ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Контакт психотерапевтический
Все психотерапевтические направления подчеркивают значение К. п. между врачом и больным не только для создания оптимальных условий лечения, но и как инструмента психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении пациента (клиента). К. п. содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (отреагирование или «вентиляция» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь - при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. К. п. формирует на основе развития взаимопонимания коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Психотерапевтический контакт
1) любое взаимодействие между психотерапевтом и клиентом; (2) позитивные отношения между психотерапевтом и клиентом, благодаря которым возможно оказание терапевтического влияния на клиента; (3) рапорт между терапевтом и клиентом. П. к. как устойчивые доверительные взаимоотношения, формируется на основе развития коммуникации между психотерапевтом и клиентом, в результате принятия ими друг друга. П. к. между психотерапевтом и клиентом во всех психотерапевтических школах это — (а) условие психотерапевтического процесса, (б) инструмент психологического влияния, способный приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении клиента. Психотерапевт для достижения П. к. проявляет уважение к клиенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему. Взаимопонимание необходимое для оптимального П. к. достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами коммуникации. Для хорошего П. к. психотерапевт в невербальной связи с клиентом стремится к синхронности: его телодвижения, положение рук, дыхание и т. д. координируются с движениями, позами клиента. Продолжительность, темп и громкость речи, частоту пауз он также синхронизирует с вербальным поведением клиента. Для поддержания П. к. используются следующие приемы: удовлетворение ожиданий и потребностей партнера по общению, выслушивание его, эмоциональная поддержка, обратная связь (сообщение, что партнер понят) и др. В различных психотерапевтических направлениях отмечаются своеобразные акценты на главном, с их точки зрения, терапевтическом механизме П. к. (так в психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос, как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и не изжитых эмоциональных отношений к родителям).

Источник: Клиническая психология. Словарь

Психотерапевтический контакт
1) любое взаимодействие между психотерапевтом и клиентом; 2) богатые, плодотворные отношения между психотерапевтом и клиентом, благодаря к-рым возможно оказание терапевтического влияния на клиента; 3) раппорт между терапевтом и клиентом. Термин «контакт», придя из др. сфер знания, постепенно наполняется психол. содержанием. На этапе возникновения психол. контакта (связи) каждый из потенциальных партнеров по О. (а) начинает (находясь рядом друг с другом или заочно) выделять другого в кач. «фигуры» из «фона», наделяет его нек-рой значимостью, что создает психол. готовность к взаимодействию, коммуникации; возникающее отношение к другому не окрашено пока выраженной положительной или отрицательной эмоциональной окраской; (б) может быть не включен во взаимные интеракции, от него не требуется и «аварийное» поведение (не надо убегать, нападать или застывать - что свидетельствовало бы о стремительно развивающимся контакте, перерастающем в борьбу), (в) имеет возможность обменяться с другим информацией (вербальной, невербальной) (Творогова, 2007). По тому, что информация начала передаваться от одного к другому и стала вызывать обратную реакцию, можно судить, что контакт состоялся. Дальше он может развиваться, затухать, обрываться, завершаться. Виды контакта подразделяются в зависимости от его: 1) продолжительности (кратковременный - долговременный), 2) осознанности (осознанный - неосознанный), 3) произвольности (непроизвольный - требующий осознанных усилий), 4) глубины (первоначальный контакт - доверие/недоверие - …) и т. д. В случае психотерапии психол. контакт, чтобы стать инструментом влияния психотерапевта на клиента, должен приобрести черты психотерапевтического контакта (П. к.), к-рый характеризуется: 1) несимметричностью позиций психотерапевта и клиента; 2) ответственностью психотерапевта как профессионала за его установление, поддержание, развитие; 3) осознанным использованием психотерапевтом проверенных (в контексте доказательной психотерапии) приемов, средств, создание им условий для П. к. со своим клиентом, 4) использованием П. к. как инструмента психол. влияния с целью достижения психотерапевтической цели. П. к. во всех психотерапевтических школах это: а) условие психотерапевтического процесса, б) инструмент психол. влияния, способный приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении клиента. В разл. психотерапевтических направлениях делается акцент на главном с их т. зр. терапевтическом механизме П. к. (так, в психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и не изжитых эмоциональных отношений к родителям). При формировании коммуникативной компетентности медицинского работника Стюарт и Сандин (1995) рекомендуют использовать след. 4 стадии установления, развития и завершения контакта с пациентом: 1-я (предварительная) стадия начинается и заканчивается еще до встречи с пациентом, здесь собирается необходимая информация о пациенте, планируется первая встреча с ним. На 2-й (ориентировочной) стадии происходит первая встреча с пациентом и выясняется причина обращения за помощью. Здесь необходимы создание атмосферы доверия, понимания, признания и открытого сотрудничества, а также разработка договора, контракта с пациентом. 3-я (рабочая) стадия преследует цель помочь пациенту справиться с тревогой, повысить его самостоятельность и ответственность за себя. На этой стадии важно развить конструктивные механизмы сотрудничества. Иногда П. к. «обрывается», что свидетельствует о неудаче, постигшей психотерапевта в конкретном случае его профессиональной деятельности. 4-я стадия - завершающая, на к-рой психотерапевт и клиент могут принять решение о выходе из П. к. После принятия решения совместно оценивается продвижение вперед, насколько удалось достичь поставленных целей. В психотерапии завершение П. к. имеет специальное ритуальное оформление. На этой стадии у пациента надо повышать чувство независимости от других. Полезно помочь ему подготовиться к окончанию взаимодействия уменьшением числа встреч или изменением их места. Лит.:Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ
Все психотерапевтические направления подчеркивают значение П. к. между врачом и больным не только для создания оптимальных условий лечения, но и как инструмента психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении пациента.
П. к. содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (отреагирование или "вентиляция" эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. П. к.
формирует на основе развития взаимопонимания коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему.
Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального П. к., достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами коммуникации. Невербальное поведение врача (мимика, жесты, интонации) нередко оказывается для пациента более значимым, чем его высказывания. Для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как дистанция между собеседниками, направленность корпуса тела, степень контакта взглядом, обращенность корпуса и др. Теплое, эмпатическое отношение психотерапевта к пациенту выражается короткой дистанцией между ними, прямым контактом, взглядом, улыбкой, обращенностью позы к пациенту, свободным и ненапряженным положением рук, доброжелательными и уверенными интонациями голоса и др. Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и "холодное" отношение психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда и корпуса в сторону, в небрежности позы, наличии "преграды" (стола) между ними, отсутствии улыбки, скованности в положении тела и рук (барабанит пальцами по столу), в невыразительных и официальных интонациях голоса и др. Аналогичные признаки невербального поведения отмечаются у пациента при его положительном или отрицательном отношении к психотерапевту. При хорошем П. к. пациент в невербальной связи стремится к синхронности: телодвижения больного, положение рук, кивки головой, движения век, дыхание и т. д. координируются со звуками и содержанием речи психотерапевта. Продолжительность, темп и громкость речи, частоту пауз он также синхронизирует с вербальным поведением психотерапевта. Невербальный аккомпанемент открытого словесного выражения эмоционального отношения друг к другу нейтрализует, подчеркивает их или производит противоположное воздействие.
В различных психотерапевтических направлениях отмечаются своеобразные акценты на главном лечебном механизме П. к. В психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос и контрперенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и неизжитых эмоциональных отношений к родителям. Предполагается, что пациент вновь попадает в зависимость, теперь уже к психоаналитику, и в результате проработки возникшего невроза переноса освобождается от этой зависимости. В клиент-центрированной психотерапии создание эмпатической коммуникации позволяет избежать переноса, и благодаря особым терапевтическим условиям П. к. (триада Роджерса) появляется возможность нового понимания себя и своей жизни, ответственного и самостоятельного решения возникающих проблем. Лечебным механизмом П. к. при проведении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является выявление и анализ, в условиях доверительности, эмоционально теплого общения, основного стереотипа в системе отношений личности пациента, нарушающего его самооценку и межличностное функционирование. Своеобразием отличается подход к пониманию П. к. на основе трансактного анализа. Поведение пациента отражает в каждый момент общения с психотерапевтом одну из сторон его "Я": взрослого "Я", родительского "Я" и "Я" ребенка. Так, если психотерапевт, вместо того чтобы искать причины нарушения пациентом лечебных предписаний, ограничивается критикой или морализированием, пациент реагирует страхом и покорностью или возмущается "наставлением" психотерапевта. В этом случае П. к. строится по типу "родитель- ребенок".
После установления первоначального П. к. между психотерапевтом и пациентом процесс общения приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах. В. А. Ташлыков (1984) выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в П. к.: руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета (власти) специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений "врач-пациент", при которой врач доминирует, занимает ведущую, активную позицию, берет на себя ответственность за решение основных задач в период лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно малоактивным, пассивным объектом терапии. Такой психотерапевт наделяется "магическими" качествами, и больные особенно восприимчивы к его суггестивным влияниям. Социально незрелым пациентам с выраженной зависимостью при слабой мотивации к лечению этот тип контакта полезен, особенно на первом этапе лечения. В амбулаторных условиях при отказе психотерапевта от руководства в отношениях с указанными больными они стремятся прервать лечение и найти другого врача, удовлетворяющего их потребность в зависимости. Психотерапевт при этом применяет методы психотерапевтического воздействия, содержащие успокоение, разъяснение, убеждение, внушение, вселяет надежду, дает советы, рекомендации. П. к. отражает не только социальную (руководство и партнерство), но и эмоциональную дистанцию (эмпатический и эмоционально нейтральный подходы). Психотерапевтическое руководство в сочетании с эмоциональной поддержкой позволяет пациентам посредством подражания и идентификации лучше усваивать воздействие психотерапевта и тем самым вырабатывать более адекватные установки и формы поведения. Недостатком этого типа П. к. является низкая активность и ответственность больного, а также нередко зависимость от психотерапевта. Наибольшую неудовлетворенность и сопротивление пациентов вызывает руководство при эмоционально нейтральном подходе врача. Партнерство как модель неавторитарного сотрудничества, лечебного союза предполагает активное участие больного в психотерапевтическом процессе, развитие ответственности и самостоятельности, умение делать выбор между альтернативными решениями. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и выражать свои чувства.
Отрицательные результаты психотерапии, ее неэффективность, уход больного от психотерапевта часто обусловлены неправильным выбором П. к., ригидным поведением врача и его психотерапевтической некомпетентностью, личной несовместимостью пациента и психотерапевта, отсутствием согласия и понимания между ними, невыполнением больным рекомендаций по лечебному режиму и образу жизни и т. д. С этой точки зрения психотерапевтический контракт представляется наиболее гибким среди различных типов П. к., так как в его основе лежит взаимно согласованное психотерапевтом и пациентом понимание болезни и лечения.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
286.20 кб

Фундаментальные свойства психологического контакта: психотерапевтический взгляд

Погодин Игорь Александрович
В центре внимания статьи находится процесс обсуждения контакта через призму его основных свойств.

Похожие термины:

  • Психотерапевтический контакт в беатотерапии

    предполагает сложные, противоречивые и динамичные отношения между общающимися. Главная цель психотерапевтического контакта (П. к.) - создание условий для прогрессивного самонаблюдения, для осозн