Психология потребителя

Найдено 1 определение
Психология потребителя
consumer psychology) Существует два осн. аспекта поведения потребителя: удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Поведение потребителя, где исключительную роль играют потребности, вряд ли требует подробного объяснения. Достаточным будет собрать данные о том, когда, где и что приобрел потребитель. Когда же мы хотим ответить на вопрос, почему он так поступил, мы уже имеем дело с более сложным феноменом мотивации. Желания управляют значительной частью нашего потребительского поведения. Джордж Катона в своей работе "Могущественный потребитель" (The powerful consumer) рассматривает взаимодействие материальных и психол. факторов. Спад, изобилие и инфляция могут быть как следствиями, так и причинами поведения и П. п. Понимание причин, кроющихся за аттитюдами, предпочтениями и выражением желаний, требует объединения экономики, антропологии и психологии. Хотя получение элементарных данных о потребительском поведении и можно назвать П. п., этот термин правильнее было бы употреблять в случаях, когда ставится вопрос о том, почему потребители ведут именно так, а не иначе. Ответы на вопрос "почему" чаще имеют отношения к желаниям, нежели к потребностям. Чтобы глубже проникнуть в П. п., нужно учитывать ряд факторов. Принцип гештальта. Приобретение конкретного вида товара должно рассматриваться по возможности в самом широком культурном контексте. Если мы хотим понять, почему человек купил именно эту марку мыла, продуктивным путем может стать изучение более общего гештальта поведения, связанного с мытьем и купанием. Так, мн. исслед. в области П. п. начинаются с анализа фундаментальных вопросов. Принцип "айсберга". Принцип "айсберга" подразумевает, что не вся необходимая информ. всегда лежит "на поверхности". Если принимать этот принцип во внимание, то оказывается, что большая часть поведения покупателя (а тж соц. поведения, включая такие действия как участие в выборах или отказ от курения) обусловливается глубоко скрытыми причинами. Признающие этот принцип исследователи избегают прямых вопросов "почему" при изучении мотивации потребительского поведения. При использовании вопросов "почему" респондента склоняют дать объяснение собственной мотивации, что часто оказывается невозможным. Динамический принцип. Челов. мотивация не статична. Соц., экономические и психол. тенденции влияют на все формы поведения. Опросные методики, сконцентрированные на получении данных о поведении на момент опроса, часто оставляют без внимания всю важную информ. Спрашивая чел., сколько он зарабатывает, мы не получим сведений о том, стабильно ли его финансовое состояние или оно изменяется в сторону улучшения/ ухудшения, что гораздо полезнее знать, нежели доход на момент опроса. С психол. т. зр., люди, экономическое положение к-рых улучшается, неизменно или ухудшается, в действительности принадлежат к трем совершенно разным категориям, даже если они зарабатывают в данное время абсолютно одинаково. Образ и символика. За каждым товаром стоит идея. То, что остается в представлении потребителя после массированного воздействия рекламы конкретной марки товара, - это образ товара: мелодия, ритм, общая конфигурация, фон, кандидат или страна. Это более чем расплывчатый феномен. Мн. научные исслед. показали, что мы склонны мгновенно менять свое мнение и интерпретацию нейтрального утверждения, когда узнаем, что с ним ассоциируется чел., к-рый нам нравится или не нравится. Мы реагируем скорее на сигнатуру (идентификационную характеристику) сообщения, чем на его содержание. Применение этих 4 принципов (заимствованных из антропологии, глубинной психологии, футурологии и символизма) и их неизбежный перевод на уровень методологии представляют собой осн. нововведения в области П. п. Они образуют концептуальную основу для более полного понимания мотивации потребительского поведения. Следует разграничивать интерпретационные и дескриптивные исслед. Дескриптивное исслед. описывает поведение потребителя. Подобная информ., конечно, крайне важна, но она не представляет базисного уровня исслед. Если мы хотим мотивировать потребителей и влиять на их поведение, нам потребуются интерпретации потребительского поведения. Если мы научимся распознавать и отбрасывать намеренную ложь опрашиваемых респондентов, то можно будет создать статистически достоверные описание и анализ их поведения. Метод, применяемый в совр. исслед. П. п., заключается в том, чтобы позволить респондентам как можно подробнее описать свое поведение, избегая при этом "самодиагностики". Вместо того чтобы спрашивать чел., почему он купил именно этот автомобиль, исследователь побуждает его рассказать как можно подробнее об этом периоде своей жизни, начиная с первого момента принятия решения о приобретении нового автомобиля и до заключения договора о покупке; это позволяет исследователю проанализировать действительную мотивацию потребительского поведения. Строгие исслед. П. п. начинаются с выдвижения четких конструктивных гипотез относительно потребительского поведения. Эти гипотезы могут брать начало в культурологии, глубинной психологии, футурологии или символизме. Вопрос "почему потребитель покупает ту или иную марку мыла?" может стать вполне правомерным аспектом изучения П. п. Мы применяем первый принцип, начиная с анализа привычек и ритуалов поведения, связанного с мытьем и купанием. Мыло может вызывать у потребителей не просто ощущение физ. чистоты. Купание при крещении или ритуальное омовение очищает чел. от грехов и вины (принцип "айсберга"). Динамический принцип позволяет исследователю П. п. обнаружить релевантные изменения. Они могут касаться дохода: находится ли он на одном уровне, растет ли или падает. Сумма дохода м. б. одинаковой у неск. потребителей, однако при этом их поведение может различаться. Символизм - важная часть коммуникации. Часто потребитель воспринимает невербальные образы лучше, чем конкретную информ. Выражение "разбуди в себе зверя" ассоциируется с ощущением силы, хотя оно покажется нелепым, если воспринять его буквально. Потребитель часто приобретает образ товара, а не его реальные преимущества, или голосует не за политические обещания кандидата, а за его имидж. Нужны ли нам новые товары? П. п. привлекает внимание к моральным дилеммам. До тех пор пока мы пытаемся лишь понять поведение потребителя, все выглядит более или менее приемлемым. Но орг-ции, заинтересованные в определенном поведении потребителя, часто пытаются побудить его приобрести тот или иной вид товара или совершить те или иные действия. Экономисты, по-видимому, склонны руководствоваться умозрительной моделью потребностей и желаний потребителя, напоминающей пирог. Чем больше кусков от этого пирога отрезается, тем меньше его остается. Они считают, что чел. ограничен в своих потребностях и желаниях. Совр. исслед. П. п., однако, показывают, что было бы более верным рассматривать эти желания и потребности как постоянно растущие. Развитие индустрии звукозаписи началось сразу после возникновения радио. Появление возможности воспользоваться услугами множества каналов при помощи простого нажатия кнопки должно было бы, по идее, значительно сократить размеры этого "пирога". Но оказалось, что нужды потребителя регулируются законами психологии иного свойства: чем больше музыкальных и др. развлечений открывают для себя потребители, тем больше они хотят иметь. Расширяющееся признание П. п. может благоприятно отразиться на подчас слишком рациональных и логических теориях экономистов и маркетологов. Так, считается, что во время экономического упадка объемы продаж предметов роскоши должны сокращаться, тогда как фактически они, наоборот, возрастают. Чисто логического объяснения здесь недостаточно. В периоды, когда чел. чувствует себя незащищенным, он нуждается в символах качества и постоянства, а потому - может он это себе позволить или нет - он все равно покупает более дорогие товары, напр., "Мерседес-Бенц", драгоценности, круизы. В будущем, возможно, придется все чаще говорить о психол. экономике как о новой научной дисциплине. См. также Реклама, Прикладные исследования, Изучение потребителей, Мотивация Э. Дихтер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
122.57 кб

Влияние рекламы на психологию потребителя

Сабуров Алексей Евгеньевич
В данной статье автор рассматривает проблемы, не нашедшие своего отражения в новом законе о рекламе. Предлагаются варианты усиления контроля за рекламной деятельностью.
Читать PDF
901.86 кб

Психологические особенности поведения потребителей

Одинцов Андрей Алексеевич, Одинцова Ольга Витальевна
Статья посвящена психологическим аспектам поведения потребителей сферы сервиса. Исследовано понятие потребительского поведения. Рассмотрены аспекты принятия потребительского решения.
Читать PDF
628.41 кб

Психологические факторы потребительского поведения

Сыркина А.Н.
Читать PDF
235.40 кб

Психологические особенности поведения потребителей

Шахарова Е.С.
Статья посвящена психологическим аспектам поведения потребителей сферы сервиса. Рассмотрены основные аспекты принятия потребительского решения.
Читать PDF
360.54 кб

Потребительское поведение в сфере экономико-психологических исследований

Шульгин Михаил Васильевич
Ставится вопрос о соотношении экономических и прикладных методов анализа, приводятся современные представления об экономическом поведении; отражается опыт интеграции психологического и институционального инструментария в экономиче
Читать PDF
418.02 кб

Социально-психологический подход к исследованию потребительского поведения

Фоломеева Татьяна Владимировна
В статье рассмотрена когнитивная парадигма социально-психологических исследований потребительского поведения, в основе которой лежат идеи К. Гергена о конструировании социального мира, этнометодология Г.
Читать PDF
679.44 кб

Перспективы исследования потребительского поведения в психологической науке

Бабаева М.В., Ситникова Е.В.
В статье дан краткий обзор исследований потребительского поведения в психологической науке, описаны взгляды на категорию «Я»-концепции личности, обоснована значимость исследования «Я»-образов и тактик самопрезентации молодых людей
Читать PDF
161.77 кб

Потребительское поведение городской молодежи: социально-психологический анализ

Самарбаева Н. К.
В настоящее время потребительское поведение в молодежной среде становится одной из значимых социальных практик, открывающей перспектиих личностной самоактуализации.
Читать PDF
113.76 кб

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

Ермолин А.В.
Читать PDF
411.65 кб

Современные зарубежные исследования психологии потребительского поведения в сфере моды

Костригин А.А.
В статье обсуждается одно из новых направлений в психологии психология моды. Кратко отмечаются направления исследований российских ученых, и подробно излагаются результаты исследований зарубежных коллег.
Читать PDF
166.66 кб

Потребительская социализация в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

Шайдакова Наталья Викторовна
В статье представлен обзор исследований потребительской социализации в зарубежной и отечественной экономической психологии.
Читать PDF
400.73 кб

Интеграция психологических и экономических знаний на примере потребительского поведения

Палкина Татьяна Сергеевна
Статья посвящена проблеме интеграции психологических и экономических знаний. Рассмотрены стратегии методологической и теоретической интеграции и возможность их применения в контексте изучения потребительского поведения.
Читать PDF
417.11 кб

Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии

Шайдакова Наталья Викторовна, Радина Надежда Константиновна
Рассматриваются основные направления развития экономической психологии в ХХ-ХХ1 вв. Особое внимание уделено теме социально-психологических аспектов потребления в зарубежных и российских психологических исследованиях.
Читать PDF
519.35 кб

Социально-психологический аспект потребительского поведения (на примере сельских жителей)

Ахметова Эльвина Искандаровна, Бадамшина Айгуль Ришатовна
В статье акцентировано внимание на социально-психологическом аспекте потребительского поведения. Выделены основные направления изучения данного явления.
Читать PDF
274.75 кб

Социально-психологические факторы потребительской оценки качества стоматологической помощи

Кудинова Надежда Алексеевна
Цель: изучение мотивационного пространства, ценностных ориентаций и медико-психологического портрета пациентов, оценивающих качество стоматологической помощи.