Психология учения

Найдено 1 определение
Психология учения
синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. П. у., таким образом, выявляет специфику функционирования всех познавательных процессов у учащихся в ходе приобретения знаний и умений в обучении как компонентов процесса учения. Главной задачей в исследовании учения является выявление состава и факторов учения, определяющих его основные свойства (результативность, длительность, напряженность и др.). Кроме исследования общих вопросов состава, свойств и факторов учения, проводится также изучение особенностей функционирования учения применительно к усвоению знаний и умений в конкретных учебных предметах. Это осуществляется в рамках прикладных отраслей П. у. — П. у. математике, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, литературе и искусству, языкам, спорту и др. Другим основанием выделения отраслей П. у. являются возрастные ступени учащихся. По этому основанию выделяются П. у. дошкольников, школьников различных уровней обучения и студентов. Помимо этого различают также П. у. в норме и патологии. Исследования учения осуществлялись в рамках психологии и дидактики задолго до появления П. у. и педагогической психологии в целом как специальной отрасли психологии. Достаточно развернутые описания и объяснения состава и факторов учения можно найти в трудах Коменского, Гербарта, Дистервега, Дьюи, Ушинского. С начала XX в. учение изучается многими представителями разных научных школ как проблема педагогической психологии, оформившейся в самостоятельную область психологической науки. Здесь приложили свои усилия поздние ассоцианисты (Эббингауз, Мюллер, Мейман, Лай, Циген, Нечаев, Каптерев, Румянцев и др.), бихевиористы (Торндайк, Уотсон, Газри, Халл, Скиннер, Бандура и др.), гештальтисты (Вертгаймер, Кофка, Дункер, Секкей), сторонники концепции взаимодействия субъекта с объектом (Пиаже и его последователи), когнитивисты (Осгуд, Осбел, Брунер, Ганье, Лингхарт, Глейзер, Резник, Андерсон, Стернберг и др.), представители теории социальной детерминации и деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин и их последователи). Для отражения характеристик учения применяются методы прямого и косвенного отражения изучаемых характеристик. К прямым методам относятся: вербальные отчеты испытуемых, ответы на вопросы в анкетах, в беседах и интервью. К косвенным методам отражения характеристик учения относятся: анализ результатов учения в обучении и в тестах обучаемости, анализ речевых данных при «рассуждении вслух» в ходе выполнения операций в составе учения и решения учебных задач, использование психофизиологических показателей (скрытых речевых артикуляций и др.). К настоящему времени получены довольно обширные эмпирические знания о составе учения, а также условиях и факторах учения, влияющих на характеристики его эффективности, (результативность, длительность, напряженность). В эмпирических описаниях состава и структуры процесса учения выделяются компоненты этого процесса разных уровней. На исходном макроуровне предлагается различать от двух до шести макрозвеньев учения (познание — запоминание, или: внимание — восприятие — осмысление — закрепление — применение — перенос). Указанные компоненты действительно сводятся к двум, но не просто к познанию и запоминанию, а к более широким функционально, которые включают в себя познание и запоминание, но также и другие процессы. Первым таким макрокомпонентом в составе учения является построение (получение, создание, возникновение в опыте, уяснение) знаний об объектах и действиях с ними, вторым — отработка (освоение, упрочение, закрепление) знаний и действий. Составляющими первого макрокомпонента — построения знании — являются познавательные процессы селективного восприятия, понимания сообщений, эмпирического и теоретического мышления, реализуемые на основе аналитико-синтетических операций (различение, разделение, абстрагирование, отождествление, обобщение, объединение), а также символические операции (кодирование и декодирование речевых, искусственно-знаковых, схематических и других сообщений). Составляющими второго макрокомпонента — упрочения знаний и умений — являются их интериоризация и автоматизация на основе непосредственных и опосредованных мнемических операций. Важной составляющей обоих макрокомпонентов могут быть рефлексивные акты регуляции всех познавательных и мнемических учебных действий на основе знания их результатов и способов осуществления. Указанные регулирующие акты делают учение активным и целесообразным процессом, т.е. деятельностью субъекта. Однако эмпирически наблюдается также учение, протекающее и как нерегулируемый процесс. В теориях учения делаются попытки объяснить свойства учения и выдвигаются гипотезы четырех видов: 1) О наличии различных необходимых компонентов в структуре учения, которые не наблюдаются непосредственно. 2) О сводимости тех или иных явно наблюдаемых компонентов учения к другим наблюдаемым его компонентам. 3) О необходимости некоторых наблюдаемых компонентов учения и необязательности других для того, чтобы учение вообще состоялось и дало результат — приобретение новых знаний и умений. 4) О необходимости (причинном характере) каких-либо явных внешних или внутренних условий также для достижения результатов учения (а не просто для его ускорения и облегчения, что обычно бесспорно относится к эмпирическому изучению учения, в отличие от установления причинных связей, которое чаще относят к теоретической работе, но иногда считают также эмпирическим исследованием). Часто указанные виды теоретических объяснений сочетаются в составе утверждений различных теорий учения. Кроме теорий учения психологического уровня, имеются также теории психофизиологического уровня, в которых делаются попытки объяснить характеристики компонентов учения через процессы высшей нервной деятельности и другие мозговые механизмы. И.И.Ильясов

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
495.42 кб

Психологическая зависимость ученика от учителя

Котова Е.Л.
Читать PDF
809.94 кб

Психологические воззрения учёных средневековья

Шодиев Холмат Тиркашивич, Атамуродова Рохила Каршибоевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли
В данной статье анализируются взгляды на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.
Читать PDF
368.74 кб

Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог

Сахарова Татьяна Николаевна, Чурилова Екатерина Евгеньевна
Читать PDF
274.60 кб

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

Петров Филипп Валерьевич
В статье на основании анализа фрагментов ряда трактатов Августина (De div. quaest. 64; De Gen. III, 20 [30], 22 [34]; De Trin.
Читать PDF
10.31 мб

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ВЗГЛЯД ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Щербаков Григорий Викторович, Лаврентьева Инна Валериевна
Статья открывает цикл статей, посвященных одной из отраслей научного знания, которая развивается за рубежом, психологии преступного поведения.
Читать PDF
14.65 мб

Психологические условия и механизмы активности субъекта учения

Алексеев Н.А.
В описаниях процесса обучения подчеркивается значимость и важность собственной активности обучаемого при освоении учебного материала.
Читать PDF
63.88 кб

Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения

Бородина Валентина Александровна
В статье обоснована интеграция обучения и учения в использовании интерактивных технологий,рассмотрены психологические основы качества усвоения информации, аргументированы возможностиинтеграции познавательных психических явлений с
Читать PDF
130.64 кб

Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии

Серкин Владимир Павлович
Разделение научных и религиозных учений проходит, по мнению автора, по линии ответа на вопрос о детерминантах человеческой активности.
Читать PDF
55.85 кб

Психологические условия изменения отношения к учению у подростков

Соболева Мария Олеговна
Статья посвящена попытке переосмыслить психологические условия, которые влияют на изменение отношения к обучению в школе у подростков.
Читать PDF
348.17 кб

Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя

Метелкина Татьяна Николаевна
Автор рассматривает проблему психологического здоровья школьников, выделяя критерий динамического равновесия между индивидом и средой гармонию между ребенком и социумом, фиксирует в процессе проведения исследований наличие у школь
Читать PDF
314.56 кб

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Сочивко Дмитрий Владиславович
В статье представлен анализ психодинамического содержания философской мысли позднеантичного периода.
Читать PDF
319.89 кб

Учение о личностном компромиссе в святоотеческой и светской психологии

Голубева Марина Герасимовна
В статье отражены воззрения о личностном компромиссе различных авторов в святоотеческой и светской психологии, показывая осознание человеком идеалов христианской духовности, «великодушия», личной ответственности каждого и понимани
Читать PDF
374.22 кб

Учение о душе в рамках философско-психологических воззрений Аристотеля

Шилкина Ирина Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению проблемы души в рамках философско-психологических воззрений Аристотеля родоначальника психологии как науки, который впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела, где душа является формой,
Читать PDF
269.04 кб

Технологические аспекты развития концепции ученика у будущих психологов

Гущина Т. И.
Gushchina T.I. Technological Aspects of Pupil Conception Development Among Future Psychologists. The article gives grounds to personality-oriented and activity approaches as methodological bases of techno-logy.
Читать PDF
260.05 кб

Психологический механизм развития отношений учитель-ученик в средней школе

Соболева Мария Олеговна
В данной статье представлен новый подход к пониманию условий для развития отношений педагогов и учащихся средней школы. Общеизвестно, что при переходе в подростковый возраст у ребенка качественно меняются отношения к педагогу.

Похожие термины:

  • ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    психологическое учение о темпераменте) - Подход к темпераменту, характерный для этого учения, - идти от анализа только поведения. При определении темперамента, как правило, не фигурирует признак вр