Здоровья психология
использование знания психологии для обеспечения личного и общественного здоровья.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Психология здоровья
(Health psychology) – изучение влияния поведенческих и психологических факторов на болезни.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Психология здоровья
Health psychology) . Раздел психологии, обеспечивающий вклад психологии в бихевиоральную медицину.
Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004
Психология здоровья
Один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегулирования для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
направление психологических исследований, входящее в состав клинической или медицинской психологии и связанное с изучением влияния психологических факторов на состояние физического здоровья человека, в частности на заболеваемость и смертность среди людей. См. психология клиническая, психология медицинская.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Психология здоровья
1. особое направление в бихевиоральной медицине, имеющее дело с психологическими требованиями к тому, что касается диагностики и профилактики психологических компонентов, принимающий участие в развитии физической дисфункции; 2. психологические качества зрелой, здоровой личности; 3. психологические качества, способствующие укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЗДОРОВЬЯ, ПСИХОЛОГИЯ
Область прикладной психологии, которая пытается использовать психологическую теорию и знание для обеспечения личностного и общественного здоровья. Определенный интерес представляют и иные проблемы, такие как определение этиологии болезни, понимание условий и коррелятов благополучия, разработка методик для предотвращения и лечения болезней и улучшение системы здравоохранения в области родовспоможения.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
Лесли и Патрику уже давно за пятьдесят. Оба они имеют избыточный вес и не занимаются физическими упражнениями. Их отцы умерли на седьмом десятке жизни от сердечного приступа. После встречи нового тысячелетия друзья решили сбросить вес и заниматься гимнастикой. В течение следующих месяцев Лесли твердо придерживался принятого решения и сбросил около 9 килограммов, а Патрик почти не изменил свой образ жизни. Психология здоровья занимается исследованием психологических факторов, связанных с состоянием здоровья; в конкретных случаях она выясняет, почему одни люди стараются придерживаться здорового образа жизни, а другие нет. Одна из моделей, объясняющих такое поведение, — теория убежденности. Согласно этой теории, решающими факторами, определяющими поведение человека, являются убежденность в том, что существуют методы лечения данного заболевания или поддержания хорошей физической формы, а также вера в эффективность этих методов. Так что разницу в поведении между Лесли и Патриком можно объяснить следующим образом. Лесли верит в то, что существует риск сердечного приступа с серьезными последствиями как для него самого, так и для его семьи. Он полагает, что предложенная диета и физические нагрузки являются эффективными методами и ему нетрудно их придерживаться. Патрик же не верит в то, что ему что-то угрожает, и поэтому думает, что диета и физические упражнения являются лишь пустой тратой его драгоценного времени.
Одним из стимулов развития психологии здоровья послужила смена причин, по которым умирают люди в западных странах. В начале XX века основными причинами смерти были такие болезни, как туберкулез, дифтерия и грипп. В начале XXI века основной причиной смерти в Европе служат болезни сердечнососудистой системы. Было сделано предположение, что в 50 процентах случаев люди умирают из-за неправильного образа жизни. Одна из задач психологии здоровья — найти способы, которые могли бы убедить людей вести здоровый образ жизни.
См. также статьи «Биопсихология», «Клиническая психология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Стресс», «Тревога и тревожные расстройства».
Источник: 101 ключевая идея психологии
Психология здоровья
1) раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946), психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья; (2) отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. П. з. больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией; (3) междисциплинарная область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984); (4) объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья (Matarazzo, 1980). В рамках первого подхода П. з. большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение. Проблемы здоровья и болезни описываются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая рассматривает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия (неспособность трудиться, прикованность к постели, пр.) нарушения здоровья (заболеваемость — показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с точки зрения социальной. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ — для абсолютно здорового человека) (С. Мейес, Т. Элдерен, 2002). Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Психология здоровья
health psychology) П. з. - это вся совокупность специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психол. дисциплин в распространение и поддержание здоровья, лечение и предупреждение заболеваний, в идентификацию этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезней и связанных с ними дисфункций", а также в анализ и усовершенствование системы здравоохранения и в формирование политики в области здоровья. П. з. пользуется результатами практ. из каждой основной области психол. и таким образом связывает психологию с поведенческой медициной. Хотя П. з. яв-ся сравнительно новой областью, она имеет столь же древние и глубокие корни, как и сама психология. Джон Б. Уотсон писал: "Студента-медика следует учить, что вне зависимости от того, специализируется ли он в хирургии, акушерстве или психиатрии, его пациенты являются людьми, а не просто объектами, на которых он может демонстрировать свое умение". Основное внимание психологии здоровья сосредоточено на обучении специалистов в области здравоохранения, что, в частности, находит свое выражение в росте числа курсов поведенческих наук и рабочих мест для психологов в мед. учебных заведениях и родственных организациях. Медицинская психология - это раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физ. заболеваниями, часто в условиях стационара и обычно в рамках консультационно-контактирующей психиатрической службы (consultation-liaison psychiatry service). Ее клиническая ориентация связана гл. обр. с проблемами психич. здоровья, хотя имеются хорошо документированные свидетельства влияния психотерапевтического вмешательства на течение, результаты и продолжительность различных физ. заболеваний. Другой областью интереса являются так называемые психосоматические заболевания - болезни, к-рые, как это было показано или предполагается, вызываются или осложняются эмоциональными или психол. факторами. Относительно недавно в психосоматической медицине, как и в медицине в целом, наметилось движение в сторону более холистических и всеобъемлющих биопсихосоциальных представлений о здоровье и болезни, в к-рых уделяется должное внимание эмоциональным или психол. факторам практически во всех областях болезни или здоровья. Педиатрическая психология представляет собой "новый брачный союз" между педиатрами и психологами в области предоставлення услуг, обучения и исследовательской деятельности, сотрудничающими в удовлетворении связанных с развитием и здоровьем потребностей детей и их семей. У специалистов в области здравоохранения наблюдается смещение приоритетов в сторону того, что называется "новой заболеваемостью" (new morbidity) - т. е., в сторону проблем, являющихся по своему происхождению в значительной мере или главным образом психосоциальными, таких как жестокое обращение с детьми, нарушения обучения (learning disorders), "проблемы в жизни" (problems in living) и стрессовые расстройства. Реабилитационная психология (rehabilitation psychology) занимается преимущественно диагностикой, консультированием или лечением пациентов с хроническими заболеваниями или физ. инвалидностью. Сотрудничество со специалистами в области реабилитационной медицины и др. родственных направлений представляет одну из основных междисциплинарных связей, присущих данной области. Одной из важнейших проблем, с к-рыми сталкивается П. з., яв-ся подготовка специалистов. Сравнительно немногие из психологов обладают специальной подготовкой к работе в сфере П. з. Существует лишь небольшое число программ подготовки (рrеdoctoral) и повышения квалификации (postdoctoral) психологов со специализацией в области П. з. См. также Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения, Холистическое здоровье, Первичная профилактика психопатологии Д. Л. Вертлиб
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Психология здоровья
наука о психологическом обеспечении здоровья человека в течение всей его жизни.
Еще в середине XVIII в. наш великий соотечественник М. В. Ломоносов обосновывал в своих трудах пути и способы психического и физического оздоровления людей. К началу XX в. относится становление в России психогигиены как самостоятельной научной дисциплины. В ее рамках вопросы сохранения, поддержания и укрепления психического здоровья признаются центральной проблемой.
В 1887 г. на I съезде российских психиатров в докладе профессора И. П. Мержеевского, возглавлявшего в то время кафедру психиатрии и клинику нервных и душевных заболеваний в Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург), была предпринята попытка рассмотреть факторы и условия, определяющие состояние психического здоровья.
Академик В. М. Бехтерев, ученик и преемник И. П. Мержеевского, выступил в 1905 г. на II съезде российских психиатров с программным для последующего развития психологии здоровья докладом на тему «Личность и условия ее развития и здоровья». Особенности формирования здоровой личности он связал с наследственностью, условиями зачатия и развития человеческого организма, правильным воспитанием ребенка с первых дней его жизни, должным образом поставленным обучением, соблюдением правил гигиены, экономическими и социальными условиями. Высказанные ученым мысли значительно опередили довольно близкие по смыслу рассуждения, представленные в зарубежной психологии, прежде всего гуманистической.
Как самостоятельное и новое научное направление П. з. оформляется только на рубеже 1970 — 1980-х гг. за рубежом и в начале 1990-х в России.
Основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов П. з., заключаются в следующем:
определение базисных понятий П. з.;
исследование и систематизация критериев психического и социального здоровья;
методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
разработка простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
факторы здорового образа жизни (формирование, укрепление и сохранение здоровья);
факторы, влияющие на отношение к здоровью;
психологические механизмы здорового поведения;
формирование внутренней картины здоровья;
коррекция индивидуального развития;
профилактика психических и психосоматических заболеваний;
исследование состояний предболезни личности и их профилактика;
разработка концепции здоровой личности;
определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
психологические механизмы стрессоустойчивости;
социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
гендерные аспекты психического и социального здоровья;
разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
детская и школьная психология здоровья;
психологическое обеспечение профессионального здоровья;
психология долголетия, признаки психического старения и их профилактика;
психологическая помощь при завершении жизненного пути.
Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области П. з. должны получать углубленные знания и в вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершенствования.
Очевидное усиление интереса к проблематике П. з. не только со стороны представителей психологической науки дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из основных направлений российской психологии.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007