ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ
область психологических исследований, касающаяся проблем и вопросов, которые возникают в вооруженных силах в мирное и в военное время.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Военная психология
отрасль психологии, занимающаяся изучением индивидуальных и групповых психических явлений в условиях воинской службы, военных действий.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ
отрасль психологии, касающаяся психологических процессов, состояний и свойств человека, проявляющихся в различных, связанных с военным делом, ситуациях.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь. Это довольно энергично исследуемая область прикладной психологии, она представлена специальным отделением в Американской психологической ассоциации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
психологическая наука, предметом которой являются особенности психики воинов и их деятельности в условиях военной службы, учебно-боевой, морально-политической и психологической подготовки и боя.
Задачи советской В. п.— содействие повышению боеспособности Советских Вооруженных Сил и обороноспособности СССР.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Военная психология
Раздел психологии, исследующий закономерности переживаний и поведения личности в связи с военной деятельностью. При этом особое внимание уделяется: 1) психической деятельности военнослужащих, ее развитию, изменению и проявлению при выполнении военных заданий в мирное время и во время войны; 2) воздействию существенных факторов военной службы на развитие личности и коллектива во время войны и при проведении мероприятий по повышению готовности к обороне. См. Военная психиатрия.; Психология.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ ВОЕННАЯ
отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности воинов, особенностей воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Разрабатывает преимущественно способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Вырабатывает рекомендации по совершенствованию теории и практики изучения, отбора, обучения, воспитания военнослужащих, политико-воспитательной работы, психологической подготовки воинов и руководства личным составом. Также занимается изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.
Направления психологии военной соответствуют видам вооруженных сил. Ее проблемы разрабатываются в русле взглядов военной науки и с опорой на выводы психологии социальной, психологии труда и психологии инженерной, педагогической, психофизиологии и др.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Военная психология
отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности. В. п. представляет собой комплексную науку, решающую свои практические проблемы на основе достижений общей и социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, педагогической и медицинской психологии, а также других отраслей современной психологии.
Как самостоятельная отрасль В. п. зародилась в начале XX в. Ее возникновение было связано с необходимостью качественного комплектования вооруженных сил личным составом. В настоящее время основное внимание военными психологами уделяется проблеме психологического обеспечения военно-профессиональной деятельности, что предполагает осуществление мероприятий профориентации, профессионального психологического отбора и психологического сопровождения профессиональной деятельности. Кроме этого, последнее включает углубленное психологическое изучение; медико-психологическую коррекцию и реабилитацию военнослужащих; психологическое консультирование; разработку психологических основ укрепления воинской дисциплины; разработку психологических основ обучения и воспитания военнослужащих и др.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, исследующая особенности функционирования психики человека и социального взаимодействия в условиях воинской и боевой деятельности. Военная психология исследует психологическое содержание и особенности различных видов воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя и характер их влияния на человека, закономерности формирования и развития профессионально важных качеств военнослужащих, психологические явления в воинских коллективах и методы управления ими, изучает проблемы адаптации военнослужащих к условиям военной службы, а также психологические детерминанты и особенности возникновения и ведения войн. Ключевой проблемой В. п. является исследование боевой деятельности солдат, командиров, подразделений, частей различных видов и родов войск. Знание психологических требований боя, войны – решающее условие прогнозирования боевой эффективности личного состава, проведения профессионального отбора в военные учебные заведения, целенаправленного формирования необходимых особенностей личности солдата, командира, воинских коллективов. В. п. изучает управление войсками, дисциплину, боевое мастерство, влияние службы на развитие личности и др. В. п. может внести серьезный вклад в разработку проблем военного искусства. В В. п. существуют отдельные направления, такие, например, как военно-педагогическая психология, военно-социальная, военно-инженерная, психология личности военнослужащего.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВАЙСКОВАЯ ПСІХАЛОГІЯ / MILITARY PSY CHO - LOGY– область научного знания, изучающая особенности функционирования психики человека и социального взаимодействия в условиях воинской, прежде всего боевой, деятельности. Специфика В. п. состоит в том, что она является одновременно отраслью психологии и военной науки. Как отрасль психологии В. п. исследует стресс-факторы боя и характер их влияния на человека, закономерности формирования и развития важных профессиональных качеств военнослужащих, психологические явления в воинских коллективах и методы управления ими, проблемы адаптации военнослужащих к условиям военной службы. Центральной проблемой В. п. является исследование психологической стороны боевой деятельности военнослужащих, подразделений и частей различных видов и родов войск. В. п. изучает психологические аспекты управления войсками, дисциплину, боевое мастерство, влияние службы на развитие личности и др. Психология предоставляет в распоряжение В. п. научно-методологические ориентиры, методы научного исследования, результаты новейших достижений, прежде всего в области нейропсихологии, психо физиологии, общей, когнитивной, социальной, клинической психологии, психологии труда, психодиагностики и т. д. Как отрасль военной науки В. п. изучает психологические детерминанты и предикторы войн, психологические факторы победы и поражения, психологические последствия войны и боя. Военная наука ориентирует В. п. относительно характера современных и будущих войн и требований, предъявляемых ими к психике воина и военному руководству. Так, в начале ХХI в. военное противоборство обрело характер гибридной войны, интегрирующей возможности традиционных войн, консциентальных, поведенческих, информационных, психологических и других войн. Важным является положение о многосферности современных войн, возможности их ведения в наземном, подземном, надводном, подводном, воздушном, космическом, информационном, кибер-, социальном и психологическом пространствах. В современных войнах и войнах ближайшего будущего будут широко использоваться возможности искусственного интеллекта, беспилотные летальные системы, боевые роботы, лазерное, гиперзвуковое оружие и оружие на новых физических принципах. В боевом противоборстве широко применяются как дистанционные боевые действия, так и контактные схватки мелких боевых подразделений. Существенное влияние на бое вые события может оказывать активность гражданского населения. Среди участников боевых действий могут быть женщины и дети. Воины могут участвовать в боевых действиях пролонгировано или в «вахтовом» режиме. Все это будет создавать принципиально разные психологические реальности войны и боя и по-разному скажется на психической деятельности и боевом поведении военнослужащих. Военная наука формирует «методологическую оптику» военной психологии, показывает, что познание психологических особенностей современной войны– решающее условие прогнозирования психологической реальности боя, проведения профессионального отбора, организации адекватной психологической подготовки, системы психологической поддержки и реабилитации воинов. Исследуя психологическое содержание вой ны и боя, В. п. вносит серьезный вклад в разработку проблем военной науки и военного искусства. В ответ на запросы военной практики внутри В. п. развиваются отдельные направления, такие как военно-педагогическая, военно-социальная, военно-инженерная психология, психология личности военнослужащего и др. А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Военная психология
military psychology) В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед. в области челов. факторов и соц., клиническая и организационная психология. Во мн. странах существуют ин-ты В. п. Как правило, в таких ин-тах работают как гражданские психологи, так и психологи, находящиеся на службе в армии. Тестирование Иногда работа, выполняемая психологами для вооруженных сил, служила толчком для развития психологии в гражданском секторе. Так, групп. тестирование было разраб. военными психологами во время Первой мировой войны в ответ на потребность в быстрой классиф. новобранцев. Этот вид тестирования послужил моделью для групп. тестов интеллекта и стимулировал развитие направления групп. тестирования в 1920-х гг. В ходе Второй мировой войны был разраб. Армейский общий классиф. тест (Army General Classification Test, AGCT), заменивший прежний Армейский тест "Альфа". Различные тесты были сконструированы для специальных целей. Управление стратегических служб США (OSS) разраб. деятельностно-ориентированные тесты для отбора оперативных сотрудников. Эти разраб. OSS, принципиально отличавшиеся от традиционных процедур отбора, опиравшихся на бланковые тесты, стали предшественниками совр. центров оценки персонала (assessment centers). Интерес к проведению исслед. и разраб. тестов в военной области сохранился и после Второй мировой войны. Эта работа получила свое продолжение в развитии компьютеризованного адаптивного тестирования, при к-ром вместо предъявления полного набора заданий, содержащихся в традиционном групп. тесте, тестируемые получают набор тестовых заданий, соотв. их уровню способностей. В дополнение к тестированию умственных способностей и интересов проводятся исслед. физ. способностей, необходимых для овладения конкретными военными специальностями. Обучение Др. важной областью В. п., тесно связанной с тестированием, является обучение. Американские вооруженные силы - крупнейший в мире разработчик образовательных и обучающих программ, а функция обучения - одна из важнейших функций военных орг-ций всего мира. Военные психологи как разраб., так и оценивают программы обучения. Отмечается сдвиг от теорет. обучения, ориентированного на лекционные занятия, к практ., ориентированному на приобретение опыта или профессиональных навыков. Экспериментальные исследования в области человеческих факторов Челов. факторы - многоотраслевая прикладная наука, занимающаяся изучением взаимосвязей людей с их машинами, задачами и средой. Область исслед. челов. факторов возникла в рез-те слияния целого ряда дисциплин, заинтересованных в повышении интенсивности труда, эффективности обучения, безопасности деятельности и согласованности взаимодействия чел. и машины. Прилагаются непрерывные усилия по разраб. оборудования и систем для эффективной военной подготовки и эффективных боевых действий. Это вызывает необходимость в проведении фундаментальных исслед. зрения, слуха, физиолог. реакций на стресс и т. д. Проектирование кабин пилотов, систем обеспечения учеб. стрельб, обмундирования, вооружений и систем обработки информ. - все это может служить ил. разнообразных приложений науки о челов. факторах в военной области. Как и в др. областях, здесь тж отмечается неуклонный рост использования автоматизированной технологии, особенно в авиации и при создании оружия и информ. систем. Клинические и социальные области Роли военных клинических психологов немногим отличаются от ролей гражданских клиницистов. Помимо этого, военные психологи могут работать в реабилитационных и др. специализированных клиниках и тесно сотрудничают с ортопедами и неврологами. Клинические психологи в армии могут тж назначаться на должности, где они несут единоличную ответственность за психиатрические службы, включая орг-цию стационарного лечения. Существует множество исслед. в области соц. психол. военных групп, особенно в связи с боевыми действиями. Было обнаружено, что взаимоотношения строевого солдата с его первичной группой (малой группой, с к-рой он работает и воюет) являются важным фактором, обусловливающим способность солдата противостоять трудностям и опасностям боя. Тж проводились исслед. по процессам и эффектам "промывания мозгов", допросов и сенсорной депривации. Ряд исслед. был посвящен изучению эффектов ограниченного пространства, такого как на подводных лодках. Др. исслед. концентрировались на роли семьи, напр., изучение влияния на военнослужащих разлуки с семьей, вызванной обязанностями несения службы на корабле, или связи семейных аттитюдов с возобновлением военного контракта. Интеграция расовых меньшинств и женщин в вооруженные силы вызвала значительный интерес со стороны военных психологов. Исслед. по интеграции черных мужчин в армию США показали, что увеличение контакта с членами групп. меньшинств привело к увеличению их принятия доминирующими группами. Рез-ты исслед. по интеграции женщин в армию оказались более неопределенными. Организационная психология На протяжении долгого времени лидерство/руководство представляло главный интерес для военных психологов. Подходы, связанные с отбором, профессиональным ростом и оценкой командиров, постепенно расширились и в настоящее время включают ситуационные и организационные факторы. Повышение эффективности/продуктивности деятельности и улучшение качества жизни все в большей степени становятся важными целями проведения организационных изменений. См. также Прикладные исследования, Человеческие факторы, Тренинг руководителей Л. У. Оливер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
49.41 кб

Роль и функции военного психолога

Кравцова Елена Евгеньевна
Роль и функции военного психолога рассматриваются с точки зрения задач сопровождения психического и личностного развития военнослужащих.
Читать PDF
303.36 кб

Военная организация как социально-психологический феномен

Гольев Станислав Анатольевич
Военная организация рассматривается как социально-психологический феномен. Анализируются особенности корпоративной культуры военной организации и роль командира в ее формировании.
Читать PDF
340.15 кб

Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов

Чихачёв Максим Витальевич
В статье проведен анализ существующих в психологии точек зрения на проблему психологической адаптации в исследованиях военных психологов. Рассматривается сущность адаптации военнослужащих в работах различных авторов.
Читать PDF
354.77 кб

Социально-психологический портрет кандидата на военную службу

Космачева Ольга Юрьевна, Курьянова Наталья Николаевна
Проанализированы разработанные авторами анонимные анкеты, которые позволят изучить уровень физического развития претендентов, заболеваемость данного контингента как объективную (по медико-статистическим данным), так и субъективную
Читать PDF
430.73 кб

Американская военная психология как область специальной практики

Караяни Александр Григорьевич, Караяни Юлия Михайловна, Зинченко Юрий Петрович
В статье анализируются состояние и основные направления деятельности военных психологов американских вооруженных сил.
Читать PDF
849.18 кб

Психологическая помощь военнослужащим в годы Первой мировой войны

Караяни Александр Григорьевич, Караяни Юлия Михайловна
В статье раскрывается история развития взглядов на психологические последствия участия в боевых действиях в годы Первой мировой войны. Анализируются категории «снарядный шок», «военный психоневроз», «психогенные потери».
Читать PDF
307.48 кб

Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе

Солодков Алексей Сергеевич, Юсупов Владислав Викторович, Днов Константин Викторович, Туманова Надежда Николаевна, Ятманов Алексей Николаевич
Нервно-психическая адаптация является основой психического здоровья, и определяет успешность деятельности военнослужащих. Проведен анализ динамики нервно-психической адаптации военнослужащих в процессе обучения в вузе.
Читать PDF
185.44 кб

Психологические аспекты изучения притязаний у военнослужащих офицеров

Кирякова Елена Александровна
Данная статья посвящена теоретическому анализу психологических аспектов изучения притязаний у военнослужащих офицеров.
Читать PDF
275.76 кб

Психологические характеристики военнослужащих с нарушениями адаптации

Червякова Варвара Александровна
В статье рассматриваются нарушения адаптации военнослужащих по призыву, уделяется внимание влиянию различных факторов на развитие дезадаптации.
Читать PDF
280.83 кб

Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза

Солодков Алексей Сергеевич, Ильина Анна Александровна, Федоров Евгений Владимирович, Кузнецова Екатерина Вениаминовна, Ятманов Алексей Николаевич
В статье рассмотрен вопрос прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза.
Читать PDF
354.92 кб

История развития и современное состояние китайской военной психологии

Караяни Александр Григорьевич
Актуальность (контекст) тематики статьи. Российская военная психология активно анализирует обретенные за годы своего реформирования достижения и с огромным интересом обращается к военно-психологическому опыту зарубежных армий.
Читать PDF
187.10 кб

Современный военный профессионализм: социально-психологический аспект

Диденко Ирина Валерьевна, Диденко Антон Александрович
В статье рассматривается понятие военного профессионализма, анализируются уровень профессионализма военнослужащих внутренних войск МВД России, их отношение к профессионализму и ряд связанных с этим проблем (идентичность, престиж в
Читать PDF
1,000.31 кб

Психолого-педагогические проблемы воспитательной работы в военном вузе

Соловьева А.В., Захарченко О.В.
В статье рассматривается сущность психолого-педагогических проблем военно-профессионального воспитания, а также вопросов, связанных с поиском путей повышения эффективности воспитательного процесса курсантов военных вузов.
Читать PDF
598.42 кб

Военная психология как область специального научного знания и практики

Караяни А. Г., Волобуева Ю. М.
В статье анализируется история становления военно-психологическогознания в России. Раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики. Дается характеристика объекта и предмета военной психологии.
Читать PDF
212.28 кб

Психологические особенности военнослужащих по призыву из неполных семей

Ильинский Сергей Владимирович
В статье рассматриваются особенности адаптации к воинской службе юношей из неполных семей, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей их поведения в новой социальной среде