Психомоторное развитие

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психомоторное развитие
процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Психомоторное развитие
становление в онтогенезе системы двигательных навыков и высших психических функций. Этот процесс взаимного развития движений и высших психических функций наиболее заметен в младенческом возрасте. Связь моторики и мышления была изучена Ж. Пиаже и сформулирована в представлении о сенсомоторном интеллекте ребенка, основанном на сенсомоторных схемах связи движения и образа предмета, по отношению к которому осуществляются эти движения. Аналогичная идея ранее была высказана русским физиологом И. М. Сеченовым, который прямо выводил мышление из моторных схем, образно говоря о темном мышечном чувстве как основе мышления.
Формирование сложных движений уникально у каждого ребенка, поэтому на практике наблюдаются разнообразные отклонения от стандартных схем развития. Тем не менее существует определенный порядок проявления во времени этапов становления системы движения.
К 2 месяцам младенец может приподнимать грудную клетку над поверхностью и самостоятельно держать головку в вертикальной позиции, что приводит к стабилизации функций зрительной и слуховой сенсорных систем. С этого периода он начинает познавать пространственные соотношения своего тела и окружающих его предметов. Примерно через месяц младенец пытается переворачиваться с живота на спину и обратно. Эти первые сложно координированные движения требуют зрелости подкорковых двигательных ядер и их взаимодействия с моторной корой. Под влиянием осваиваемых движений происходит ускоренное созревание моторных и премоторных зон коры, непосредственно морфологически примыкающих к лобным долям мозга.
Мелкие движения кисти рук несовершенны, но начинают формироваться реакции захвата игрушки на основании врожденного хватательного рефлекса. В этой фазе жизни младенца большую значимость имеют игрушки ярких расцветок и сопровождающиеся звуками, так как именно они активизируют механизмы непроизвольного внимания и стимулируют действия по отношению к предметам.
К 4—5 месяцам начинается освоение навыка сидения, который значительно расширяет сенсорные и двигательные возможности младенца. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает сидеть, прямо держа спину. Эта поза задействует многие регуляторные механизмы, способствующие подготовке к освоению ходьбы. Кроме того, она оформляет естественные человеческие ориентиры в пространстве. Ребенок способен реагировать на стимулы, появляющиеся спереди и сверху, более активно, нежели на те, что появляются сзади. Вертикальная поза освобождает руки для их интенсивного использования в качестве средства манипуляций. Быстро развиваются зрительно-моторные координации, движения руки под контролем зрения играют существенную роль в формировании зрительного восприятия пространства, в частности его глубины, а также выполняют функцию обратных связей в развитии восприятия и опознания предметов. Сидящий в кроватке младенец получает большую свободу действий с предметным миром и в игре с собой и с окружающими.
В первом полугодии жизни двигательная система младенца готовится к следующему этапу — к освоению ходьбы. Перед этим ребенок, естественно, должен научиться поддерживать вертикальную позу. Стояние осваивается постепенно в течение 9-го и 10-го месяцев. Для этого необходимы достаточно развитые мышцы ног и сформированные позные вертикальные рефлексы. Освоение вертикальной позы происходит с 8-го по 10-й месяц. Иногда это время отодвигается до 10—12-го месяца.
Почти одновременно многие младенцы активно передвигаются по поверхности, ползая, что также рассматривается в качестве подготовки к освоению ходьбы.
Таким образом, в течение первого года жизни младенец осваивает значительный репертуар двигательных актов, регуляция которых требует зрелой системы мозгового обеспечения. Центральными элементами таковой оказываются моторная и премоторная зоны коры, которые под влиянием тренируемых функций устанавливают прямые и обратные связи с подкорковыми экстрапирамидными ядрами и структурами мозжечка. В этих структурах происходит интеграция импульсаций от рецепторов мышц рук и ног и от рецепторов глаза и уха. Следовательно, основная интегративная функция этих кортикальных структур заключается в сенсомоторном взаимодействии и координации движений в связи с сенсорными стимулами, что служит важнейшей основой для развития высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.36 кб

Роль прикорма в психомоторном развитии ребенка

Яцышина Елена Евгеньевна
Рассмотрено влияние тактики введения прикорма на психомоторное развитие ребенка. Представлены возможные нарушения в психомоторном развитии в связи с неадекватной организацией питания ребенка первого года жизни.
Читать PDF
10.59 мб

Особенности психомоторного развития дошкольников

Березина Н. О.
Читать PDF
256.09 кб

Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет

Лукманова Наталья Борисовна, Волокитина Т. В., Гудков А. Б., Сафонова О. А.
Проведено лонгитюдное исследование физического состояния и психомоторного развития школьников в течение трех лет в начале каждого учебного года с участием одних и тех же детей, поступивших в первый класс общеобразовательной школы
Читать PDF
11.18 мб

Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста

Каплиева О. В., Жила Т. Н., Сиротина З. В.
Читать PDF
267.26 кб

Аспекты коррекции задержки психомоторного развития у детей

Диханбаева Г.А., Куттыгулова Ж.Е., Утепов Д.П., Жиеналиева Л.А.
Раннее распознавание нарушения психомоторного развития, использование адекватных, гармоничных методов ее коррекции путем стимуляции становления двигательных функций, стимуляции развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реа
Читать PDF
1.02 мб

Характер психомоторного развития детей с депривацией слуха

Баюнчикова (Юрьева) Диана Сергеевна, Пальчик Александр Бейнусович
Помощь детям с сенсорной депривацией представляет собой сложную, многогранную и мультидисциплинарную задачу.
Читать PDF
674.07 кб

Закономерности психомоторного развития у детей с тугоухостью

Юрьева Диана Сергеевна, Пальчик Александр Бейнусович, Юлдашев Зафар Мухамедович, Машевский Глеб Алексеевич, Ульянова Анна Владимировна, Саблина Юлия Витальевна
В условиях Городского центра восстановительного лечения для детей со слухоречевой патологией с помощью рутинного соматоневрологического и сурдологического методов обследованы 100 детей c сенсоневральной тугоухостью различной степе
Читать PDF
1.50 мб

Особенности психомоторного развития глубоконедоношенных детей

Сахарова Елена Станиславовна, Кешишян Елена Соломоновна, Алямовская Галина Александровна
Статья посвящена анализу и оценке психомоторного развития глубоконедоношенных детей первых 3 лет жизни.
Читать PDF
183.30 кб

Коррекция задержки психомоторного и речевого развития у детей

Елемесова Г.С.
Читать PDF
9.94 мб

Психомоторное развитие детей, рожденных матерями юного возраста

Чижова Ж. Г.
Читать PDF
1.20 мб

Особенности психомоторного развития у детей с ранним детским аутизмом

Соколов Н.В.
Читать PDF
319.50 кб

Влияние Войта-терапии на психомоторное развитие детей грудного возраста

Либерман Лариса Николаевна, Адулас Елена Игоревна
Читать PDF
417.44 кб

Развитие психомоторных способностей у подростков средствами брейк-данса

Кузьменко Марианна Викторовна, Болдырева Вера Борисовна
Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными.
Читать PDF
3.88 мб

Особенности психомоторного развития недоношенных детей первых 3 лет жизни

Жила Т. Н.
Целью исследования явилось изучение психомоторного развития у 79 недоношенных детей первых 3 лет жизни.
Читать PDF
382.10 кб

Учет психомоторного развития в физическом воспитании детей грудного возраста

Жесткова Екатерина Александровна
Исследование проблемы оздоровления детей первого года жизни вызвано необходимостью разработки теоретико-методических основ коррекции психомоторного развития ребенка.

Похожие термины: