Рационализм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЦИОНАЛИЗМ
склонность человека к разумным, продуманным, логически обоснованным действиям и поступкам.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Рационализм
любое из ряда философских направлений, допускающих, что истина должна и может быть устанавлена лишь с помощью рассуждений, рационального мышления. Легко предположить, что такая позиция ныне сохранилась только в качестве психологической защиты у индивидов, несколько оторванных от реальности и полагающих, что логическое мышление есть главный довод в пользу истинности сделанных им выводов. Ср. Рационализация.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РАЦИОНАЛИЗМ
Любое из нескольких философских направлений, допускающих, что истина должна устанавливаться с помощью рассуждения, рационального мышления. Более старые формы рационализма (например, платонов, средневековый теологический) придерживаются той точки зрения, что окончательная истина может быть обнаружена только через рассуждение. Более современные направления (например, лингвистика Хомского) не настолько антиэмпиричны; рациональные выводы обычно рассматриваются как доступные для эмпирической демонстрации и проверки.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Рационализм
от лат. rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

РАЦИОНАЛИЗМ
1. Склонность человека к рационализации. 2. Философское учение, объясняющее поведение людей исключительно на интеллектуальной основе, сводящее его к разуму или рассудку. Имеется несколько исторически сложившихся рационалитических учений. Р. Платона и унаследовавшая его Р. философия Средневековья утверждали, что истинное знание постижимо исключительно рациональным путем, т. е. путем размышлений, а не эмпирическим или опытным путем. Более современные формы Р., например Р. Хомского, не столь категоричны в отрицании возможности опытного познания истины. 3. Теория, признающая разум основным и единственным источником познания человеком окружающей действительности. Согласно этой теории, инстинные знания, т. е. знания об общих законах и понятиях, основаны только на разуме, а не на непосредственном опыте, приобретаемом с помощью органов чувств. См. иррационализм, разум, рассудок, рационализация, эмпиризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Рационализм
rationalism) P. - филос. позиция, согласно к-рой решающая роль в установлении истины принадлежит разуму. Его можно противопоставить эмпиризму, считающему опыт необходимым условием приобретения знания. С т. зр. рационалиста, идеи носят врожденный характер, а с т. зр. эмпирика - они приобретаются. Влияние Р. на науку проявилось очень давно, оно заметно и в дедуктивной геометрии, созданной пифагорейцами, и в формализованных правилах логики Аристотеля. В наше время Р. сохраняет свое влияние в таких областях, как математика, и получил поддержку со стороны таких выдающихся мыслителей, как Жюль Анри Пуанкаре, к-рый утверждал, что понятие числа является чисто интуитивным и его невозможно постичь на эмпирической основе. Др. философы придерживаются более радикальных взглядов, полагая, что даже правила индуктивных наук базируются на рационалистических допущениях. Алфред Норт Уайтхед отмечал, что "весьма трудное дело - применение разума для выявления общих характеристик наблюдаемого случая, предъявленного нам для прямого познания, - является необходимым предварительным действием, если мы намерены подтвердить индукцию". Что же касается совр. науки, то чисто рационалистический подход к решению задач был разрушен двумя аргументами. Во-первых, история науки недвусмысленно свидетельствует о том, что научное занятие предполагает проведение наблюдений, прогнозирование и проверку того, насколько результаты согласуются с теорией. Очевидно, что наука не строго рациональна, а эмпирична - в той мере, в какой она зависит от накопления фактов. Следует признать, что огромное желание Декарта извлечь все знание из нескольких неопровержимых идей, оказалось несбыточным. Судя по всему, научный прогресс невозможен без эмпирической проверки и корректировки теорет. постулатов. Проверка истинности основана на очевидности, и в этом случае обращаются к фактам, а не к врожденному знанию. Законы должны быть подтверждены органами чувств, а не только разумом. Во-вторых, рационалистическая достоверность оказалась атакованной в своей собственной цитадели - математике, где Куртом Геделем было показано, что для несчетных множеств не может быть доказана логическая непротиворечивость. Иначе говоря, приходится признать невозможность гарантирования правил математики только на рациональной основе. Психология, в своем стремлении быть научной, воздерживалась от бескомпромиссных рационалистических трактовок, за исключением ее периферии, где религиозные и экзистенциальные допущения о природе чел. и о смысле жизни порой приобретали сильную рационалистическую окраску. Так, философия Сартра, осн. на строго логическом анализе последствий отношений между "в себе" и "для себя", возродила радикальные рационалистические представления. Исходя из некоторых не требующих доказательств, интуитивных соображений, Сартр прибег к дедукции, чтобы объяснить развитие личности и психопатологии индивидуума. Психологи старались подтверждать свои теории посредством наблюдения, используя данные как из интроспективных отчетов, так и из непосредственного наблюдения за внешними проявлениями поведения. Именно поэтому влияние Р. на совр. психологию обычно обнаруживается только в превращенной форме. Титченер, один из лидеров интроспекционизма, считал сознание "всего лишь общей суммой психических процессов, пережитых индивидуумом на протяжении всей его жизни". По Титченеру, изучать психологию - значит расспрашивать испытуемых о том, что происходит в их сознании в разных ситуациях и при разных условиях. Как и др. интроспекционисты, он верил в существование трех классов психич. элементов: ощущений, представлений и чувств. Это трехкомпонентное деление субъективного опыта, судя по всему, можно квалифицировать как логический вывод, сделанный на основе данных интроспекции. Др. примером влияния Р. на психол. теорию является мотивационный подход Маслоу, устанавливающий иерархию ценностей на основании посылки, суть к-рой заключается в том, что удовлетворение потребностей, занимающих более высокие позиции, возможно лишь после того, как будут удовлетворены потребности, располагающиеся на нижних ступенях иерархии. Складывается такое впечатление, что эта иерархия была создана интуитивно и пронизана Р. Ее создатель явно исходил из того, что любой разумный чел. согласится с подобной градацией людских потребностей. Влияние Р. можно обнаружить тж и в таком прозаическом занятии психологов, как конструирование личностных опросников. Буриш рассматривает три основные подхода к конструированию тестов: внешний (эмпирический, основанный на групповом критерии), индуктивный (внутренний, основанный на внутренней согласованности, пунктометрический) и дедуктивный (рациональный, интуитивный, теоретический). Дедуктивный, или рациональный метод, поддерживается психологами, "уверенными в возможности создания шкалы для любой личностной черты, имеющей название в обыденном языке". Иными словами, исходная посылка состоит в том, что, рассуждая логически, любой разумный разработчик теста сможет решить, какие именно вопросы нужно задать, чтобы наилучшим образом измерить данную особенность личности. Следует отметить, что рациональный анализ может быть также применен к тем сферам, к-рые обычно считаются выходящими за пределы научного исслед. Откуда мы знаем, что есть "добро" или что значит "этично"? Рационалист считает, что, по крайней мере, на некоторые вопросы, связанные с этикой или моральными ценностями, нельзя получить "научного ответа", но с филос. т. зр. они - тем не менее - имеют смысл. Напр., Джордж Э. Мур проводил границу между "добром как средством", подлежащим изучению научными методами, поскольку оно имеет последствия, и "добром как таковым", имеющим дело с понятиями, к-рые предельно просты и не могут быть определены операционально. Следовательно, рационалист считает, что когда речь идет об ответах на вопросы о внутренней ценности, разум берет первенство. См. также Методы эмпирического исследования, Эмпиризм, Логический позитивизм, Операционализм, Позитивизм Э. Вагнер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.34 мб

Классицистический рационализм как творческий метод в русском градостроительстве первой половины XIX

Журин А.Н.
В статье рассматривается принцип рационализма как творческий метод в области русского градостроительства эпохи классицизма.
Читать PDF
1.38 мб

Новый Ноократический Интегральный рационализм, как основание к построению «Сообщества единой судьбы

Константин Станиславович Хруцкий
В данном исследовании, с позиций Биокосмологии – утверждается необходимость и обосновывается (Ноократическое – Северное) направление смены оснований текущего (доминирующего) Типа рациональности (Типа ментальности, Типа доминирующе
Читать PDF
264.00 кб

Рационализм и иррационализм в исследовании вооруженных конфликтов

Баликоев Асламбек Владимирович
Исследуются движущие силы вооруженных конфликтов, сочетание рационального и иррационального начал этого феномена.
Читать PDF
433.07 кб

Как критиковать «Критический рационализм»

Порус В. Н.
Читать PDF
306.84 кб

Фуко, Автономова и рационализм

Игнатенко А. С.
Рецензия на книгу Н.С. Автономовой «Познание и перевод»
Читать PDF
448.67 кб

Рационализм в современном познании

Еровенко B. , Михайлова Н.
Читать PDF
247.67 кб

Критический рационализм К. Поппера в социально-философском познании

Костина И. Б.
Данная статья посвящена анализу социально-философской методологии гуманитарного познания. В работе детально представлены взгляды К. Поппера на материалистическую диалектику, историзм, историцизм.
Читать PDF
103.62 кб

Рационализм и его пределы в арианском учении

Бирюков Дмитрий Сергеевич
Д. С. Бирюков (РХГА, Санкт-Петербург), на примере нескольких сквозных тем, прослеживает развитие рационалистических тенденций в арианском учении.
Читать PDF
437.12 кб

Рационализм предельно-мировоззренческий (логический, гносеологический, социальный, культурный, практ

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
В данной статье ставится задача рассмотрения путей развития философии посредством обращения к истокам и базовым компонентам рациональности, которую автор статьи называет старой и, одновременно, по определённым параметрам новой в и
Читать PDF
505.21 кб

Возвращающийся рационализм есть возвращающаяся метафизика

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
В статье осуществляется попытка осмысления понятия «рациональность» с гипотетической точки зрения, когда она взяла на вооружение понятие «мировоззренческая стилистика» («типы мировоззренческих стилистик»).
Читать PDF
103.56 кб

2008. 02. 007. Айя П. Мораль и рационализм у Дюркгейма. Hayat P. morale et rationalisme chez Durkhei

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
159.43 кб

Рационализм и постмодернизм

Найдыш Вячеслав Михайлович
В статье рассматриваются установки постмодернизма, связанные с многообразием типов рациональности.
Читать PDF
834.59 кб

Символический рационализм в философии арабоязычного средневековья и русского возрождения

Сатыбалдинова Куляш Мухамединовна
В статье предпринята попытка сравнительного анализа стиля историко-философского мышления, присущего классикам арабоязычной средневековой философии (ал-Фараби) и русской религиозной философии (о. Павел Флоренский).
Читать PDF
217.04 кб

Рационализм как ключ к пониманию «Духа законов» в философии Ш. -Л. Монтескье

Торубарова Т. В.
В статье анализируется специфика метафизической позиции новоевропейской философии, связанной с пониманием бытия как сознания, которая получает свое выражение в просветительском разуме Ш.Л. Монтескье.
Читать PDF
208.65 кб

2010. 04. 007. Мерфи Б. Рационализм и эмпиризм: будет ли когда-нибудь конец дебатам? Мurphy B. ratio

Малакаева А.

Похожие термины:

  • ОГРАНИЧЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ

    См. рационализм, ограниченный.
  • Рационализация лечения

    от лат. rationalis - разумный, ratio - разум), усовершенствование, введение более целесообразной организации лечения.
  • РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

    — приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния.
  • НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ

    восходит по крайней мере к Платону; более поздние яркие представители - Декарт, Кант и Гегель. Полагает, что любые достоверные знания могут исходить лишь от разума, и лишь разум должен играть главну
  • Рационалистический метод Р. Декарта

    один из старейших эвристических методов, использующий приемы индукции и дедукции. Главные правила метода: 1) не признавать истинным ничего, кроме того, что с очевидностью познается и представляетс