Ассоциации сексуальной гигиены и сексологических исследований. В том же году он посетил Россию, выступил перед учеными с докладом о соотношении диалектического материализма и психоанализа, познакомился с опытом сексуальной революции, которая, как он полагал, имела место в этой стране.
   Переехав в Германию в 1930 году, В. Райх организовал в Берлине технический семинар, подобный тому, какой был в Вене. Его идеи нашли отклик у молодых немецких психоаналитиков, включая Э. Фромма и К. Хорни. В. Райх также активно включился в политическую жизнь Германии, способствовал созданию клиник, в которых осуществлялись консультации по сексуальным проблемам, стал одним из директоров Немецкой Ассоциации пролетарской сексуальной политики, выдвинул сексуально-политическую программу, нашедшую поддержку среди многочисленных участников I конгресса данной Ассоциации, состоявшегося в Дюссельдорфе в 1931 году. Многие члены различных организаций, ратующих за сексуальные реформы, вступили в данную ассоциацию, отделения которой образовались в Дрездене, Лейпциге, Шарлотенбурге и в других городах Германии. В. Райх приезжал в эти отделения, встречался с их членами, помогал организовывать соответствующие консультационные клинические центры.
   В 1932 году В. Райх основал издательство по сексуальной политике, опубликовал свой памфлет «Сексуальная борьба молодежи», а также две аналогичные работы других авторов – памфлет о сексуальном образовании матерей, написанный его женой, и небольшой буклет для детей, составленный им совместно с несколькими учителями. Эти публикации и организованная им в том же году в Дрездене молодежная конференция вызвали неодобрение среди руководства Коммунистической партии Германии, что в конечном счете завершилось его исключением из данной организации.
   Во время своего проживания в Берлине В. Райх проходил личный анализ у Ш. Радо, однако этот анализ оказался прерванным, поскольку несколько месяцев спустя его аналитик уехал в США. С приходом фашизма к власти в Германии в 1933 году ему тоже пришлось эмигрировать сперва в Данию, потом в Швецию. Он развелся с А. Пинк и сошелся с балериной Э. Линденберг, с которой познакомился во время своего членства в Коммунистической партии и с которой уехал в Данию. В Копенгагене В. Райх организовал семинар по обучению датских психоаналитиков. В журнале Коммунистической партии Дании он опубликовал статью о нудистском образовании, которая вызвала протест со стороны министра юстиции, обвинившего редактора журнала в пропаганде порнографии.
   В 1934 году В. Райх переехал в Норвегию, где организовал семинары по характероанализу и психоанализу. В Институте психологии в Осло он начал экспериментальную работу, связанную с физиологическими опытами. После исключения из Международной психоаналитической организации он стал разрабатывать новые биоэнергетические идеи и в 1936 году основал в Осло Институт сексуально-экономических и биологических исследований, где проводил эксперименты по изучению биофизической энергии. Работа в этом направлении способствовала становлению и развитию телесно-ориентированной терапии, а также того, что было им названо вегетотерапией. В 1937 году в норвежской прессе была организована кампания против В. Райха. У него возникли конфликты не только с теми, кто критически относился к его новым идеям, но и с его коллегами и учениками. Не выдержав приступов ревности, от него ушла вторая жена.
   Получив приглашение занять пост адъюнкт-профессора медицинской психологии в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1939 году В. Райх эмигрировал в США. В новых условиях жизни он изучал оргонную (космическую, универсальную) энергию, основал в 1942 году Институт Органона в Нью-Йорке, приобрел в штате Мэн около 200 акров земли и создал центр, который он назвал Органоном и в котором при помощи оргонных аккумуляторов, способствующих накоплению атмосферной энергии, пытался лечить различные психосоматические заболевания, включая рак. В. Райх написал А. Эйнштейну, встретился с ним в 1941 году в Принстоне (Нью-Джерси), изложил ему свою концепцию оргонной энергии, в дальнейшем переписывался с ним, но не получил поддержки со стороны всемирно известного ученого. В Нью-Йорке он познакомился с И. Оллендорф, ставшей его ассистенткой, а затем женой.
   После практического применения в разрушительных целях первой атомной бомбы в конце 40-х – начале 50-х годов В. Райх изучал взаимосвязь между оргонной энергией и ядерной энергией, проводил эксперименты по облучению и лечению в оргонных аккумуляторах. При его поддержке был организован Оргономический детский исследовательский центр, в котором велись наблюдения за состоянием беременных матерей, младенцев в первые дни их рождения и детей в возрасте до пяти-шести лет, а также осуществлялась консультационная деятельность по поддержанию их здоровья. В 1948 году им была основана Американская ассоциация медицинской оргономии. В том же году была проведена I Международная оргономическая конференция, в которой приняли участие представители из Аргентины, Великобритании, Норвегии, США.
   В 1954 году В. Райх был подвергнут преследованию со стороны Федерального продовольственного и фармакологического управления США, обвинен в шарлатанстве, арестован и привлечен к суду. По решению суда его исследования в области оргонной энергии были признаны научно несостоятельными, а продажа издаваемых им книг и журналов («Международный журнал сексуальной экономики и оргонных исследований», «Бюллетень оргонной энергии») была запрещена. В 1956 году В. Райх не признал решение суда и продолжил свои исследовательские разработки. За нарушение постановления суда он был приговорен к двум годам тюремного заключения, его оргонные аккумуляторы были уничтожены, а работы по оргонной энергии преданы сожжению. 3 ноября 1957 года он умер от инфаркта в Федеральной тюрьме Льюисбурга в штате Пенсильвания.
   В. Райх – автор ряда статей и книг, включая «Импульсивный характер» (1925), «Функция оргазма» (1927), «Характероанализ» (1928), «Психология масс фашизма» (1933), «Сексуальность в культурной борьбе» (1936, в США переиздана под названием «Сексуальная революция», 1945), «Раковая биопатия» (1948), «Слушай, маленький человек» (1948), «Убийство Христа» (1953) и др.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001