ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Психология труда
раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
наука, изучающая психологический закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
психология труда
отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения людей в процессе трудовой деятельности на основе исследования особенностей психических процессов, состояний и свойств личности в различных видах трудовой деятельности. П. т. решает вопросы повышения эффективности труда, профессионального мастерства, приспособления орудий труда и машин к возможностям человека, улучшения экологической обстановки на производстве. К проблемам П. т. относятся профессиональный отбор, профессиональная адаптация, восприятие и переработка информации оператором, профессиональное обучение, психологическая подготовка к труду. П. т. взаимодействует с общей, социальной и инженерной психологией, гигиеной, технической эстетикой, биологией, физиологией. П. т. подходит к человеку, как к субъекту трудовой деятельности, в которой раскрывается его отношение к действительности, развиваются сознание и самосознание.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
прикладная отрасль научной психологии, где собраны факты, ведутся научные исследования и вырабатываются практические рекомендации, касающиеся психологических аспектов оптимальной организации труда человека, в том числе выработки трудовых умений и навыков, профессиональной ориентации, профессионального отбора и подготовки людей и ряд других вопросов. Эта область исследований возникла в Европе в начале ХХ в. и сначала называлась психотехникой. Она объединяла как собственно психологию труда, так и инженерную психологии. Впоследствии эти отрасли знаний стали самостоятельными науками. В настоящее время термин П.т. не является общеупотребительным. Ему отдают предпочтение в основном европейские ученые, в то время как американские психологи называют эту же область знаний и исследований промышленной или организационной психологией. См. психология инженерная, психология организационная, психология промышленная, психотехника.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Психология труда
наука, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности для ее оптимизации. К числу изучаемого относятся:
профессионально важные качества и состояния человека, которые выделяются на основе анализа требований профессии к нему и выступают основой для организации системы адаптации человека к трудовой деятельности;
структура и динамика группы как субъекта трудовой деятельности;
возможности, предоставляемые трудовой деятельностью для удовлетворения насущных потребностей, самореализации и развития человека.
В этом отношении П. т. непосредственно связана с такими науками, как эргономика, социология труда, физиология труда, санитарная гигиена, научная организация труда (НОТ), экономика.
В настоящее время основной акцент делается на гуманистическую ориентацию П. т., поэтому она сближается с организационной психологией.
Практический психолог, работающий как психолог труда, осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
диагностику и развитие профессионально важных качеств персонала;
диагностику и оптимизацию психофизиологического состояния человека в процессе труда;
участие в проектировании рабочей среды;
оценку и оптимизацию социально-психологического климата и участие в формировании рабочих групп;
участие в разрешении конфликтов;
помощь руководителю в развитии его профессионально важных качеств, оптимизации стиля взаимодействия и решении социальных вопросов.
профессионально важные качества и состояния человека, которые выделяются на основе анализа требований профессии к нему и выступают основой для организации системы адаптации человека к трудовой деятельности;
структура и динамика группы как субъекта трудовой деятельности;
возможности, предоставляемые трудовой деятельностью для удовлетворения насущных потребностей, самореализации и развития человека.
В этом отношении П. т. непосредственно связана с такими науками, как эргономика, социология труда, физиология труда, санитарная гигиена, научная организация труда (НОТ), экономика.
В настоящее время основной акцент делается на гуманистическую ориентацию П. т., поэтому она сближается с организационной психологией.
Практический психолог, работающий как психолог труда, осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
диагностику и развитие профессионально важных качеств персонала;
диагностику и оптимизацию психофизиологического состояния человека в процессе труда;
участие в проектировании рабочей среды;
оценку и оптимизацию социально-психологического климата и участие в формировании рабочих групп;
участие в разрешении конфликтов;
помощь руководителю в развитии его профессионально важных качеств, оптимизации стиля взаимодействия и решении социальных вопросов.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. В настоящее время исследования по П. т. проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. В рамках П. т. сложились промышленная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая психология и т. п., большое значение приобретают исследования в сфере управления и обслуживания. Зарождение зарубежной П. т. связывают с созданием системы Тейлора. В России рабочие движения человека, физиологические критерии установления продолжительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов. Дальнейшие исследования в данном направлении стали проводиться в рамках психотехники. Однако окончательное признание П. т. получила лишь в середине 50-х гг. В современной П. т. можно выделить следующие направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути формирования профессиональной пригодности, воспитание положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др. Методы П. т.— эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение, интервью, анкетные обследования, трудовой метод изучения профессий и др. Дальнейшая разработка методов П. т. предполагает проведение исследований по совершенствованию способов регистрации изучаемых параметров. П. т. органически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогической, инженерной и основывается на общих с ними принципах, использует их достижения и методы. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Чарлз О'Риган — управляющий компанией, насчитывающей 300 сотрудников. Он хочет изменить структуру сбыта товаров. При этом некоторые из сотрудников отдела сбыта должны быть повышены в должности и стать помощниками управляющего, а на их место нужно нанять новых работников. Как Чарлзу выбрать нужных людей для повышения и как сделать так, чтобы сотрудники отдела сбыта эффективно осуществляли новую политику фирмы?
Назначение сотрудников на новую должность и подбор персонала — вопросы, относящиеся к сфере деятельности психолога труда и организации работы. Одна из основных задач при подборе персонала — оценить возможности будущих сотрудников и их способность к профессиональному росту. В идеальном случае подбор должен начинаться с проведения анализа данной работы, чтобы определить, какие качества необходимы для ее успешного выполнения. На следующем этапе проводятся опрос и оценка кандидатов с целью определения степени их пригодности для данного вида работы. Опрос включает в себя выполнение заданий, с которыми сотрудник может столкнуться на своем будущем рабочем месте. Например, кандидатам в помощники управляющего могут предложить оценить ряд задач и определить из них приоритетные для фирмы. С помощью других методов измеряют психологические качества, такие, как интеллект и черты характера, от которых предположительно зависит успешное выполнение данной работы. Психология труда охватывает не только вопросы подбора и оценки способностей персонала; она связана с изучением психологических аспектов трудовой деятельности в широком смысле. Помимо всего прочего, она занимается разработкой обучающих программ и борьбой со стрессами.
В различных странах приняты различные термины для описания этой области психологии. Например, достаточно широко используются такие термины, как «индустриальная психология», «психология занятий», «психология труда и организации работы», а также «организационная психология».
См. также статьи «Психология здоровья», «Психологические тесты», «Стресс», «Удовлетворение от работы».
Назначение сотрудников на новую должность и подбор персонала — вопросы, относящиеся к сфере деятельности психолога труда и организации работы. Одна из основных задач при подборе персонала — оценить возможности будущих сотрудников и их способность к профессиональному росту. В идеальном случае подбор должен начинаться с проведения анализа данной работы, чтобы определить, какие качества необходимы для ее успешного выполнения. На следующем этапе проводятся опрос и оценка кандидатов с целью определения степени их пригодности для данного вида работы. Опрос включает в себя выполнение заданий, с которыми сотрудник может столкнуться на своем будущем рабочем месте. Например, кандидатам в помощники управляющего могут предложить оценить ряд задач и определить из них приоритетные для фирмы. С помощью других методов измеряют психологические качества, такие, как интеллект и черты характера, от которых предположительно зависит успешное выполнение данной работы. Психология труда охватывает не только вопросы подбора и оценки способностей персонала; она связана с изучением психологических аспектов трудовой деятельности в широком смысле. Помимо всего прочего, она занимается разработкой обучающих программ и борьбой со стрессами.
В различных странах приняты различные термины для описания этой области психологии. Например, достаточно широко используются такие термины, как «индустриальная психология», «психология занятий», «психология труда и организации работы», а также «организационная психология».
См. также статьи «Психология здоровья», «Психологические тесты», «Стресс», «Удовлетворение от работы».
Источник: 101 ключевая идея психологии
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПСІХАЛОГІЯ ПРАЦЫ / PSYCHOLOGY OF LABOR– отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения людей в процессе трудовой деятельности на основе исследования особенностей психических процессов, состояний и свойств личности в различных видах трудовой деятельности. Как отдельная отрасль психологического знания П. т. начала выделяться в конце XIX– начале XX в. и связана с работами американского инженера Ф. Тейлора (1856–1915). П. т. решает вопросы повышения эффективности труда, профессионального мастерства, приспособления орудий труда и машин к возможностям человека, улучшения экологической обстановки на производстве. К проблемам П. т. относятся профессиональный отбор, профессиональная адаптация, восприятие и переработка информации оператором, профессиональное обучение, психологическая подготовка к труду. Основные компоненты П. т.: 1) П. т. в узком смысле (изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и профессиональной деятельности, развитие человека в труде и др.); 2) инженерная психология (изучает информационное взаимодействие субъекта труда со сложной техникой, а также характеристики и функциональные состояния человека-оператора); 3) эргономика (изучение особенностей трудовых процессов с целью их оптимизации); 4) организационная психология (психология управления– изучает иерархические взаимоотношения работников в организации с целью их оптимизации и повышения производительности труда); 5) профессиональная ориентация (см. Профессиональная ориентация– способствует принятию субъектом осознанного решения о выборе профессии (см. Выбор профессии)); 6) профессиональное обучение/образование (целенаправленное формирование личности профессионала). П. т. взаимодействует с общей, социальной и инженерной психологией, гигиеной, технической эстетикой, биологией, физиологией. П. т. подходит к человеку как к субъекту трудовой деятельности, в которой раскрывается его отношение к действительности, развиваются сознание и самосознание. Е. Н. Зуева
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
область психологии, изучающая закономерности проявления различных психологических механизмов в деятельности трудовой, закономерности формирования конкретных форм этой деятельности и отношения человека к труду. Ее объект - деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы. Ее основы формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии.
Чрезвычайно разветвленная дисциплина - основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр.
Выделяются следующие основные направления ее исследований:
1) рационализация труда и отдыха;
2) динамика работоспособности;
3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной;
4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.
Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.
Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника - на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни - оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач.
Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга "Психология и эффективность производства" (1913) и "Основы психотехники" (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы "Физиологические критерии для установки длины рабочего дня" (1897), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям.
Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.
Чрезвычайно разветвленная дисциплина - основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр.
Выделяются следующие основные направления ее исследований:
1) рационализация труда и отдыха;
2) динамика работоспособности;
3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной;
4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.
Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.
Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника - на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни - оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач.
Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга "Психология и эффективность производства" (1913) и "Основы психотехники" (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы "Физиологические критерии для установки длины рабочего дня" (1897), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям.
Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологической науки, ставшая самостоятельной наукой, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения и психологических свойств трудящихся (их способностей и призвания).
П. т. стала оформляться как наука в конце XIX в. под влиянием роста промышленности. В США она начала развиваться в русле тейлоризма. В 1903 г. была названа немецким психологом В. Штерном психотехникой. В России П. т. начал разрабатывать И. М. Сеченов, опубликовавший, в частности, следующие работы: «Физиологические критерии для установления длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901). Эти его работы заложили основу не только физиологии труда, но и П. т.
Отрасли П. т. приведены ниже.
СХЕМА СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1. Подсистема общих проблем.
1.1. Методология и методы психологии труда и ее разделов.
1.2. Психологическая профессиография.
1.3. История психологии труда и ее проблем.
2. Подсистема индивидуально-психологических проблем психологии труда.
2.1. Подсистема проблем приспособления личности к видам труда.
2.1.1. Психологическая рационализация подбора кадров.
2.1.1.1. Профессиональная ориентация.
2.1.1.1.1. Профессиональное просвещение (профобучение, воспитание и пропаганда).
2.1.1.1.2. Профессиональная консультация.
2.1.1.1.3. Профессиональная адаптация.
2.1.1.2. Психологический профессиональный отбор.
2.1.1.3. Психологический профессиональный подбор.
2.1.1.4. Изучение роли личного фактора в несчастных случаях и браке (ре-троспективная трудовая экспертиза).
2.1.2. Психологическое обоснование профессионального образования.
2.1.2.1. Психология трудового воспитания.
2.1.2.2. Психология трудового и профессионального обучения.
2.1.2.3. Психология тренировок и тренажеров.
2.1.2.4. Психологическая подготовка и мобилизация к различным видам труда.
2.2. Подсистема проблем приспособления труда к требованиям личности.
2.2.1. Психология организации труда.
2.2.1.1. Рационализация рабочих мест и их производственных межфункциональных связей.
2.2.1.2. Режим труда и отдыха.
2.2.1.3. Профилактика усталости трудящегося.
2.2.1.4. Борьба с монотонностью.
2.2.2. Инженерная психология (психология гуманизации техники).
2.2.2.1. Приспособление орудий труда и техники к личности.
2.2.2.2. Психологические проблемы технической эстетики (психология эстетизации техники и производственной среды).
3. Подсистема социально-психологических проблем психологии труда.
3.1. Проблемы, ранее разрабатывавшиеся чаще в аспекте индивидуальной психологии.
3.1.1. Психологические проблемы подготовки рабочих бригад.
3.1.2. Роль межличностных отношений в аварийности и травматизме.
3.1.3. Взаимозаменяемость в бригаде как форма активного отдыха.
3.1.4. Гуманизация техники в системе «коллектив — машина».
3.2. Проблемы, лежащие на пересечении социальной психологии и психо-логии труда.
3.2.1. Личность и трудовой коллектив.
3.2.2. Социально-психологическая адаптация личности в коллективе.
3.2.3. Психологические проблемы социалистического соревнования.
3.2.4. Психологические проблемы наставничества.
3.2.5. Психологическая совместимость.
3.2.6. Психологическая атмосфера и климат в трудовом коллективе.
3.2.7. Психология конфликтов на производстве.
3.2.8. Психологические проблемы руководства трудовым коллективом,
3.2.8.1. Психология объектов руководства.
3.2.8.2. Психология субъектов руководства.
П. т. стала оформляться как наука в конце XIX в. под влиянием роста промышленности. В США она начала развиваться в русле тейлоризма. В 1903 г. была названа немецким психологом В. Штерном психотехникой. В России П. т. начал разрабатывать И. М. Сеченов, опубликовавший, в частности, следующие работы: «Физиологические критерии для установления длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901). Эти его работы заложили основу не только физиологии труда, но и П. т.
Отрасли П. т. приведены ниже.
СХЕМА СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1. Подсистема общих проблем.
1.1. Методология и методы психологии труда и ее разделов.
1.2. Психологическая профессиография.
1.3. История психологии труда и ее проблем.
2. Подсистема индивидуально-психологических проблем психологии труда.
2.1. Подсистема проблем приспособления личности к видам труда.
2.1.1. Психологическая рационализация подбора кадров.
2.1.1.1. Профессиональная ориентация.
2.1.1.1.1. Профессиональное просвещение (профобучение, воспитание и пропаганда).
2.1.1.1.2. Профессиональная консультация.
2.1.1.1.3. Профессиональная адаптация.
2.1.1.2. Психологический профессиональный отбор.
2.1.1.3. Психологический профессиональный подбор.
2.1.1.4. Изучение роли личного фактора в несчастных случаях и браке (ре-троспективная трудовая экспертиза).
2.1.2. Психологическое обоснование профессионального образования.
2.1.2.1. Психология трудового воспитания.
2.1.2.2. Психология трудового и профессионального обучения.
2.1.2.3. Психология тренировок и тренажеров.
2.1.2.4. Психологическая подготовка и мобилизация к различным видам труда.
2.2. Подсистема проблем приспособления труда к требованиям личности.
2.2.1. Психология организации труда.
2.2.1.1. Рационализация рабочих мест и их производственных межфункциональных связей.
2.2.1.2. Режим труда и отдыха.
2.2.1.3. Профилактика усталости трудящегося.
2.2.1.4. Борьба с монотонностью.
2.2.2. Инженерная психология (психология гуманизации техники).
2.2.2.1. Приспособление орудий труда и техники к личности.
2.2.2.2. Психологические проблемы технической эстетики (психология эстетизации техники и производственной среды).
3. Подсистема социально-психологических проблем психологии труда.
3.1. Проблемы, ранее разрабатывавшиеся чаще в аспекте индивидуальной психологии.
3.1.1. Психологические проблемы подготовки рабочих бригад.
3.1.2. Роль межличностных отношений в аварийности и травматизме.
3.1.3. Взаимозаменяемость в бригаде как форма активного отдыха.
3.1.4. Гуманизация техники в системе «коллектив — машина».
3.2. Проблемы, лежащие на пересечении социальной психологии и психо-логии труда.
3.2.1. Личность и трудовой коллектив.
3.2.2. Социально-психологическая адаптация личности в коллективе.
3.2.3. Психологические проблемы социалистического соревнования.
3.2.4. Психологические проблемы наставничества.
3.2.5. Психологическая совместимость.
3.2.6. Психологическая атмосфера и климат в трудовом коллективе.
3.2.7. Психология конфликтов на производстве.
3.2.8. Психологические проблемы руководства трудовым коллективом,
3.2.8.1. Психология объектов руководства.
3.2.8.2. Психология субъектов руководства.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984